Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые семьи, взрослые, дети… Каждый день сердце мое обливается кровью…», «Что теперь творится в миру! Диавол раз­гулялся не на шутку…», «Какая в мире беда! Если болеть и беспокоиться о других, а не о себе самом, то весь мир виден, как на рентгене, который “про­свечивает” духовными лучами». Но старец никогда не унывал, зная, что это временное попущение Божие и «в конце концов победит Христос».

Говоря о глобальных проблемах современного мира и частных, в жизни каждого человека, святой Паисий только в Церкви Христовой видел силу, способную противостоять злу и духовно преобразить мир. Поэтому он призы­вал христиан, и в особенности монахов – «связистов между небом и землей» – вести более добродетельную духовную жизнь. Старец считал, что изменить существующее положение в мире можно добрым примером собственной жизни и молитвой, что и составляет в совокупности творение добрых помыс­лов во внутреннем и внешнем делании. «В прежние времена было обилие до­бра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множе­стве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в мо­настырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, не ставит­ся ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое до­бро тонет во многом зле, и у власти находится зло. Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, то это весьма помогает другим. Потому что, если кто-то духовно преу­спевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его ви­дит. То же самое и с человеком расхлябанным – он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, непримет­ным образом, вокруг уже не остается ничего хорошего. Поэтому среди царя­щей расхлябанности очень поможет подвижнический дух».

Правильная добродетельная жизнь всегда видна. Как говорил старец, «у добродетели есть правило “выдавать” человека, где бы он ни находился». Пример тому мы находим в житиях святых, которые, скрывая свои духов­ные дарования, уходили в леса, пустыни, прикрывались юродством, тем не менее, добродетель «выдавала»; некоторых – уже в земной жизни, а тех, кому при жизни все-таки удавалось скрыться, после отшествия в мир иной откры­вала благодать, которая обнаруживалась чудотворениями, помогая многим людям.

Молитва и творение добрых помыслов о человеке буквально возрожда­ют его, изменяя к лучшему. Это два чудодейственных средства, помогающие, когда другие слова и действия бессильны.

Когда мы молимся о ближнем, то просим Бога вмешаться в его жизнь своей святою благодатию и изменить ее обстоятельства к лучшему (в спаси­тельном смысле): помочь ему оставить какую-то страсть, подать крепость в искушении, скорби и т.д. Богу возможно все. Молитва, произносимая с болью, творит чудеса, так как к прошению о Божественной помощи мы до­бавляем и собственное усилие – сердечную боль. Во время молитвы работает наш ум, ведь мы понимаем, что без Бога ничему невозможно быть, а когда мы испытываем боль за ближнего, работает наше сердце, и это уже – добро­вольная жертва.

Святой Паисий замечает, что даже наши вещи, рукоделия «пропитыва­ются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоя­нии мы находимся. Если мы имеем внутренний мир и совершаем дело с мо­литвой, то наше доброе духовное состояние как бы отпечатывается на ру­коделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда че­ловек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо, наоборот, негативная энергия.

Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно вли­яют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они ока­зывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра. «Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоружива­ет человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму».

Чтобы показать, как это происходит в жизни, святой Паисий рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его огра­бить, и про монахинь, которые приняли его за старца. Добрый помысел мона­хинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь. Такое бла­готворное действие доброго помысла иллюстрирует и случай, произошед­ший со святым Макарием. Когда авва возвращался со своим учеником в мо­настырь, им встретился язычник. Ученик преподобного шел впереди, а пото­му увидел его раньше и обругал. Язычник пришел в ярость и избил ученика. Спустя некоторое время и святой Макарий встретился с язычником, но он со­творил о нем добрый помысел: увидев его несшим бревно, святой похвалил его трудолюбие и пожелал Божией помощи. Это тронуло сердце язычника, он пошел за аввой и сделался его учеником.

«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит че­рез призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, творя о ком-то добрые помыслы, мы направляем к нему нашу любовь, и в эту душу приходит Христос. В каком бы падшем со­стоянии ни находился человек, Господь всегда рядом с ним. Стоит челове­ку лишь на секунду обратить свою свободную волю к Богу, Господь тут же ему поможет. Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. То есть когда мы «мстим» врагу, делая ему добро, в нем начина­ют действовать любовь и божественная благодать, а потом человек изменя­ется, потому что его обличает совесть. Однако делать добро с намерением, чтобы врага обличала совесть, неправильно, в этом случае добро лишает­ся силы. «Делай добро с любовью. Когда ты “мстишь” своему врагу добром, то он в хорошем смысле изменяется и исправляется», – утверждает старец Паисий. Благословите, а не кля­ните (Рим. 12, 14), – заповедует Господь.

Святой Паисий всегда подчеркивал в своих беседах, что ни при каких обстоятельствах ни на кого нельзя произно­сить злых пожеланий, хотя бы сказанное и было без дурного умысла. Особен­но аккуратными со словами старец советовал быть родителям. В назидание он приводил следующий случай из жизни. У одного человека был сын, кото­рый связался с плохой компанией и вечерами где-то пропадал. Однажды, ког­да сын собирался на улицу, отец не сдержался и крикнул ему вслед: «Смотри, доходишься– принесут раз и навсегда!» В тот же самый вечер на обратном пути около самого дома парня сбила машина.

«Знайте, что… даже просто негодование родителей действует очень силь­но. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь», – такими словами святой Паисий уберегал родителей от страшных оши­бок.

В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком человеке нет безрассудного равнодушия, ведь существует такое понятие, как «праведный гнев». Чело­век, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гне­вом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. Святой Паисий объясняет это духовное состоя­ние так: «Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, – это “праведнейший гнев”. Гневаться, когда обижают тебя самого, – это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу <…> Если мы обличаем кого-то от люб­ви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А об­личение без любви, с пристрастием, делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке вы­секает искры из кремня. Если мы терпим нашего брата от любви, то он по­нимает это. И нашу злобу он тоже понимает, даже если она внутренняя и ни­как не выражается внешне, потому что наша злоба вызывает в нем тревогу», – назидал старец Паисий. Об этом неоднократно в своих проповедях говорит доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун): «Сначала стань отцом, а потом и наказывай. Потому что только от родного человека, от отца примешь все, как из руки Божией. Но, не научившись любить, от­цом не станешь».

О том, как важно творить добрые по­мыслы, свидетельствуют и слова святого Паисия, говорившего, что «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». Ведь от людей добрых происходит и поколение доброе. Хо­рошие, добрые традиции пропитывают все вокруг: землю, воздух, людей и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь дере­веньке держатся доброго предания, то, расспросив старчиков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оста­вили им это предание в наследство. Как призывал нас святой Паисий Афон­ский: «Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте мо­литься, чтобы появились добрые люди». Его же святыми молитвами помоги нам, Господи, всегда творить добрые помыслы!

 

Монахиня Феодосия (Тимашева),

эконом Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря, г. Самара

Читать также:

«Пишите в защиту веры, Церкви и народности»

В начале ХХ века не было церковного периодического издания, где бы ни печатался Евгений Николаевич Погожев. Его читала вся православная Россия. Псевдоним себе писатель выбрал ‒ Поселянин. Книги и статьи Евгения Поселянина, проникнутые теплым религиозным чувством, свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала […]

Священномученик Серафим (Чичагов) о любви к Богу и к ближнему

Один из законников, желая искусить Сына Божия Иисуса Христа, спросил: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил ему: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею мыслию твоею: cия есть первая и большая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь […]

Живое общение души с Богом

Была какая-то тягостная, в высшей степени томительная пора в жизни богоглаголевого пророка Аввакума, когда он долгое время не ощущал в себе вдохновенного посещения Духа Божия и когда молчал в нем пророческий глагол, несмотря на усиленный, от глубины души исходящий вопль души его к Богу, о чем он сам упоминает в начале своей пророческой книги, которую […]