Святые мощи
Святые мощи
В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские,
и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Когда мы подходим к святым мощам, словно стирается грань времен. Телом пребывая здесь и подавая нам утешение и помощь, все дивеевские святые духом предстоят пред Престолом Божиим в непрестанных за нас молитвах. Они соединяют земную Церковь с Небесной, свидетельствуют о существовании бессмертной души и вечной жизни. Святые оставляют людям свои мощи как источник радости.
В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские,
и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Когда мы подходим к святым мощам, словно стирается грань времен. Телом пребывая здесь и подавая нам утешение и помощь, все дивеевские святые духом предстоят пред Престолом Божиим в непрестанных за нас молитвах. Они соединяют земную Церковь с Небесной, свидетельствуют о существовании бессмертной души и вечной жизни. Святые оставляют людям свои мощи как источник радости.
Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия – преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он – усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит
к притекающим к нему со своей благодатной помощью – утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам,
и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди
к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году – преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем
у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.
Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия — преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он — усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит к притекающим к нему со своей благодатной помощью — утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам, и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году — преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.
Акафист преподобному Серафиму у раки с его святыми мощами в Троицком соборе
При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют «вси роди» земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10-12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все –
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас", "Помоги", "Исцели", "Уврачуй", – неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: "О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская... взыграйте, православных множества... радуйся, светильниче российския земли..." "Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим"... "Не забуди нас, отче Серафиме..."

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: "Помоги!" Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: "Придите ко Мне вси труждающиеся
и обременении, и Я успокою вас", – не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим – радость-надежда наша – умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца – устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: "Мама,
я здорова". Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев"».
При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют „вси роди“ земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся
к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: „Мама,
я здорова“. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: „Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев“».
Богомольцы в Саровской пустыни в дни прославления
преподобного Серафима. 1903 год
Святые не мертвы. Да и как мертвое тело могло бы творить чудеса, изгонять бесов, исцелять больных, прекращать искушения и беды, низводить различные
добрые дары от Отца светов (Иак, 1,17)?!
Святые не мертвы. Да и как мертвое тело могло бы творить чудеса, изгонять бесов, исцелять больных, прекращать искушения и беды, низводить различные
добрые дары от Отца светов (Иак, 1,17)?!
Обыкновенно мощи хранятся в раках – специально украшенных гробах, сделанных из драгоценных металлов или ценного дерева. Раки украшают резьбой, камнями. Над ними возводятся сени. При мощах святых возжигают светильники в знамение пламенной любви к святым и в ознаменование той вечной славы, которой угодники Божии сияют, как солнце, в Царствии Небесном.

Малые частицы мощей хранятся в ковчежцах – небольших ящиках, в которые также могут быть помещены предметы одежды святого, частицы гроба или
что-то иное, имеющее к нему отношение. Мощевики служат для помещения в них мелких частиц святого или иной святыни, которые вставляются в его икону. Также мощи могут вставляться в кресты, архиерейские панагии.

В храмах, где покоятся мощи или их частицы, в дни памяти этих святых служатся праздничные бдения и литургия. Перед мощами и перед иконами с частицами совершаются молебны. Масло из лампад от мощей раздают верующим как святыню.
Обыкновенно мощи хранятся в раках — специально украшенных гробах, сделанных из драгоценных металлов или ценного дерева. Раки украшают резьбой, камнями. Над ними возводятся сени. При мощах святых возжигают светильники в знамение пламенной любви к святым и в ознаменование той вечной славы, которой угодники Божии сияют, как солнце, в Царствии Небесном.

Малые частицы мощей хранятся в ковчежцах — небольших ящиках, в которые также могут быть помещены предметы одежды святого, частицы гроба или что-то иное, имеющее к нему отношение. Мощевики служат для помещения в них мелких частиц святого или иной святыни, которые вставляются в его икону. Также мощи могут вставляться в кресты, архиерейские панагии.

В храмах, где покоятся мощи или их частицы, в дни памяти этих святых служатся праздничные бдения и литургия. Перед мощами и перед иконами с частицами совершаются молебны. Масло из лампад от мощей раздают верующим как святыню.
Раки и ковчеги со святыми мощами в дивеевских храмах
Раки и ковчеги со святыми мощами в дивеевских храмах
Святые мощи достойны благоговейного нашего чествования не только потому, что это – останки людей, славных своей добродетельной жизнью, но и потому, что они являются вместилищами благодати Святого Духа, обильно подаваемой приходящим с верою. Святой Иоанн Златоуст в Слове всем мученикам говорит: «Раки мучеников суть безопасные пристани, источники духовных плодов, богатейшие сокровища, никогда неисчерпаемые. Как пристани, приемля к себе корабли, обуреваемые сильными волнами, поставляют их в безопасности, так
и раки мучеников, приемля наши души, объятые продолжительными заботами, даруют великое спокойствие и безопасность. И как источники холодных вод оживляют тело, изнуренное трудами и ослабевшее от жара, так и они прохлаждают души, воспламененные гнусными страстями, и при одном воззрении укрощают и погашают скверную похоть, съедающую зависть
и пылающий гнев».
Святые мощи достойны благоговейного нашего чествования не только потому, что это — останки людей, славных своей добродетельной жизнью, но и потому, что они являются вместилищами благодати Святого Духа, обильно подаваемой приходящим с верою. Святой Иоанн Златоуст в Слове всем мученикам говорит: «Раки мучеников суть безопасные пристани, источники духовных плодов, богатейшие сокровища, никогда неисчерпаемые. Как пристани, приемля к себе корабли, обуреваемые сильными волнами, поставляют их в безопасности, так и раки мучеников, приемля наши души, объятые продолжительными заботами, даруют великое спокойствие и безопасность. И как источники холодных вод оживляют тело, изнуренное трудами и ослабевшее от жара, так и они прохлаждают души, воспламененные гнусными страстями, и при одном воззрении укрощают и погашают скверную похоть, съедающую зависть
и пылающий гнев».
Left
Right
Мертвые святые, говорит преподобный Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), – сказано в Священном Писании о праведниках. Мощи потому и являются почитаемыми, что от них всегда – мы видим это в истории – происходило и происходит множество явных свидетельств
святости угодника Божия.
Мертвые святые, говорит преподобный Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), – сказано в Священном Писании о праведниках. Мощи потому и являются почитаемыми, что от них всегда – мы видим это в истории – происходило и происходит множество явных свидетельств
святости угодника Божия.
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобного Серафима Саровского