Музей истории Дивеевской обители XX века
Музей истории Дивеевской обители XX века
Изгнание монахинь из родной обители, скитания и лишения сестер в миру, притеснения монастырского духовенства, тюрьмы, ссылки, лагеря, обрекавшие гонимых на мучительные страдания и смерть – вот основные черты жизни дивеевских монахинь
и священников в послеоктябрьский период. В тяжких условиях жизни они остались верными Христу, в огне испытаний стяжали святость. О них рассказывает новая музейная экспозиция, развернутая
в старинном доме. Ее материалы поведают о судьбах дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, многие из которых ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской и составляют славный Собор Дивеевских святых.
Изгнание монахинь из родной обители, скитания и лишения сестер в миру, притеснения монастырского духовенства, тюрьмы, ссылки, лагеря, обрекавшие гонимых на мучительные страдания и смерть – вот основные черты жизни дивеевских монахинь
и священников в послеоктябрьский период. В тяжких условиях жизни они остались верными Христу, в огне испытаний стяжали святость. О них рассказывает новая музейная экспозиция, развернутая в старинном доме. Ее материалы поведают о судьбах дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, многие из которых ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской и составляют славный Собор Дивеевских святых.
Создание музея, посвященного истории Дивеевской обители в XX веке, было начато по благословению игумении Сергии в 2014 году. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Материалы для экспозиции собирались сестрами музейного послушания более пятнадцати лет. В них вошли святыни, документы священства, насельниц обители и архивные сведения.
Создание музея, посвященного истории Дивеевской обители в XX веке, было начато по благословению игумении Сергии в 2014 году. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Материалы для экспозиции собирались сестрами музейного послушания более пятнадцати лет. В них вошли святыни, документы священства, насельниц обители и архивные сведения.
Начало экспозиции
Начало экспозиции
Для посетителей музея экскурсия начинается рассказом о семье Гусевых,
в которой были воспитаны будущие священномученики, родные братья, Михаил
и Иаков. Их отец, протоиерей Иоанн Феофанович Гусев, был старшим священником Серафимо-Дивеевского монастыря, первым учителем своих сыновей (он преподавал Закон Божий и все предметы в церковно-приходской школе). Был он человеком глубоко преданным Церкви и самодержавию, обладавшим большой духовной и физической силой.

Отец, к которому дети питали безграничное уважение и почитание, воспитал
в них крепкую веру. Оба сына о. Иоанна стали священнослужителями, хотя младший, Михаил, мечтал овладеть профессией врача и даже целый год учился на медицинском факультете Императорского Варшавского Университета. Но отец благословил его стать священником, и Михаил, оказав послушание, окончил Нижегородскую духовную семинарию, как и его старший брат Иаков. Братья отличались добросердечием и скромностью, любовью к Богу и ближним, уважением к священническому сану. Оба положили свои жизни, не желая снять
с себя сан, отречься от него, как к тому принуждали, и не признав ни одного из навязываемых обвинений.

Материалы экспозиции повествуют и о другой семье, где благодать священства также передавалась от отца к сыновьям. Отец Петр Соколов был тем самым священником, который по просьбе Государя Императора Николая II, посетившего Дивеевскую обитель в 1903 году, отслужил литургию за один час, быстро, но благоговейно. За службу отец Петр получил от Царя золотой наперсный крест. Царская милость была оправдана всей последующей благочестивой жизнью этой семьи, из которой вышли три священнослужителя. Любовь, взаимная поддержка, чуткое отношение к ближним, воспитанные в детях отцом и матерью-молитвенницей (матушка о. Петра, Аполлинария, имея семью и семерых детей, сподобилась стяжать непрестанную Иисусову молитву), впоследствии сослужили добрую службу для дивеевских сестер. Младший сын, священник Александр Соколов, служивший в селе Выездное, что близ Арзамаса, много помогал монахиням-изгнанницам и духовно, и материально. Он бережно хранил некоторые вещи преподобного Серафима Саровского и другие дивеевские святыни.
Для посетителей музея экскурсия начинается рассказом о семье Гусевых,
в которой были воспитаны будущие священномученики, родные братья, Михаил и Иаков. Их отец, протоиерей Иоанн Феофанович Гусев, был старшим священником Серафимо-Дивеевского монастыря, первым учителем своих сыновей (он преподавал Закон Божий и все предметы в церковно-приходской школе). Был он человеком глубоко преданным Церкви и самодержавию, обладавшим большой духовной и физической силой.

Отец, к которому дети питали безграничное уважение и почитание, воспитал в них крепкую веру. Оба сына о. Иоанна стали священнослужителями, хотя младший, Михаил, мечтал овладеть профессией врача и даже целый год учился на медицинском факультете Императорского Варшавского Университета. Но отец благословил его стать священником, и Михаил, оказав послушание, окончил Нижегородскую духовную семинарию, как и его старший брат Иаков. Братья отличались добросердечием и скромностью, любовью к Богу и ближним, уважением к священническому сану. Оба положили свои жизни, не желая снять с себя сан, отречься от него, как к тому принуждали, и не признав ни одного из навязываемых обвинений.

Материалы экспозиции повествуют и о другой семье, где благодать священства также передавалась от отца к сыновьям. Отец Петр Соколов был тем самым священником, который по просьбе Государя Императора Николая II, посетившего Дивеевскую обитель в 1903 году, отслужил литургию за один час, быстро, но благоговейно. За службу отец Петр получил от Царя золотой наперсный крест. Царская милость была оправдана всей последующей благочестивой жизнью этой семьи, из которой вышли три священнослужителя. Любовь, взаимная поддержка, чуткое отношение к ближним, воспитанные в детях отцом и матерью-молитвенницей (матушка о. Петра, Аполлинария, имея семью и семерых детей, сподобилась стяжать непрестанную Иисусову молитву), впоследствии сослужили добрую службу для дивеевских сестер. Младший сын, священник Александр Соколов, служивший в селе Выездное, что близ Арзамаса, много помогал монахиням-изгнанницам и духовно, и материально. Он бережно хранил некоторые вещи преподобного Серафима Саровского и другие дивеевские святыни.
Экспозиция, посвященная дивеевским священникам
Экспозиция, посвященная дивеевским священникам
Самая большая и насыщенная часть экспозиции позволяет подробно рассказать о священномученике Серфиме (Чичагове), авторе «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Повествование о жизни митрополита Серафима, посвященной служению Богу и Отечеству, дает представление о его личности, богато одаренной талантами воина, литератора, богослова, врача, композитора, иконописца.

Посетители могут увидеть воссозданную обстановку гостиной на подмосковной даче, где в последние годы жил владыка Серафим. В ее интерьере с любовью воспроизведены многие черты того времени: круглый обеденный стол
с самоваром и тусклая керосиновая лампа над ним, изящная старомодная мебель, множество древних фолиантов в кожаных переплетах, черно-белые фотографии на стенах. Обращает внимание старинная фисгармония ‒ на такой же играл Владыка и сочинял свой «Музыкальный дневник». По воспоминаниям его внучки Вареньки, будущей игумении московского Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной), по вечерам в доме раздавались звуки лившейся из-под дедушкиных пальцев чудесной музыки. По ее словам, «вся душа его раскрывалась» в этих произведениях. Запоминается и большой образ Христа Спасителя на стене – великолепная копия иконы, талантливо написанной митрополитом Серафимом. Вся эта обстановка переносит нас в далекие 30-е годы, позволяет ощутить дух русской старины, размеренный, молитвенный уклад жизни святителя, который не нарушили веяния революционного времени.

Самые значимые вехи жизненного пути святителя Серафима: предсказание блестящему гвардейскому полковнику Чичагову священнического сана, решение похоронить жену на Дивеевском кладбище, авторство «Летописи», чудо явления преподобного Серафима, подготовительная работа и организация Саровских торжеств –неразрывно были связаны с Серафимо-Дивеевским монастырем,
к которому он всегда питал благоговейную и трепетную любовь. И эта любовь
и связь с Дивеевом осталась навечно. Прославленный в лике новомучеников
и исповедников Российских, митрополит Серафим вошел и в благословенный собор святых, в земле Дивеевской просиявших.
Самая большая и насыщенная часть экспозиции позволяет подробно рассказать о священномученике Серфиме (Чичагове), авторе «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Повествование о жизни митрополита Серафима, посвященной служению Богу и Отечеству, дает представление о его личности, богато одаренной талантами воина, литератора, богослова, врача, композитора, иконописца.

Посетители могут увидеть воссозданную обстановку гостиной на подмосковной даче, где в последние годы жил владыка Серафим. В ее интерьере с любовью воспроизведены многие черты того времени: круглый обеденный стол
с самоваром и тусклая керосиновая лампа над ним, изящная старомодная мебель, множество древних фолиантов в кожаных переплетах, черно-белые фотографии на стенах. Обращает внимание старинная фисгармония — на такой же играл Владыка и сочинял свой «Музыкальный дневник». По воспоминаниям его внучки Вареньки, будущей игумении московского Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной), по вечерам в доме раздавались звуки лившейся из-под дедушкиных пальцев чудесной музыки. По ее словам, «вся душа его раскрывалась» в этих произведениях. Запоминается и большой образ Христа Спасителя на стене — великолепная копия иконы, талантливо написанной митрополитом Серафимом. Вся эта обстановка переносит нас в далекие 30-е годы, позволяет ощутить дух русской старины, размеренный, молитвенный уклад жизни святителя, который не нарушили веяния революционного времени.

Самые значимые вехи жизненного пути святителя Серафима: предсказание блестящему гвардейскому полковнику Чичагову священнического сана, решение похоронить жену на Дивеевском кладбище, авторство «Летописи», чудо явления преподобного Серафима, подготовительная работа и организация Саровских торжеств -неразрывно были связаны с Серафимо-Дивеевским монастырем, к которому он всегда питал благоговейную и трепетную любовь. И эта любовь и связь с Дивеевом осталась навечно. Прославленный в лике новомучеников
и исповедников Российских, митрополит Серафим вошел и в благословенный собор святых, в земле Дивеевской просиявших.
Реконструированная комната сщмч. Серафима (Чичагова) в Удельном
Реконструированная комната сщмч. Серафима (Чичагова) в Удельном
Еще одна экспозиция посвящена святым дивеевским сестрам – преподобномученицам Пелагии и Марфе (Тестовым) и преподобноисповеднице Матроне (Власовой). По словам одного из современных греческих протопресвитеров (Феодосий Мартзухос, протосингел митрополии Никополи
и Превезы), «святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение». Точное и тщательное следование Вышней воле; принятие, как из руки Христовой, самых горестных обстоятельств; терпение ради Господа всех трудностей и явленные при этом добродетели кротости
и смирения – такие сокровища христианского духа явили своей жизнью дивеевские новомученицы и исповедницы.

Во время многолетнего заключения сестер в исправительно-трудовых лагерях (инокиня Матрона провела в заключении долгих 17 лет; Пелагия и Марфа скончались в лагере) начальство отмечало в их личных характеристиках: «Качество работы хорошее, нормы выполняет». И это несмотря на многие тяжелые заболевания и невыносимо трудные условия жизни. Сказывалась пройденная дивеевскими сестрами строгая монастырская школа: они всегда добросовестно трудились на послушании, отказываться от него было не принято. В музейной экспозиции можно увидеть их святыни, личные вещи, монастырскую одежду и обувь. Среди экспонатов – хорошо сохранившееся добротное пальто преподобноисповедницы Матроны, ее собственное рукоделие и сапожки, сшитые качественно и с любовью дивеевскими мастерицами.

Вместе с сестрами столь тяжкий для них крест изгнания из родной обители разделяли дивеевские блаженные, Христа ради юродивые, продолжавшие
и в миру духовно окормлять монахинь и мирян. Святая блаженная Параскева Дивеевская (Паша Саровская), в 1903 году предсказавшая Царской Семье грядущую трагедию, не дожила до закрытия обители. Однако дивеевским сестрам, приходившим к ней и едва переступавшим порог ее домика, порой кричала блаженная непонятные тогда слова: «Вон, шельмы! Здесь касса!» После ликвидации монастыря в доме блаженной Паши Саровской, где некогда бывали тысячи людей разного сословия и в их числе будущие святые, действительно,
на многие годы разместилась сберегательная касса. Сейчас в музее как экспонаты хранятся вывески советского времени, найденные на чердаке домика уже после возобновления обители: «Трудовая копейка рубль бережет» и другие характерные плакаты.

Сохранились вещи, фотографии дивеевских блаженных – Марии (Фединой)
и Анны (Бобковой). Посетители могут ознакомиться с протоколом допроса блаженной Марии Ивановны, в конце которого рукой следователя записано: «Судя по ее виду и чертам лица ненормальная блаженная монашка. Больше показать ничего не может, в чем и прикладывает оттиск большого пальца».
Еще одна экспозиция посвящена святым дивеевским сестрам — преподобномученицам Пелагии и Марфе (Тестовым) и преподобноисповеднице Матроне (Власовой). По словам одного из современных греческих протопресвитеров (Феодосий Мартзухос, протосингел митрополии Никополи и Превезы), «святость — это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение». Точное и тщательное следование Вышней воле; принятие, как из руки Христовой, самых горестных обстоятельств; терпение ради Господа всех трудностей и явленные при этом добродетели кротости и смирения — такие сокровища христианского духа явили своей жизнью дивеевские новомученицы и исповедницы.

Во время многолетнего заключения сестер в исправительно-трудовых лагерях (инокиня Матрона провела в заключении долгих 17 лет; Пелагия и Марфа скончались в лагере) начальство отмечало в их личных характеристиках: «Качество работы хорошее, нормы выполняет». И это несмотря на многие тяжелые заболевания и невыносимо трудные условия жизни. Сказывалась пройденная дивеевскими сестрами строгая монастырская школа: они всегда добросовестно трудились на послушании, отказываться от него было не принято. В музейной экспозиции можно увидеть их святыни, личные вещи, монастырскую одежду и обувь. Среди экспонатов — хорошо сохранившееся добротное пальто преподобноисповедницы Матроны, ее собственное рукоделие и сапожки, сшитые качественно и с любовью дивеевскими мастерицами.

Вместе с сестрами столь тяжкий для них крест изгнания из родной обители разделяли дивеевские блаженные, Христа ради юродивые, продолжавшие и в миру духовно окормлять монахинь и мирян. Святая блаженная Параскева Дивеевская (Паша Саровская), в 1903 году предсказавшая Царской Семье грядущую трагедию, не дожила до закрытия обители. Однако дивеевским сестрам, приходившим к ней и едва переступавшим порог ее домика, порой кричала блаженная непонятные тогда слова: «Вон, шельмы! Здесь касса!» После ликвидации монастыря в доме блаженной Паши Саровской, где некогда бывали тысячи людей разного сословия и в их числе будущие святые, действительно, на многие годы разместилась сберегательная касса. Сейчас в музее как экспонаты хранятся вывески советского времени, найденные на чердаке домика уже после возобновления обители: «Трудовая копейка рубль бережет» и другие характерные плакаты.

Сохранились вещи, фотографии дивеевских блаженных — Марии (Фединой) и Анны (Бобковой). Посетители могут ознакомиться с протоколом допроса блаженной Марии Ивановны, в конце которого рукой следователя записано: «Судя по ее виду и чертам лица ненормальная блаженная монашка. Больше показать ничего не может, в чем и прикладывает оттиск большого пальца».
Вещи дивеевских сестер и блаженных
Вещи дивеевских сестер и блаженных
Наравне со всеми бывшими насельницами обители бесчисленные скорби послереволюционных лет несла игумения Александра (Траковская). Матушка сумела вывезти и сохранить большинство вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому, и многие святыни Серафимо-Дивеевского монастыря.

В отдельных кельях размещается экспозиция, посвященная пребыванию игумении Александры вместе с сестрами в ссылке, в городе Муроме. Рассказ о второй дивеевской настоятельнице, завершающий экскурсию, вмещает всю ее жизнь, от юности посвященную служению Богу и ближним. Продолжая традиции игумении Марии, матушка Александра вела монастырь к духовному совершенству, смогла приумножить монастырское хозяйство, выстроить новый (ныне – Преображенский) собор, открыть подворья в больших городах. Благодаря высоким духовным качествам и прекрасным способностям, неусыпным попечениям и никогда не прекращающимся трудам игумении Александры по благоустройству обители, Серафимо-Дивеевский монастырь в своем расцвете вошел в 1917 год и просуществовал еще десятилетие в качестве трудовой артели.

Уже покинув в 1927 году родную разоренную обитель и возглавив маленькую общинку живших с нею в Муроме сестер, матушка Игумения осталась верна монастырскому укладу жизни, отступить от которого ее не заставили даже страшные богоборческие времена – ведь каждый наступающий день они
с сестрами готовились к аресту и мученическому подвигу… Игумения Александра скончалась и была похоронена в Муроме в 1942 году. Но Господом суждено было ей вернуться в горячо любимое Дивеево, хотя и после смерти. Перезахоронение останков игумении Александры за алтарем Троицкого собора, рядом с могилой игумении Марии, как она и всегда того желала, состоялось спустя 60 лет после смерти матушки, в 2002 году.

Особенная, благодатная атмосфера охватывает посетителей в музейной келье игумении Александры. Здесь хранятся многие ее вещи. Псалтирь большого формата в синей обложке, который матушка Игумения ежедневно читала. Перелистав страницы, поражаешься великолепной сохранности книги, ее чистым, без пятен, листам. Сказывается воспитание: в дворянских семьях детей
с малолетства учили особенно бережному отношению к книге – перед чтением они даже мыли руки. Изящная старинная мебель, также принадлежавшая игумении Александре, комод и диван были когда-то вывезены жителями города Ардатова из разоренной обители. Ныне эти вещи, экспонирующиеся
в монастырском музее, представляют собой духовные ценности, так как они принадлежали великой подвижнице, сохранившей верность Господу в огненных испытаниях безбожного времени.
Наравне со всеми бывшими насельницами обители бесчисленные скорби послереволюционных лет несла игумения Александра (Траковская). Матушка сумела вывезти и сохранить большинство вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому, и многие святыни Серафимо-Дивеевского монастыря.

В отдельных кельях размещается экспозиция, посвященная пребыванию игумении Александры вместе с сестрами в ссылке, в городе Муроме. Рассказ о второй дивеевской настоятельнице, завершающий экскурсию, вмещает всю ее жизнь, от юности посвященную служению Богу и ближним. Продолжая традиции игумении Марии, матушка Александра вела монастырь к духовному совершенству, смогла приумножить монастырское хозяйство, выстроить новый (ныне — Преображенский) собор, открыть подворья в больших городах. Благодаря высоким духовным качествам и прекрасным способностям, неусыпным попечениям и никогда не прекращающимся трудам игумении Александры по благоустройству обители, Серафимо-Дивеевский монастырь в своем расцвете вошел в 1917 год и просуществовал еще десятилетие в качестве трудовой артели.

Уже покинув в 1927 году родную разоренную обитель и возглавив маленькую общинку живших с нею в Муроме сестер, матушка Игумения осталась верна монастырскому укладу жизни, отступить от которого ее не заставили даже страшные богоборческие времена — ведь каждый наступающий день они с сестрами готовились к аресту и мученическому подвигу… Игумения Александра скончалась и была похоронена в Муроме в 1942 году. Но Господом суждено было ей вернуться в горячо любимое Дивеево, хотя и после смерти. Перезахоронение останков игумении Александры за алтарем Троицкого собора, рядом с могилой игумении Марии, как она и всегда того желала, состоялось спустя 60 лет после смерти матушки, в 2002 году.

Особенная, благодатная атмосфера охватывает посетителей в музейной келье игумении Александры. Здесь хранятся многие ее вещи. Псалтирь большого формата в синей обложке, который матушка Игумения ежедневно читала. Перелистав страницы, поражаешься великолепной сохранности книги, ее чистым, без пятен, листам. Сказывается воспитание: в дворянских семьях детей с малолетства учили особенно бережному отношению к книге — перед чтением они даже мыли руки. Изящная старинная мебель, также принадлежавшая игумении Александре, комод и диван были когда-то вывезены жителями города Ардатова из разоренной обители. Ныне эти вещи, экспонирующиеся в монастырском музее, представляют собой духовные ценности, так как они принадлежали великой подвижнице, сохранившей верность Господу в огненных испытаниях безбожного времени.
Реконструированные комнаты игумении Александры (Траковской) и дивеевских сестер муромского периода