Жить ради Христа

Беседа с наместником Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)

– Обретение мощей преподобного Серафима двадцать лет тому назад и крестный ход с его мощами по сути дела стали знамением возрождения России. Что эти двадцать лет вместили в себя особенно важного, на ваш взгляд?

– Эти  двадцать серафимовских лет дали возможность увидеть, как сила Христова, сила Духа Святого, Сам Христос Спаситель, без Которого мы не можем ничего делать, Источник нашей жизни, с Богом Отцом и Духом Святым побеждает в нас грех. России дана возможность свободно, без внешнего давления выбрать себе духовные ориентиры, начать жить во Христе и стяжать Духа Святого.

Отец Иоанн (Крестьянкин) обычно свои проповеди в летнюю память Преподобного посвящал его беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни. И проповеди его я слушал, и беседу читал, но не виделось практической стороны этого дела – как же конкретно мне или моему соседу стяжать Духа Святого. И вот в один из приездов сюда в Дивеево на какую-то дату, связанную с Батюшкой, до меня дошли его слова: «Добро, делаемое ради Христа, приносит Духа Святого». Добро – это не только какие-то возвышенные дела, скажем, построить храм, хотя это действительно великое добро ради Христа. Но посвятить Христу мы можем любое дело. Например, домохозяйка готовит трапезу или наводит чистоту в доме. А почему бы ей не сказать, что она делает это ради Христа? И сразу все одухотворяется: трапеза будет возвышена до трапезы Господней, а быт – до бытия, а подвижничество – до подвига. Или послушник полет сорняки. Зной, ветер, пыль… Но ты скажи себе, что делаешь это ради Христа – и сразу Дух Святой посетит твою душу. А это – цель нашей жизни. Всё должны делать ради Христа – молиться, трудиться, терпеть скорби, и – как близко к нам Царство Небесное…

–Много нового народа пришло в Церковь, ничего не понимают, ничего не знают, часто даже о внешнем не имеют представления. Не снижается ли этим вера?

– Нет, конечно, нет. Эти  двадцать лет как раз и даны для этого, чтобы такие начинающие, дети духовные, выросли. Церковь много сделала для того, чтобы дать возможность людям прийти ко Христу. Это и строительство храмов, и духовно-просветительская деятельность. И теперь уже зависит от самих людей: вот он пришел в Церковь. Зачем? «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем». Давайте учиться! Чему мы научимся, то и будем пожинать в масштабах страны, в масштабах, я бы даже сказал, Вселенского православия.

Да, сначала пришел в храм – и ничего не понимает. А все-таки уже человек становится ближе ко Христу. Я сужу, например, по своим одноклассникам. У нас был очень дружный класс: 5 парней, 5 девчонок, и на будущий год – сорок лет, как мы кончили школу. С некоторыми я встречался, часть к нам в монастырь приезжала. Я вижу, как они растут. Например стал рассказывать однокласснице о Христе, о душе, о вечности. Она слушала, слушала и говорит: «Ты – инопланетянин». Говорю ей: «Сейчас начинается пост. Я предлагаю тебе поисповедаться и причаститься». Она говорит: «Никогда не исповедывалась и не причащалась, но ради интереса это сделаю». Пост заканчивается, звоню ей. «Да, и исповедалась и причастилась. Что-то в этом есть!» Проходит еще немного больше полмесяца, вдруг сама она звонит мне: «Ведь я исцелилась от болезни!» Я говорю: «Это Господь для укрепления твоей веры совершил чудо. Благодари Господа!»

 Мы выбрали Христа распятого, и к Нему идем. От этого мир становится лучше. И он будет до тех пор существовать, пока человек будет иметь возможность измениться к лучшему в Церкви Христовой и пока будут люди, которые желают этого изменения. Слава Богу, они есть! И, конечно, самая главная задача и интерес жизни духовной – это работа над собой. Будущее заложено в свободе выбора каждого. Богодарованная свобода все определяет. Мы не будем смотреть по сторонам, мы будем смотреть на Христа. И тогда, как идущего по волнам Петра, нас не будут страшить никакие катаклизмы, а мы, наоборот, будем радоваться тому, что «блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». 

– Существует такое мнение, что великие подвижники были когда-то в прошлом. Наши подвиги — маленькие и мы мало напоминаем настоящих христиан. Но даже такое наше маленькое движение к Христу тоже меняет мир к лучшему? 

– Конечно. И когда призываем Христа Спасителя, будь то имя Иисуса, будь то крестное знамение, будь то исповедь и причащение, мы видим, как душа набирается силы Духа Святого и побеждает грех. Я как-то отца Иоанна (Крестьянкина) спросил: «Вот, у нас святыни в обители, чудотворные иконы, мощи, мы боремся со грехом, но не у всех это получается. Кто-то сбивается с пути, очень печально это видеть». Он подумал, помолился и говорит: «Нам в таких случаях не хватает терпения». И снова вспомним слова Серафима Саровского: «Добро, делаемое ради Христа, приносит Духа Святого». Если мы будем терпеть себя, окружающих, терпеть нападки на Церковь ради Христа и дойдем до финиша нашей жизни со Христом, то мы Царство Божие наследуем, мы получим Духа Святого, по слову Серафима Саровского. 

– В общении  друг с другом мы такие нетерпеливые и очень требовательные к другим, но не к себе, хотим, чтобы те люди, с которыми мы общаемся, соответствовали самым высоким образцам. Почему такое происходит? 

– Причин-то много. И духовная жизнь многогранная, и психология человеческая – многосложная. Когда мы забываем о Христе, то это зло в нас проявляется – и в гордыни, и в осуждении, и в соблазне. Как Петр, идущий по волнам: когда он смотрел на Христа – шел, а когда он посмотрел, что творится кругом, то стал утопать. Серафим Саровский советует, как ложечкой, черпать радость духовную в Иисусовой молитве. А почему бы этому нам не научиться? Это как раз то, чего нам не хватает. Вот, мы вроде поверхностно стали христианами: в храм ходим, праздники справляем, иконы в домах повесили. А надо дальше идти, по ступенечкам подниматься. А дальше – это значит «непрестанно молитесь, всегда радуйтесь, за все благодарите». Нельзя отворачиваться от Христа. Когда мы отвернулись от Него, у нас осуждение бурно проявляется и недовольство, и тогда мы – такие хорошие, а другие все плохие. 

– Когда мы заинтересованы не только собой, а и другими, расширяется душа наша. Как это происходит? 

– Есть две заповеди: возлюби Бога, возлюби ближнего. Но смотрите, как Господь их поставил: на первом месте – возлюби Бога. А на втором месте – ради Бога возлюби ближнего. Часто говорят: «Все делай для ближнего – и ты спасешься и ты будешь святой человек». А я добавлю: делай ради Бога. Иначе мы до какого-то времени делаем добро ближнему, а ближний не так посмотрел, не то сказал, нас обидел – и мы потеряли к нему всякую любовь. Потому что это была человеческая любовь. А она должна быть ради Христа. Вот этому надо учиться! Я ради Христа даю книгу другу, я ради Христа желаю ему спасения, поэтому молюсь за него и так далее. Это трезвый подход, а не какая-то абстракция: дескать, я люблю все человечество, я люблю людей. А ты докажи свою любовь. И это сделай ради Христа. И начать надо с ближнего и с самого себя: делать все ради Христа – и мы увидим, как Господь побеждает в нас грех, побеждает диавола, побеждает смерть. Вот эта работа над собой во Христе Иисусе распятом и воскресшем – суть христианской жизни, почему мы называемся христианам. И этому надо учиться. 

–Я вспоминаю, отец Нафанаил у вас всегда принимал участие во всем: куда положено  по уставу, он всегда приходил. Мог не есть за обедом, но присутствовал на трапезе обязательно. Насколько это важно – выполнять устав? 

– Устав – это старец в монастырях, в дополнение к скорбям, которые мы переживаем. Жизнь в уставе монастыря, который включает в себя распорядок дня, – это самая плодотворная жизнь. Наш наместник послевоенного времени отец Алипий (Воронов) говорил: «Посещая трапезу и десять лет слушая внимательно жития святых, ты уже по мыслям станешь святым».

Дивеевская обитель

Читать также:

Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые […]

Жить ради Христа

– Обретение мощей преподобного Серафима двадцать лет тому назад и крестный ход с его мощами по сути дела стали знамением возрождения России. Что эти двадцать лет вместили в себя особенно важного, на ваш взгляд? – Эти  двадцать серафимовских лет дали возможность увидеть, как сила Христова, сила Духа Святого, Сам Христос Спаситель, без Которого мы не […]

«ЗНАЕШЬ, ГОСПОДЬ ТАК ПОМОГАЛ…»

Беседа молодой послушницы с монахиней Мелетией (Беляевой), которая начала монашескую жизнь в 1960-е годы в Пюхтице, а последние тридцать лет живет в Серафимо-Дивеевском монастыре. – Мать Мелетия, вы в каком году родились? – В 1939-м. – А когда в монастырь пришли, сколько вам было? – Может, восемнадцать лет было или двадцать. Точно не помню. – […]