Благовещенский собор
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки,
на одной линии с Троицким собором.

Монахиня Серафима (Булгакова)
Благовещенский собор
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки, на одной линии с Троицким собором.

Монахиня Серафима (Булгакова)
Когда в 1907 году монастырь приступил к строительству нового собора (нынешнего Преображенского), на заповеданном батюшкой Серафимом месте стояла маленькая и неудобная деревянная Тихвинская церковь. Ее решили сохранить, а собор построить на другом месте, юго-восточнее Троицкого собора. Через год после закрытия монастыря, в 1928 году, Тихвинская церковь, в которой устроили паровую мельницу, сгорела.
Когда в 1907 году монастырь приступил к строительству нового собора (нынешнего Преображенского), на заповеданном батюшкой Серафимом месте стояла маленькая и неудобная деревянная Тихвинская церковь. Ее решили сохранить, а собор построить на другом месте, юго-восточнее Троицкого собора. Через год после закрытия монастыря, в 1928 году, Тихвинская церковь, в которой устроили паровую мельницу, сгорела.
Тихвинская церковь. Фотография начала ХХ века
Тихвинская церковь. Фотография начала ХХ века
В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре. Эти размеры были даны в меру пояса Спасителя, и составляют двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту.

В Киево-Печерском патерике есть сказание об истории возникновения собора в Киево-Печерской лавре, написанное Владимирским епископом Симоном в 1222–1226 годах.

Однажды ранним утром в Константинополе Царица Небесная призвала к Себе зодчих и сказала им: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве». Она дала им Свою икону, золото и велела выйти из Влахернской церкви наружу. Выполнив повеление, мастера увидели церковь на небе. Они спросили о ее размерах и в ответ услышали слова Богородицы: «Я меру послала – пояс Сына Моего, – по Его повелению».

По прибытии в Киев мастера рассказали обо всем преподобному Антонию, и тот ответил им: «Благословен приход ваш, и добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи, и Она даст вам, как обещала, чего ухо не слышало и что на сердце человеку не всходило: этого никто не может дать, кроме Нее и Сына Ее, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пояс Которого и венец, принесенные сюда варягами, являются мерой ширины, и длины, и высоты той пречестной церкви, – голос с неба известил это от великой славы».

Собор в Киево-Печерском монастыре был заложен в 1073 году. Мерной единицей при его сооружении послужил золотой пояс, привезенный в Киев варягом Шимоном. Преследуемый злобным родственником, варяг Шимон бежал из Скандинавии на Русь, где стал служить князю Ярославу Мудрому и получил при нем большую власть. С собой Шимон взял золотой пояс, весом в пятьдесят гривен, (1 гривна = 409,5 граммам) и золотой венец, изготовленные его отцом для украшения Распятия.

Дважды, в моменты опасности, Шимону на небе была показана «церковь превеликая». Оба раза это видение служило его спасению – сначала во время бури ветром прибило к берегу его корабль, а позже чудом Шимон был перенесен с поля боя в Киев. Он видел величину и высоту церкви: если размерить ее тем золотым поясом, то двадцать мер – в ширину, тридцать – в длину, тридцать – в вышину стены, а с верхом – пятьдесят. Длина пояса – 120 сантиметров.


В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре. Эти размеры были даны в меру пояса Спасителя, и составляют двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту.

В Киево-Печерском патерике есть сказание об истории возникновения собора в Киево-Печерской лавре, написанное Владимирским епископом Симоном в 1222–1226 годах.

Однажды ранним утром в Константинополе Царица Небесная призвала к Себе зодчих и сказала им: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве». Она дала им Свою икону, золото и велела выйти из Влахернской церкви наружу. Выполнив повеление, мастера увидели церковь на небе. Они спросили о ее размерах и в ответ услышали слова Богородицы: «Я меру послала – пояс Сына Моего, – по Его повелению».

По прибытии в Киев мастера рассказали обо всем преподобному Антонию, и тот ответил им: «Благословен приход ваш, и добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи, и Она даст вам, как обещала, чего ухо не слышало и что на сердце человеку не всходило: этого никто не может дать, кроме Нее и Сына Ее, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пояс Которого и венец, принесенные сюда варягами, являются мерой ширины, и длины, и высоты той пречестной церкви, – голос с неба известил это от великой славы».

Собор в Киево-Печерском монастыре был заложен в 1073 году. Мерной единицей при его сооружении послужил золотой пояс, привезенный в Киев варягом Шимоном. Преследуемый злобным родственником, варяг Шимон бежал из Скандинавии на Русь, где стал служить князю Ярославу Мудрому и получил при нем большую власть. С собой Шимон взял золотой пояс, весом в пятьдесят гривен, (1 гривна = 409,5 граммам) и золотой венец, изготовленные его отцом для украшения Распятия.

Дважды, в моменты опасности, Шимону на небе была показана «церковь превеликая». Оба раза это видение служило его спасению – сначала во время бури ветром прибило к берегу его корабль, а позже чудом Шимон был перенесен с поля боя в Киев. Он видел величину и высоту церкви: если размерить ее тем золотым поясом, то двадцать мер – в ширину, тридцать – в длину, тридцать – в вышину стены, а с верхом – пятьдесят. Длина пояса – 120 сантиметров.



6 ноября 2011 года в Серафимо-Дивеевский монастырь был доставлен с Афона ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Святыню пронесли по Канавке, которую, как прежде говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место будущего строительства митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
6 ноября 2011 года в Серафимо-Дивеевский монастырь был доставлен с Афона ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Святыню пронесли по Канавке, которую, как прежде говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место будущего строительства митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
Разработали проект собора и осуществили его строительство специалисты московского «Товарищества реставраторов» под руководством председателя правления Гильдии храмоздателей, заслуженного архитектора России Андрея Альбертовича Анисимова. За архитектурную основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря – это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор – Казанский.
Разработали проект собора и осуществили его строительство специалисты московского «Товарищества реставраторов» под руководством председателя правления Гильдии храмоздателей, заслуженного архитектора России Андрея Альбертовича Анисимова. За архитектурную основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря – это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор – Казанский.
На Светлой седмице 26 апреля 2012 года – в день, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря состоялся молебен на начало доброго дела. Перед молебном митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий сообщил, что подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время был проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки. Глава Нижегородской митрополии отметил, что теперь начинается активная фаза строительства собора, и добавил: «В трудах мы полагаемся не на свои немощные силы, а на помощь Господа нашего Иисуса Христа». По окончании молебна его участники во главе с правящим архиереем прошли крестным ходом по святой Канавке – вокруг той территории, где начнется возведение собора. На строительной площадке митрополит Георгий освятил первый ковш земли, поднятый экскаватором из основания храма.
На Светлой седмице 26 апреля 2012 года – в день, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря состоялся молебен на начало доброго дела. Перед молебном митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий сообщил, что подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время был проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки. Глава Нижегородской митрополии отметил, что теперь начинается активная фаза строительства собора, и добавил: «В трудах мы полагаемся не на свои немощные силы, а на помощь Господа нашего Иисуса Христа». По окончании молебна его участники во главе с правящим архиереем прошли крестным ходом по святой Канавке – вокруг той территории, где начнется возведение собора. На строительной площадке митрополит Георгий освятил первый ковш земли, поднятый экскаватором из основания храма.
Ровно через месяц после начала строительства собора, 26 мая, был вырыт котлован глубиной 5 метров 90 сантиметров и началась его заливка бетоном.
5 июня 2012 года был заложен фундамент, а 4 августа внутри котлована поднялось трехметровое основание собора. 22 октября закончен цокольный этаж и устроено его монолитное перекрытие. Таким образом была подготовлена площадка для строительства главной части храма – будущего Благовещенского собора. На следующий день началось возведение стен.
Ровно через месяц после начала строительства собора, 26 мая, был вырыт котлован глубиной 5 метров 90 сантиметров и началась его заливка бетоном.
5 июня 2012 года был заложен фундамент, а 4 августа внутри котлована поднялось трехметровое основание собора. 22 октября закончен цокольный этаж и устроено его монолитное перекрытие. Таким образом была подготовлена площадка для строительства главной части храма – будущего Благовещенского собора. На следующий день началось возведение стен.
По благословению правящего архиерея Нижегородской епархии Серафимо-Дивеевский монастырь начал распространение сертификатов на 1000, 5000
и 10000 рублей и сторублевых «кирпичиков». Средства, полученные от их реализации, пошли на строительство Благовещенского собора. Другого финансирования на этот проект не было. Так что Благовещенский собор построен полностью на народные деньги. Имена благодетелей, которые приобрели сертификаты, поминались сестрами в церкви иконы Божией Матери «Целительница» во время чтения акафиста Благовещению.
По благословению правящего архиерея Нижегородской епархии Серафимо-Дивеевский монастырь начал распространение сертификатов на 1000, 5000
и 10000 рублей и сторублевых «кирпичиков». Средства, полученные от их реализации, пошли на строительство Благовещенского собора. Другого финансирования на этот проект не было. Так что Благовещенский собор построен полностью на народные деньги. Имена благодетелей, которые приобрели сертификаты, поминались сестрами в церкви иконы Божией Матери «Целительница» во время чтения акафиста Благовещению.
Имена владельцев «кирпичиков» записаны на кирпичи, которые вложены в стены Благовещенского собора.
Имена владельцев «кирпичиков» записаны на кирпичи, которые вложены в стены Благовещенского собора.
1 августа 2013 года после Божественной литургии, совершенной на Соборной площади монастыря, состоялась закладка Благовещенского собора. В церемонии закладки храма участвовали митрополит Нижегородский
и Арзамасский Георгий, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие гости. Грамоту, которая была вложена в капсулу, помещенную в основание собора, вместе
с главой Нижегородской митрополии и главой региона подписали настоятельница монастыря игумения Сергия, благотворители строящегося храма и архиереи, принимавшие участие в праздничных торжествах.
1 августа 2013 года после Божественной литургии, совершенной на Соборной площади монастыря, состоялась закладка Благовещенского собора. В церемонии закладки храма участвовали митрополит Нижегородский
и Арзамасский Георгий, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие гости. Грамоту, которая была вложена в капсулу, помещенную в основание собора, вместе
с главой Нижегородской митрополии и главой региона подписали настоятельница монастыря игумения Сергия, благотворители строящегося храма и архиереи, принимавшие участие в праздничных торжествах.
Сам преподобный Серафим озвучил волю Царицы Небесный, чтобы внутри Канавки был построен храм. И вот минуло чуть больше 150 лет, и это его благословение начинает получать практическое воплощение.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Сам преподобный Серафим озвучил волю Царицы Небесный, чтобы внутри Канавки был построен храм. И вот минуло чуть больше 150 лет, и это его благословение начинает получать практическое воплощение.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
По окончании закладки храма руководитель проекта Андрей Анисимов рассказал присутствующим о его реализации: «Батюшка Серафим предсказывал, что собор будет очень красив, поэтому мы долго думали над его проектом. Мы решили, что он должен быть таким, каким бы его построили в те времена, когда жил преподобный Серафим. Храм будет строгим, но очень изящным, по стилю похожим на Казанскую церковь. Кроме того, это будет единственный однокупольный храм в обители. Строящийся храм будет также и самым большим в монастыре – площадь его застройки составляет 2200 квадратных метров, на трех уровнях разместится несколько престолов. Работы по возведению храма идут с небольшим опережением графика – в этом году планируется закончить основное строительство и приступить к внутренней отделке. Работа по проектировке интерьеров храма предстоит серьезная – там будет и мрамор, и мозаика, и роспись, то есть все направления церковных искусств. Над возведением храма трудятся мастера из Нижнего Новгорода, Владимира, Белоруссии. Примечательно, что среди них нет случайных людей. Они все – профессионалы с большим опытом строительства храмов, которые осознают, какая ответственность на них возложена.
По окончании закладки храма руководитель проекта Андрей Анисимов рассказал присутствующим о его реализации: «Батюшка Серафим предсказывал, что собор будет очень красив, поэтому мы долго думали над его проектом. Мы решили, что он должен быть таким, каким бы его построили в те времена, когда жил преподобный Серафим. Храм будет строгим, но очень изящным, по стилю похожим на Казанскую церковь. Кроме того, это будет единственный однокупольный храм в обители. Строящийся храм будет также и самым большим в монастыре – площадь его застройки составляет 2200 квадратных метров, на трех уровнях разместится несколько престолов. Работы по возведению храма идут с небольшим опережением графика – в этом году планируется закончить основное строительство и приступить к внутренней отделке. Работа по проектировке интерьеров храма предстоит серьезная – там будет и мрамор, и мозаика, и роспись, то есть все направления церковных искусств. Над возведением храма трудятся мастера из Нижнего Новгорода, Владимира, Белоруссии. Примечательно, что среди них нет случайных людей. Они все – профессионалы с большим опытом строительства храмов, которые осознают, какая ответственность на них возложена.
К празднику иконы Божией Матери «Умиление» в 2013 году завершилось возведение алтарных апсид собора. Высота самой высокой, средней, апсиды равна 16 метрам.
К празднику иконы Божией Матери «Умиление» в 2013 году завершилось возведение алтарных апсид собора. Высота самой высокой, средней, апсиды равна 16 метрам.
В ноябре 2013 года завершилось строительство собора. 21 ноября, на праздник Архангела Михаила, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил водосвятный молебен в конце святой Канавки и освятил крест для Благовещенского собора. 22 ноября крест был поднят на самый высокий дивеевский храм. Высота собора – 60 метров.
В ноябре 2013 года завершилось строительство собора. 21 ноября, на праздник Архангела Михаила, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил водосвятный молебен в конце святой Канавки и освятил крест для Благовещенского собора. 22 ноября крест был поднят на самый высокий дивеевский храм. Высота собора – 60 метров.
В 2014 году впервые традиционное благовещенское отпускание на волю белых голубей состоялось на ступенях Благовещенского собора.
В 2014 году впервые традиционное благовещенское отпускание на волю белых голубей состоялось на ступенях Благовещенского собора.
В 2014 году происходила внешняя и внутренняя отделка собора, и теперь он стоит белоснежный, с кровлей стального цвета, увенчанный золотой главкой
с платиновыми звездами. На фасадах – многочисленные колонки с виноградом, тоже белые, но с кремовым оттенком. О райском саде напоминают великолепные майолики.
В 2014 году происходила внешняя и внутренняя отделка собора, и теперь он стоит белоснежный, с кровлей стального цвета, увенчанный золотой главкой
с платиновыми звездами. На фасадах – многочисленные колонки с виноградом, тоже белые, но с кремовым оттенком. О райском саде напоминают великолепные майолики.
В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа 2015 года строящийся Благовещенский собор осмотрел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа 2015 года строящийся Благовещенский собор осмотрел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
27 августа 2015 года, в канун Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение главного престола в нижнем храме собора в честь этого праздника. Перед началом освящения Высокопреосвященнейший Владыка обратился
к собравшимся на торжество богомольцам с проповедью. Он сказал, что летопись Серафимо-Дивеевского монастыря продолжается и строительство собора, а также освящение одного из его приделов, – это одна из новых страниц истории Серафимовой обители. Митрополит Георгий в своем слове напомнил о том, что новый собор является живым воплощением пророчеств святого саровского старца.
27 августа 2015 года, в канун Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение главного престола в нижнем храме собора в честь этого праздника. Перед началом освящения Высокопреосвященнейший Владыка обратился
к собравшимся на торжество богомольцам с проповедью. Он сказал, что летопись Серафимо-Дивеевского монастыря продолжается и строительство собора, а также освящение одного из его приделов, – это одна из новых страниц истории Серафимовой обители. Митрополит Георгий в своем слове напомнил о том, что новый собор является живым воплощением пророчеств святого саровского старца.
Этот храм построен по завету батюшки Серафима на Канавке Божией Матери, в Ее Четвертом уделе. Поэтому самое главное для меня – то, что мне дали возможность в этом поучаствовать. Не скажу, чтобы меня переполняла какая-то гордость. Не в этом дело. А дело в радости созидания, творчества. Мы много работали, все шло непросто, не без искушений, это бывает. А самый главный результат – это люди. Мы предоставили людям возможность молиться в святом сердце Руси.
Андрей Анисимов
Этот храм построен по завету батюшки Серафима на Канавке Божией Матери, в Ее Четвертом уделе. Поэтому самое главное для меня – то, что мне дали возможность в этом поучаствовать. Не скажу, чтобы меня переполняла какая-то гордость. Не в этом дело. А дело в радости созидания, творчества. Мы много работали, все шло непросто, не без искушений, это бывает. А самый главный результат – это люди. Мы предоставили людям возможность молиться в святом сердце Руси.
Андрей Анисимов
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.

Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: "Сила Моя в немощи совершается"».
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.

Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: "Сила Моя в немощи совершается"».
4 мая 2018 года состоялось освящение последнего, пятого, придела Успенского храма, устроенного в крипте. Его посвятили небесному покровителю нижегородского архипастыря – великомученику Георгию Победоносцу. На мозаиках и иконах этого придела изображены не только сцены из жития великомученика Георгия, но и святые воины – Архистратиг Божий Михаил, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, великомученик Димитрий Солунский, непобедимый адмирал – праведный Феодор Ушаков и другие. Освящение храма и Божественную литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. На богослужении молились участники попечительского совета по возрождению Дивеевского и Саровского монастырей во главе с полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем и временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Глеб Никитин.

По окончании литургии игумения Сергия обратилась с приветственным словом к митрополиту Георгию: «Благодарим вас, дорогой владыка Георгий, за освящение придела Успенского храма. Это не только придел воинской славы, но и престол, освященный в честь вашего небесного покровителя – великомученика Георгия. Память этого святого всегда приходится на пасхальные дни, что делает этот праздник особенно радостным и светлым. Благовещенский собор находится в самом сердце обители – между началом и окончанием святой Богородичной канавки. Преподобный Серафим Саровский предсказывал, что именно здесь будет построен собора в честь Божией Матери, что и исполнилось в наши дни. Никто не может сам очистить свое сердце, это – в руках Божиих. Поэтому так важен храм для каждого православного человека, ведь очищение сердца происходит через таинства церкви, которые учредил Господь».
Пространство храма настолько насыщено декором, что захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. И невольно вспоминаются впечатления послов князя Владимира от службы Константинопольской Софии: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе».
Пространство храма настолько насыщено декором, что захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. И невольно вспоминаются впечатления послов князя Владимира от службы Константинопольской Софии: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе».
Преподобный Серафим – пасхальный батюшка. Всех, кто к нему приходил, он всегда приветствовал: «Христос воскресе, радость моя!» Это были не просто слова. Своими трудами, молитвами, подвигами батюшка стяжал пасхальную радость, которая от него изобильно изливалась на всех, кто к нему приходил.

Этому ликованию о Воскресшем Христе посвящен первый из устроенных в Благовещенском соборе приделов. Он находится на хорах, с южной стороны.

11 мая 2019 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил акафист преподобному Серафиму Саровскому в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря и после этого меж строительных лесов в новопостроенном храме совершил освящение придела в честь Воскресения словущего.

В этот день в соборе были соединены две службы – обновления храма и Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Все воскресенские храмы посвящены именно празднику Обновления Храма, а не Воскресению Христову (Пасхе), ведь никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Храмы, посвященные событию Воскресения Христова, именуются «Воскресения словущего», а это значит, что они посвящены празднику, который лишь называется в народе Воскресением, а не самому празднику Воскресения Христова. По традиции в престольный праздник (26 сентября) в храмах, освященных в честь Воскресения словущего, служба совершается, как на Пасху, пасхальным чином, и звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Так что теперь на святой Канавке осенью будет совершаться пасхальная служба.

По окончании чина освящения храма на новом престоле была совершена первая Божественная литургия. После богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за попечение о строительстве этого храма и за освящение престола. «Преподобный Серафим Саровский всех приходящих приветствовал словами: „Христос воскресе, радость моя!", и было решено в этом Богородичном храме на святой Канавке посвятить один из приделов Воскресению Христову, – сказала матушка игумения. – Для нас большая радость, что сегодня, именно в пасхальные дни, положено начало освящения этого величественного Благовещенского собора».

«Этот собор повелела построить Сама Царица Небесная, и, завершив устроение Воскресенского придела, будем думать: „Не нам Господи, но имени Твоему даждь славу", – отметил митрополит Георгий в своем архипастырском слове по окончании Божественной литургии. – Дай Бог, чтобы этот собор помог молящимся в нем стать причастниками жизни вечной. Как Господь воскрес, так и нам надо воскресить свою душу покаянием, и как Господь вознесся, так и нам надо приложить все старание для вознесения от земли в Царство Небесное».

В богослужении участвовал протоиерей Александр Колесников, настоятель строящегося храма в честь преподобного Серафима Саровского в городе Хотьково. Митрополит Георгий подарил протоиерею Александру для его храма икону с частицей мощей преподобного Серафима.

«Мы с владыкой Георгием знакомы давно, еще со времен его пребывания в Троице-Сергиевой лавре, – рассказал после службы отец Александр. – И когда мне благословили в центре города Хотьково строить храм, митрополит Георгий предложил посвятить его преподобному Серафиму Саровскому. Владыка много помогал мне своим советом в деле проектирования и строительства. И сегодня для нас большая радость – наш храм получил частицу мощей батюшки Серафима».
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни каждого верующего – стяжание Духа Святого. Так же как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении благодати Духа Святого. Эту конечную цель преподобный Серафим выдвигал перед каждым христианином, перед каждым человеком. Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силой и действием Святого Духа, и своей жизнью являл благодатное действие Святого Духа, утраченное в Адаме. Велики были те духовные дары, которые так привлекали к батюшке Серафиму народную душу, он имел дар прозорливости, дар исцеления, дар разумения, дар утешения и дар пророчества. Сошествию Святого Духа на апостолов посвящен северный придел на хорах Благовещенского собора.

26 июня 2019 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил акафист преподобному Серафиму Саровскому в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря и затем совершил освящение еще одного придела Благовещенского собора. По окончании чина обновления храма на новом престоле была совершена первая Божественная литургия. В этот день в соборе были соединены две службы – обновления храма и Пятидесятницы.

После богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за освящение престола и попечение о строительстве этого храма. «Праздник в честь Сошествия Святого Духа значим для сердца каждого христианина, – сказала матушка игумения. – Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого. И очень радостно, что в новом храме на святой Канавке освящен Духовский придел».

«Сегодня, в благословенный день памяти первоначальницы этой обители преподобной Александры Дивеевской – мы освятили уже второй престол в Благовещенском соборе, – отметил митрополит Георгий в своем архипастырском слове по окончании Божественной литургии. – В верхнем соборе предполагаются семь престолов, и вот уже два из них освящены. Благодаря заботам попечителей, трудам матушки настоятельницы и сестер обители, наших строителей, архитекторов, художников, благоукрасителей, этот храм мало-помалу благоукрашается. Для нас это большая радость и духовное утешение. Сердечно благодарю матушку игумению с сестрами, попечителей, строителей, архитекторов, художников этого храма. В Троице-Сергиевой лавре, будучи молодым иноком, на богослужениях в Троицком и Успенском соборах при поминовении строителей, благотворителей, благоукрасителей перед моим мысленным взором представали люди, жившие триста и пятьсот лет назад. Их имена уже утеряны, но у Бога их труды не забыты. Так важно дело устроения храма – дома Божия. Будем возносить молитвы у нового престола, чтобы Святой Дух восполнял наши оскудевающие силы и врачевал немощи, чтобы мы усердно трудились во славу Божию».
После богослужения митрополит Георгий совершил освящение крестов и куполов для часовни в честь Царственных Страстотерпцев у памятной лиственницы, посаженной в 1904 году сестрами монастыря в честь рождения цесаревича Алексия.
6 ноября 2019 года, в день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий прибыл в Серафимо-Дивеевский монастырь, чтобы совершить чин великого освящения южного придела Благовещенского собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Именно в канун праздника Введения в 1778 году батюшка Серафим пришел в Саровскую пустынь, а спустя сорок пять лет, в этот же праздничный день, в Дивеевскую общину поступила преподобная Марфа Дивеевская, его любимое духовное чадо. Это по преимуществу праздник иноческий – день посвящения Богоотроковицы Марии на величайшее служение Богу для спасения человеческого рода; уход Ее из мира для спасения мира; праздник девства для приготовления к Боговоплощению. И не случайно было это совпадение. Святой юноша от земной матери пришел к Матери Небесной; из рук честной вдовицы принят был Пренепорочною Приснодевою; от крова храмоздательницы Агафии вступил в покров Божий, в «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог», в объятия Богородицы.

Отслужив молебен с акафистом преподобному Серафиму в Троицком соборе у раки с мощами святого саровского старца, митрополит Георгий совершил освящение Введенского придела и первую Божественную литургию в нем. Его Высокопреосвященству сослужили: викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Солнечногорский Алексий; игумен Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря епископ Одинцовский Порфирий; пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и клирики Нижегородской епархии.

В храме молились члены Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества и участники круглого стола «Канонизация государственных деятелей в истории Русской Православной Церкви» – преподаватели гуманитарных кафедр нижегородских вузов, учителей истории православных гимназий и общеобразовательных школ.

По окончании литургии матушка Сергия поблагодарила митрополита Георгия за архипастырскую заботу и молитвы и преподнесла Его Высокопреосвященству написанный в монастырской мастерской образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконы были подарены также епископам Алексию и Порфирию.

Глава Нижегородской митрополии в своем святительском слове сказал: «Сегодня в четвертом уделе Матери Божией мы сподобились в Благовещенском соборе, который находится внутри Богородичной Канавки, освятить придел в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот праздник особенно близок монашествующим. Когда человек приводится в обитель и посвящает свою жизнь Богу, он вспоминает событие, которое произошло более двух тысяч лет назад. Тогда младенца Марию привели в Иерусалимский храм ее благочестивые родители праведные Иоаким и Анна, чтобы она воспитывалась и возрастала в духе, учась смирению и любви. Пускай Царица Небесная и впредь простирает над нами Свой покров, чтобы мы могли продолжать благоукрашение храма и чтобы эта святыня в будущем послужила бы всему христианскому миру, всей Русской земле ради славы Божией».

Как рассказал в беседе с журналистами художественный руководитель мозаичных работ в Благовещенском соборе Анатолий Алешин, мозаичные композиции для Введенского придела набирались мастерами в Беларуси, каменный иконостас из белого мрамора с изящной резьбой был изготовлен на Украине, а иконы для царских и диаконских врат написаны в Дивееве сестрами. В систему мозаичного убранства вошли композиции «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Спас Вседержитель», «Младенец в Чаше», «Престол уготованный». В одном с Введенским приделом стилевом ключе должен быть выдержан Зачатьевский придел, который устраивается с северной стороны от главного алтаря.
Освящение Зачатьевского придела Благовещенского собора состоялось 21 декабря 2019 года. Чин великого освящения совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Ему сослужили нижегородское и дивеевское духовенство.

После того, как на новоосвященном престоле была совершена первая Божественная литургия, со словами благодарности к правящему архиерею обратилась настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия, которая напомнила, что этот праздник имеет особое значение для Дивеевского монастыря. Именно в день Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анною была основана Мельничная община. «В Зачатие матери Анны и я хочу зачать обитель», – сказал батюшка Серафим 22 декабря 1826 года, когда состоялась закладка мельницы для новой общины. Этот день с особым теплом и радостью празднуется в Дивееве как День обители.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в своем слове отметил, что освящение четвертого придела Благовещенского собора – это большая духовная радость. «Совсем недавно мы и подумать не могли, что сподобимся участвовать в строительстве заповеданного батюшкой Серафимом храма, – сказал владыка Георгий. – Мы немощные, но Господь избрал нас на это благое дело, помогает нам в наших делах, осоливая их Своей благодатью. Я сердечно благодарю всех, кто участвует в благоукрашении этого собора. Будем молиться о том, чтобы этот новый Дом Божий послужил к спасению и утешению всех прибывающих в Дивеевскую обитель».
13 мая 2021 года в честь Похвалы Пресвятой Богородицы был освящен новый, десятый, придел Благовещенского собора. Он находится в галерее, с южной стороны.

В благодарность Пресвятой Богородице новый придел посвятили празднику Ее Похвалы именно в четвертом уделе Божией Матери, где особенно ощутимы Ее любовь, забота и попечение обо всем и обо всех.

Чин великого освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ванинский и Переяславский Аристарх, нижегородское и дивеевское духовенство.

По окончании чина обновления храма на новом престоле была совершена первая Божественная литургия.

На запричастном стихе проповедь произнес клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Алексий Курносов. Отец Алексий отметил, что Господь в эти пасхальные праздничные дни, невзирая на наши человеческие немощи и грехи, позволил нам быть причастными к освящению придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Батюшка подчеркнул, что, заходя под своды этого храма, мы сразу обращаем внимание на образы первосвященника Мелхисидека, праотца Авраама, преподобного Космы Маиумского, преподобного Серафима Саровского. Этих святых – разных сословий и временных отрезков – связывает пламенная любовь к Богу и почитание Пречистой Девы, через Которую Господь открыл врата в Царствие Небесное. В моменты духовных падений мы спешим обратиться к Пресвятой Богородице с мольбой просветить нас светом Сына Своего, вразумить и спасти. Что бы ни случилось, с нами всегда надежда и упование на Нее.

После богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за освящение нового престола Благовещенского собора и попечение об обители. Матушка пожелала, чтоб Господь укреплял владыку в несении архипастырских трудов и преподнесла ему и епископу Аристарху иконы Похвалы Пресвятой Богородицы и пасхальные яйца работы дивеевских сестер с изображением храмов обители.

«Сердце радуется, душа ликует, что по милости Божией мы имеем возможность освящать новые престолы», – сказал в начале своего архипастырского слова глава Нижегородской митрополии. Владыка напомнил, что, когда начиналось строительство Благовещенского собора, мечтали лишь о том, как бы кирпичей собрать и крышу поставить, но с Божьей помощью сегодня освящается уже десятый придел этого собора.

Митрополит Георгий поделился тем, как у него возникла мысль украсить собор мозаикой. Эту идею навеяло ему посещение итальянского города Равенны, где сохранились мозаичные работы IV–V веков. В ту пору он нес послушание эконома в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и тогда у него зародилось желание, чтобы на Русской земле появился храм, украшенный мозаичными иконами. «Господь призрел на это чаяние и благословил нас заниматься этим благословенным делом, – сказал глава митрополии. – В самом начале не было ни материальных средств, ни мастеров, многое было у нас в оскудении. Вот явный признак, как благодать Духа Святого всякое немощное в нашей жизни врачует и всякое оскудевающее восполняет. Рассуждая о сем большом и, казалось бы, неподъемном деле, я и себе говорил, и матушке настоятельнице: „Дай, Господи, чтобы перед Господом было наше дерзновение, но не дерзость", потому что человеческими силами это трудно, а может и невозможно подъять. А сегодня мы видим, как мозаика украшает собор. Этот собор уже становится образцом, каноном для иконописцев, мозаичистов. Сегодня мы возносим благодарение Господу за попечителей, строителей, иконописцев, мастеров мраморного дела, мозаичистов и других людей, которые трудятся в этом святом храме во славу Божию и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».
26 июня 2021 года, в день памяти преподобной Александры Дивеевской, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь и совершил чин Великого освящения придела в честь Собора Пресвятой Богородицы. В новоосвященном приделе владыка Георгий возглавил Божественную литургию.

По окончании литургии игумения Сергия поблагодарила Его Высокопреосвященство за попечение об обители, за труды, связанные с возведением и благоукрашением собора в честь Благовещения Божией Матери. В память об этом важном событии настоятельница монастыря преподнесла главе митрополии просфору и икону Собора Пресвятой Богородицы.

В своем архипастырском слове владыка Георгий напомнил об истории создания Благовещенского собора, возведенного по заповеди преподобного Серафима Саровского, который устраивал женскую обитель по велению Царицы Небесной. «По горячим молитвам игумении и сестер обители, верующих людей, для которых Дивеевская обитель стала дорога, было подготовлено место для будущего собора. Тогда казалось, что нас ожидают большие трудности со строительством – еще не было ни проекта, ни соответствующих возможностей. Промыслом Божиим для всех задач постепенно находилось решение. Благовещенский собор был построен в тех же пропорциях, что и Успенский собор Киево-Печерской лавры, мерой для которого Богородица указала золотой пояс Спасителя, привезенный на Русь варягом Шимоном. Занявшись внутренним благоустройством, мы решили, что весь собор украсят мозаичные фрески, и эта красота будет нашим даром Царице Небесной, символом нашей веры и верности. Нам предстоит еще немало потрудиться, но будем молиться Господу, чтобы мы успешно завершили все работы, связанные со строительством и благоустройством храма».
Главный престол Благовещенского собора освятил Предстоятель Русской Православной Церкви.

23 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, когда празднуется память святых отцов VII Вселенского Собора, в Серафимо-Дивеевском монастыре совершилось долгожданное и радостное событие: освящение главного престола и всего Благовещенского собора. Чин Великого освящения в ходе визита в Нижегородскую митрополию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Накануне в Благовещенском соборе при закрытых царских вратах и закрытой завесе состоялись малая вечерня и всенощное бдение – особая служба обновлению храма, ибо храм в результате священнодействия, когда совершается чин его освящения, из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Вечернюю службу совершил в соборе клирик Серафимо-Дивеевского монастыря игумен Серафим (Дубровский).
На следующий день часть чинопоследования освящения храма возглавил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии. Под его руководством внутри алтаря за закрытыми царскими вратами архиереи и священнослужители устроили и освятили главный престол Благовещенского собора.
После этого состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви. У входа в храм Патриарха Кирилла встретили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами.
На богослужение из Свято-Троицкого собора обители была принесена рака с честными мощами преподобного Серафима Саровского, и Его Святейшество перед началом богослужения приложился к ним, словно испросил у святого старца благословения на начало дела.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил последний этап великого освящения храма – перенесение и положение святых мощей под престол.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископ Дальнеконстантиновский Филарет; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Сормовский Иннокентий; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство Нижегородской митрополии.

И вот зажжена свеча на горнем месте, возле престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Взявши священные предметы, архиереи и священнослужители совершают торжественное шествие со святыми мощами. Богу построен престол, но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений, и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь, ликующая, не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории, и, как воин, украшается своими ранами. Она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры, и хочет подражать на земле этому небесному видению.

Святейший Патриарх Кирилл, помазав миром святые мощи священномученика Владимира Четверина, саранского пресвитера, пострадавшего за веру в 1918 году, влагает их в ковчежец с благовонной мастикой. Ковчежец ставится на столбец под серединой престола; утверждено так называемое основание. Святитель Симеон Солунский назвал это место «пренебесным и тем, что превыше небес». Здесь приносится в жертву сам Иисус Христос.
Началась первая Божественная литургия на новоосвященном престоле – и внезапно весь храм наполнился облаком славы Господней. Утром над монастырем было мрачное небо, низко висели унылые, темные тучи, сыпал мелкий непрерывный дождь, и вдруг яркие солнечные лучи прорвались сквозь плотные серые тучи, и вскоре от них не осталось и следа – проглянуло нежно-голубое небо. Своими яркими лучами солнце осветило храм.

За богослужением молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельницы и насельницы монастырей Нижегородской митрополии, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров; председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас; председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов; глава Республики Мордовия Артем Здунов; губернатор Нижегородской области Глеб Никитин; депутат Государственной Думы ФС РФ Артем Кавинов; министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова; министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова; начальник Главного управления МЧС России по Нижегородской области генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Синьков; мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев; председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев; председатель Арзамасской городской Думы Игорь Плотичкин; глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Сергей Кучин; директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков; директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов; заместитель генерального директора по развитию производственной системы государственной корпорации «Росатом» Сергей Обозов; старший вице-президент – финансовый директор ПАО «ГМК «Норильский никель»» Сергей Малышев; вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин; народный артист Российской Федерации Aндрис Лиепа.

Так много людей пришло помолиться на службу, что не все поместились в храме, поэтому даже Святые Дары и крест в конце службы выносили молящимся на улицу. Они стали участниками освящения храма и литургии благодаря уличной трансляции, которую обеспечил православный телеканал «Союз».
На запричастном стихе епископ Дальнеконстантиновский Филарет произнес проповедь. Его Преосвященство напомнил историю создания Благовещенского собора и связал это событие с евангельским чтением дня, в котором говорится о воскрешении Господом Иисусом Христом сына наинской вдовы.

«Какой назидательный смысл имеет это евангельское зачало для нас, верующих людей? – обратился к стоящим в храме епископ Филарет. – А здесь показано, что Господь есть Альфа и Омега жизни временной и жизни вечной. Господь – Распорядитель этой жизни. Святитель Феофан Завторник в своем рассуждении на тему сегодняшнего евангельского зачала говорит, что Господь явил Свое Богочеловечество. Как человеку Ему была присуща боль, переживание, как человек Он сопереживал этой наинской вдове. По-человечески Ему было жаль мать, которая потеряла единственного сына, свою единственную надежду и опору. И вот тут же Божество Спасителя воскрешает этого умершего отрока-юношу. И Господь показывает Свою Божественную власть, Свое Божественное происхождение. И святитель Феофан Затворник указывает, что именно Богочеловечеством Христа совершается это чудо. И не случайно народ рассуждал между собой, что восстал какой-то великий из пророков и Сам Бог посетил Свой народ.

Каждый человек-христианин должен помнить о том, что наша жизнь в руках Божиих. И какие бы мы планы себе ни строили на завтра, на послезавтра, на год вперед, на несколько лет вперед, все оказывается в руках Божиих. Только Господь распоряжается человеческой судьбой. Господь посылает испытания, Господь посылает искушения, Господь посылает утешение, Господь посылает жизнь, вернее, дает ее, но и Господь забирает эту жизнь. И та грань, которой мы часто боимся, эта грань называется смерть. Почему же мы боимся смерти, ведь, казалось бы, по слову апостола, смерть – это приобретение. Но мы боимся, потому что если здесь, в земном бытии, мы можем планировать что-то на час вперед, на два, на день, то уже в вечности ничего не запланируешь. В вечности наступает воздаяние за прожитую человеком жизнь. В вечности невозможно совершить никакого духовного подвига. Время подвига дается нам здесь, на земле. И каждый человек совершает свой подвиг духовный в меру своих сил, в меру своего понимания и осмысления бытия.

Христианское осмысление бытия указывает на то, что мы должны здесь прожить жизнь с Богом и подготовить себя к вечности, которая неизбежно ждет каждого из нас. И сегодня, слыша евангельское чтение о воскрешении Спасителем сына наинской вдовы и участвуя в этом великом событии освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, каждый из нас должен вновь задуматься о том, что́ есть временное и что́ есть вечное. Здесь есть земля, но впереди есть Небо. И реальное богообщение происходит в Божиих храмах за таинством Божественной Евхаристии, в которой мы все объединяемся вокруг единой Евхаристической Чаши. Пусть для каждого из нас слова сегодняшнего Священного Писания станут аксиомой жизни, что Бог есть Альфа и Омега и жизнь мы должны построить в соответствии с духом христианских заповедей, с духом, который был присущ нашим отцам Церкви, нашим предкам, с духом, который есть премудрость, с духом, который открывает нам жизнь вечную».
По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочел молитву преподобному Серафиму Саровскому у раки с его честными мощами.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Первосвятителя и преподнес Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

Обращаясь к Патриарху Кириллу, глава Нижегородской митрополии сказал: «Сегодня у нас исторический день. Продолжается написание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Преподобный Серафим Саровский оставил нам свои заветы, в том числе о том, что внутри Богородичной Канавки должен быть построен величественный храм. Мы знаем, что он говорил эти слова не от себя, а озвучил нам волю Царицы Небесной. Вы благословили нас на строительство этого собора. Благословили подъять, казалось бы, неподъемный труд. Но с помощью Божией, с вашего благословения, молитвами игумении и сестер обители, трудами многих людей храм был воздвигнут. Это добрый плод. Это воздание славы Пресвятой Богородице от всего русского народа, от всей Русской земли. Наши предки умели призвать благословение Божие на свои труды, на наш народ и на все наше Отечество. Пусть же и этот храм будет служить символом Покрова Божия над нашей державой, над вашим Первосвятительским служением, дабы пожить нам всем тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. Сердечно благодарим вас за визит и совершенное богослужение, за то, что вы нашли время в своем плотном графике, чтобы утешить нас своими молитвами, наставлением и благословением».
Игумения Сергия (Конкова) поблагодарила Его Святейшество за совершение чина освящение собора и Божественной литургии. От всей монастырской семьи она преподнесла Патриарху Кириллу святую просфору и складень с иконами преподобного Серафима и иконой Божией Матери «Умиление».
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Многочтимая матушка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я взошел под сень этого величественного храма и с особым чувством совершал Божественную литургию. Когда смотришь на это великолепие, на эту золотую мозаику, на эти искусно созданные изображения, видишь, конечно, красоту, роскошь, богатство; и кому-то может прийти в голову вопрос: а что общего между этим золотом и смиренным старцем, который некогда жил в этих местах в избушке, который ходил, наверное, в рваненьком подрясничке, не имея ни нормальной одежды, ни нормальной пищи, ни нормального жилища? Что общего? Может быть, мы всё неправильно делаем, что золотом украшаем наши храмы? Может быть, надо так же, как преподобный Серафим? И ответ будет следующим: всё то, что мы видим, вся эта красота духовная создана людьми, талантливыми людьми, которые вкладывали в свое творение всё, что могли вложить – и силу духа своего, и интеллект свой, и профессионализм свой. Но, кроме того, как много людей жертвовали средства на то, чтобы здесь был возведен этот величественный храм! И в каждой мозаичинке, действительно, любовь и вера нашего народа. И как же можно не возблагодарить Господа за явление этого чуда, за строительство великого, прекрасного, замечательного храма в память о преподобном Серафиме Саровском!

Если человек стяжает для себя и только для себя – это грех, и Господь порицает такое стяжание. Если же люди от себя дают другим, разделяют с ними, как теперь говорят, свои ресурсы, свои возможности, то этой жертвой часто искупаются грехи людей. Как нередко бывает, люди деловые, занятые, в храм не могут ходить достаточно часто и регулярно, но иногда, принося свои жертвы и прося у Господа прощения, они получают это прощение, потому что чистосердечно жертвуют Господу, в том числе на украшение Божиих храмов. И потому величие храма, созданного там, где нес свое служение дивный старец преподобный Серафим, является выражением веры современного русского православного человека, есть свидетельство его способности жертвовать, его способности разделять с другими то, что он имеет. И моя большая благодарность всем, кто внес свои средства в созидание этого замечательного величественного храма в память о преподобном Серафиме, всем, кто трудами своими, талантом своим содействовал и строительству, и украшению этого замечательного соборного храма Дивеевской обители.

И вот теперь, может быть, следует задать такой вопрос. Если действительно всё то, что мы посвящаем Богу, в том числе наше материальное, преобразуется в духовное, то, может быть, и духовное может преобразовываться в материальное? И это совершенно так! Чем мы больше жертвуем Господу, чем мы сильнее и больше верим в Него, тем иной становится наша жизнь, а это значит, наши мысли и поступки становятся другими – просветленными, возвышенными. В этих мыслях, в этих поступках, в этом целеполагании часто появляется тот другой, кто очень нуждается в нашей помощи, и меняется траектория человеческой жизни: от себя, любимого, к другому, который, по слову Божиему, становится ближним твоим.

Вот если таким образом будет развиваться духовная жизнь нашего народа, то Россия действительно будет непобедимой. Ведь сказанное полностью расходится с логикой развития современных так называемых цивилизованных стран, где всё человек делает в первую очередь для себя, ради личного обогащения, а уже потом, часто по остаточному принципу, решаются другие задачи, и в центре всего – человек, а не Бог. А вот в центре нашей православной цивилизации – Сам Господь, и во имя Божие мы трудимся, в том числе созидая духовные и материальные блага во имя Божие. И те, кто еще не трудится, должны трудиться, а чтобы это было действительно так, нужно от своего всегда нечто посвящать Богу, и очень часто через служение нуждающемуся ближнему своему.

Господь нас судит не по словам – Он судит нас по делам. Благочестие наше – не по золоту, которым мы украшаем храмы, а по силе нашей молитвы. А золото это должно помочь нам сильно молиться, потому что, взирая на эту дивное украшение, понимаешь, что люди пожертвовали это Господу. Значит, есть в людях вера, крепкая и сильная, в людях, и поэтому даже молитва в таком храме должна нас назидать и подталкивать к совершению добрых дел.

Обитель Дивеевская всегда отличалась совершением добрых дел, и сегодня здесь делается многое для того, чтобы ближнему было жить лучше. Но самое главное, что здесь совершается, – это горячая молитва за Отечество наше, за Церковь нашу и за всех тех, кто просил насельниц этой обители совершать о них молитвенное поминовение. Молитва соединяет нас с Богом, так же как с Богом соединяют нас добрые дела. Вот и существуют эти две составляющие, без которых не может быть спасения. Вера без добрых дел мертва есть (см. Иак. 2, 20), и такой верой спастись невозможно. Как и просто добрые дела, которые никак не ориентированы по вертикали к Богу, к небу, чаще всего потом перестают быть добрыми делами и не приносят блага ни тому, кто их совершает, ни тому, кому якобы они адресованы. Вот поэтому вертикальное измерение жизни, от нас к небу, от каждого из нас к Господу, через святых угодников, есть единственное спасительное измерение жизни человеческой. И если бы было так в масштабах всей человеческой цивилизации, тогда бы в мире были мир, благополучие, покой и любовь.

Но мы знаем, что это не так. Именно сегодня Отечество наше проходит через испытания, которые связаны с обращением в сторону России злых взглядов, злых помыслов и злой воли. И некоторые считают, что настало время, когда можно покончить с Россией. А почему? А потому что Россия – это альтернативный взгляд на мир, на Бога, на человека. Он не укладывается в рамки той запрограммированной системы, которая исключает Бога из жизни людей, и поэтому Россия для многих бельмо в глазу. И поэтому то, что сегодня происходит, – это не просто очередная военная кампания, какое-то напряжение. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так! И поэтому сегодня наша особая молитва – за власти наши, за воинство наше, за Президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили.

И ведь с нами – святые земли Русской и святой милостивый смиренный старец преподобный Серафим! Он тоже сегодня с нами, он тоже сегодня с Россией, потому что он оттуда, из Царства Небесного, с той точки, перед которой открыты горизонты вечности, видит и знает, что происходит с Отечеством нашим. А потому молитва и к нему сегодня должна быть горячей, чтобы своим предстательством ко Господу он даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия, чтобы он умиротворил и умирил людей, чтобы прекратилась всякая междоусобная брань на земле исторической Руси и всякое нашествие иноплеменных.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь».

Святейший Патриарх Кирилл в благодарность за труды вручил игумении Сергии (Конковой) памятный крест с украшением и разрешил носить его в качестве второго креста; для Благовещенского собора передал икону святителя Николая Чудотворца; верующим благословил раздать иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.
Затем состоялось вручение церковных наград. За помощь в строительстве Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря были награждены: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Анатольевич Комаров – орденом преподобного Серафима Саровского II степени; губернатор Нижегородской области, председатель правительства Нижегородской области Глеб Сергеевич Никитин – Патриаршим знаком храмостроителя; преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Валерьевич Алешин – орденом преподобного Андрея Иконописца II степени.
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды на Нижегородской кафедре, за его любовь к Дивеевскому монастырю и за участие в общецерковных мероприятиях.
Перевернута последняя страница созидания Благовещенского собора в Серафимо-Дивеевском монастыре. И уже можно сказать, что монументальностью форм, богатством интерьера он представляет собой драгоценный памятник архитектуры первой трети ХХI века. Теперь началась новая страница в истории этого храма, и мы приходим сюда, к самому Царскому престолу, и получаем все блага по человеколюбию и благодати Господа нашего Иисуса Христа.