Как добрый помысел помогает изменить ближнего
Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности монахам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии находится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не имеют конца. Общее разложение – целые семьи, взрослые, дети… Каждый день сердце мое обливается кровью…», «Что теперь творится в миру! Диавол разгулялся не на шутку…», «Какая в мире беда! Если болеть и беспокоиться о других, а не о себе самом, то весь мир виден, как на рентгене, который “просвечивает” духовными лучами». Но старец никогда не унывал, зная, что это временное попущение Божие и «в конце концов победит Христос».
Говоря о глобальных проблемах современного мира и частных, в жизни каждого человека, святой Паисий только в Церкви Христовой видел силу, способную противостоять злу и духовно преобразить мир. Поэтому он призывал христиан, и в особенности монахов – «связистов между небом и землей» – вести более добродетельную духовную жизнь. Старец считал, что изменить существующее положение в мире можно добрым примером собственной жизни и молитвой, что и составляет в совокупности творение добрых помыслов во внутреннем и внешнем делании. «В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло. Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, то это весьма помогает другим. Потому что, если кто-то духовно преуспевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его видит. То же самое и с человеком расхлябанным – он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг уже не остается ничего хорошего. Поэтому среди царящей расхлябанности очень поможет подвижнический дух».
Правильная добродетельная жизнь всегда видна. Как говорил старец, «у добродетели есть правило “выдавать” человека, где бы он ни находился». Пример тому мы находим в житиях святых, которые, скрывая свои духовные дарования, уходили в леса, пустыни, прикрывались юродством, тем не менее, добродетель «выдавала»; некоторых – уже в земной жизни, а тех, кому при жизни все-таки удавалось скрыться, после отшествия в мир иной открывала благодать, которая обнаруживалась чудотворениями, помогая многим людям.
Молитва и творение добрых помыслов о человеке буквально возрождают его, изменяя к лучшему. Это два чудодейственных средства, помогающие, когда другие слова и действия бессильны.
Когда мы молимся о ближнем, то просим Бога вмешаться в его жизнь своей святою благодатию и изменить ее обстоятельства к лучшему (в спасительном смысле): помочь ему оставить какую-то страсть, подать крепость в искушении, скорби и т.д. Богу возможно все. Молитва, произносимая с болью, творит чудеса, так как к прошению о Божественной помощи мы добавляем и собственное усилие – сердечную боль. Во время молитвы работает наш ум, ведь мы понимаем, что без Бога ничему невозможно быть, а когда мы испытываем боль за ближнего, работает наше сердце, и это уже – добровольная жертва.
Святой Паисий замечает, что даже наши вещи, рукоделия «пропитываются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоянии мы находимся. Если мы имеем внутренний мир и совершаем дело с молитвой, то наше доброе духовное состояние как бы отпечатывается на рукоделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда человек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо, наоборот, негативная энергия.
Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно влияют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они оказывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра. «Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму».
Чтобы показать, как это происходит в жизни, святой Паисий рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его ограбить, и про монахинь, которые приняли его за старца. Добрый помысел монахинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь. Такое благотворное действие доброго помысла иллюстрирует и случай, произошедший со святым Макарием. Когда авва возвращался со своим учеником в монастырь, им встретился язычник. Ученик преподобного шел впереди, а потому увидел его раньше и обругал. Язычник пришел в ярость и избил ученика. Спустя некоторое время и святой Макарий встретился с язычником, но он сотворил о нем добрый помысел: увидев его несшим бревно, святой похвалил его трудолюбие и пожелал Божией помощи. Это тронуло сердце язычника, он пошел за аввой и сделался его учеником.
«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит через призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, творя о ком-то добрые помыслы, мы направляем к нему нашу любовь, и в эту душу приходит Христос. В каком бы падшем состоянии ни находился человек, Господь всегда рядом с ним. Стоит человеку лишь на секунду обратить свою свободную волю к Богу, Господь тут же ему поможет. Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. То есть когда мы «мстим» врагу, делая ему добро, в нем начинают действовать любовь и божественная благодать, а потом человек изменяется, потому что его обличает совесть. Однако делать добро с намерением, чтобы врага обличала совесть, неправильно, в этом случае добро лишается силы. «Делай добро с любовью. Когда ты “мстишь” своему врагу добром, то он в хорошем смысле изменяется и исправляется», – утверждает старец Паисий. Благословите, а не кляните (Рим. 12, 14), – заповедует Господь.
Святой Паисий всегда подчеркивал в своих беседах, что ни при каких обстоятельствах ни на кого нельзя произносить злых пожеланий, хотя бы сказанное и было без дурного умысла. Особенно аккуратными со словами старец советовал быть родителям. В назидание он приводил следующий случай из жизни. У одного человека был сын, который связался с плохой компанией и вечерами где-то пропадал. Однажды, когда сын собирался на улицу, отец не сдержался и крикнул ему вслед: «Смотри, доходишься– принесут раз и навсегда!» В тот же самый вечер на обратном пути около самого дома парня сбила машина.
«Знайте, что… даже просто негодование родителей действует очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь», – такими словами святой Паисий уберегал родителей от страшных ошибок.
В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком человеке нет безрассудного равнодушия, ведь существует такое понятие, как «праведный гнев». Человек, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гневом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. Святой Паисий объясняет это духовное состояние так: «Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, – это “праведнейший гнев”. Гневаться, когда обижают тебя самого, – это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу <…> Если мы обличаем кого-то от любви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием, делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке высекает искры из кремня. Если мы терпим нашего брата от любви, то он понимает это. И нашу злобу он тоже понимает, даже если она внутренняя и никак не выражается внешне, потому что наша злоба вызывает в нем тревогу», – назидал старец Паисий. Об этом неоднократно в своих проповедях говорит доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун): «Сначала стань отцом, а потом и наказывай. Потому что только от родного человека, от отца примешь все, как из руки Божией. Но, не научившись любить, отцом не станешь».
О том, как важно творить добрые помыслы, свидетельствуют и слова святого Паисия, говорившего, что «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». Ведь от людей добрых происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг: землю, воздух, людей и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь деревеньке держатся доброго предания, то, расспросив старчиков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оставили им это предание в наследство. Как призывал нас святой Паисий Афонский: «Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди». Его же святыми молитвами помоги нам, Господи, всегда творить добрые помыслы!
Монахиня Феодосия (Тимашева),
эконом Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря, г. Самара