Казанский собор
С этого храма началась история Дивеевского монастыря
Казанский собор
С этого храма началась история Дивеевского монастыря

В своих горячих молитвах Дивеевская первоначальница прп. Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить возвещенную Царицей Небесной волю Божию о создании обители, «равной которой не было, нет
и никогда не будет на земле». Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы на том месте, где Она некогда явилась матушке Александре.

Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывался неподалеку, на берегу речки Вичкинзы. Для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник.
В своих горячих молитвах Дивеевская первоначальница прп. Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить возвещенную Царицей Небесной волю Божию о создании обители, «равной которой не было, нет
и никогда не будет на земле». Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы на том месте, где Она некогда явилась матушке Александре.

Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывался неподалеку, на берегу речки Вичкинзы. Для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник.
Фрагмент росписи храма Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря
"Строительство Казанской церкви в Дивееве"
Фрагмент росписи храма Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря
"Строительство Казанской церкви в Дивееве"
В благословенной грамоте Преосвященного Симона, епископа Рязанского, говорится: «Прошлаго 1773 года сентября 24 дня, по прошению того села приходских людей, а по данной от Антицессора нашего Преосвященного Палладия Епископа бываго Рязанскаго Благословенной Грамоте вместо означенной деревянной построена в том селе вновь церковь каменная с двемя приделы в вышеозначенныя Храмоимяновании».

ГАНО. Ф. 570. Оп. 555. 1779 г. Д. 31. Л. 9 об.
Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Казанский и Никольский приделы были холодные − для летнего времени, а Стефановский устроен теплый − для зимнего. Стефановский придел был наименован чудесным образом. Когда преподобная Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, раздался голос, возвестивший, что его надо будет посвятить первомученику архидиакону Стефану. На подоконнике кельи матушка обрела чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.
Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Казанский и Никольский приделы были холодные − для летнего времени, а Стефановский устроен теплый − для зимнего. Стефановский придел был наименован чудесным образом. Когда преподобная Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, раздался голос, возвестивший, что его надо будет посвятить первомученику архидиакону Стефану. На подоконнике кельи матушка обрела чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.
Роспись Казанского собора "Явление иконы архидиакона Стефана"
Роспись Казанского собора "Явление иконы архидиакона Стефана"
По сооружении храма, в 1779 году, преподобная Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева – частицы святых мощей, из Москвы – колокол в 76,5 пуда и необходимую церковную утварь. В описи церковного имущества, удостоверенной благочинным священником села Сарминский Майдан Петром Филипповым, говорилось:
«В настоящей церкви на престоле одежда первенивая по красной земле
с разными цветами, на жертвенник камчатая голивая по красной земле
з зелеными цветами, занавеса тавтяная красная, Евангелиев три, первое
на полуалександрийской бумаге, (...) и на оных Евангелисты все сребреные
и позлащеные. (...) Иконостасы новые резные позлащеные и в них иконное изображение живописной работы. Ризнаго одеяния вновь прибавлены: шестеро риз разных материев...»
По сооружении храма, в 1779 году, преподобная Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пуда и необходимую церковную утварь. В описи церковного имущества, удостоверенной благочинным священником села Сарминский Майдан Петром Филипповым, говорилось: «В настоящей церкви на престоле одежда первенивая по красной земле с разными цветами, на жертвенник камчатая голивая по красной земле з зелеными цветами, занавеса тавтяная красная, Евангелиев три, первое на полуалександрийской бумаге, (…) и на оных Евангелисты все сребреные и позлащеные. (…) Иконостасы новые резные позлащеные и в них иконное изображение живописной работы. Ризнаго одеяния вновь прибавлены: шестеро риз разных материев…»
Фасад Казанской церкви в селе Дивееве. 1827 год.
Фасад Казанской церкви в селе Дивееве.
1827 год.
Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. Незамедлительно, уже на следующий день, 20-го числа, отец Пахомий написал письмо Преосвященному Симону с сообщением об освящении Казанской церкви.
Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. Незамедлительно, уже на следующий день, 20-го числа, отец Пахомий написал письмо Преосвященному Симону с сообщением об освящении Казанской церкви.
Посвящение первого храма обители Казанской иконе Божией Матери напоминает о том, что Дивеево находится в земном жребии Пресвятой Богородицы, и о тех великих милостях, которые Царица Небесная постоянно являет обители с первых ее дней.
Посвящение первого храма обители Казанской иконе Божией Матери напоминает о том, что Дивеево находится в земном жребии Пресвятой Богородицы, и о тех великих милостях, которые Царица Небесная постоянно являет обители с первых ее дней.
Новая каменная церковь была приходской, однако преподобный Серафим Саровский говорил, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.
Новая каменная церковь была приходской, однако преподобный Серафим Саровский говорил, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма..
Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя,
и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком.

Преподобный Серафим Саровский
Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!
Преподобный Серафим Саровский
Внутреннее пространство церкви имело четкую и ясную структуру. Трехнефная трапезная связывалась с молельным залом низкой аркой, устроенной на ширину центрального нефа. В интерьере храма главенствовал молельный зал, хорошо освещаемый через три яруса окон. Диагональные грани восьмерика покоились на парусах. Стены четверика переходили в восьмериковые грани без каких-либо уступов, благодаря чему появлялось особенное чувство простора. Полы во всех помещениях были выполнены из чугунных орнаментированных плит, стены и своды побелены. Ярусное построение объемов и плавные линии куполов придавали новой церкви села изящный вид. Возвышавшийся над крестьянскими избами легкий силуэт храма был издалека заметен по всей округе.
Внутреннее пространство церкви имело четкую и ясную структуру. Трехнефная трапезная связывалась с молельным залом низкой аркой, устроенной на ширину центрального нефа. В интерьере храма главенствовал молельный зал, хорошо освещаемый через три яруса окон. Диагональные грани восьмерика покоились на парусах. Стены четверика переходили в восьмериковые грани без каких-либо уступов, благодаря чему появлялось особенное чувство простора. Полы во всех помещениях были выполнены из чугунных орнаментированных плит, стены и своды побелены. Ярусное построение объемов и плавные линии куполов придавали новой церкви села изящный вид. Возвышавшийся над крестьянскими избами легкий силуэт храма был издалека заметен по всей округе.
После закрытия монастыря богослужения в приходской Казанской церкви не прекращались. Настоятелем в то время был протоиерей Павел Перуанский. Умер он на Пасху 1938 года в Арзамасской тюрьме митрофорным протоиереем. Говорили, что незадолго до ареста власти спросили его: «Ты пастырь или наемник?» Он ответил: «Я – пастырь».

Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни, а в 50-х годах были убраны возвышения купола
и колокольни. Случайный прохожий едва ли мог разглядеть во внешнем облике этого строения замечательный памятник архитектуры русского барокко. Церковь представляла протяженное одноэтажное здание, перекрытое двускатной крышей, с большим количеством оконных проемов разной величины. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом − мастерские, и очень долго в храме был склад.
После закрытия монастыря богослужения в приходской Казанской церкви не прекращались. Настоятелем в то время был протоиерей Павел Перуанский. Умер он на Пасху 1938 года в Арзамасской тюрьме митрофорным протоиереем. Говорили, что незадолго до ареста власти спросили его: «Ты пастырь или наемник?» Он ответил: «Я – пастырь».

Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни, а в 50-х годах были убраны возвышения купола
и колокольни. Случайный прохожий едва ли мог разглядеть во внешнем облике этого строения замечательный памятник архитектуры русского барокко. Церковь представляла протяженное одноэтажное здание, перекрытое двускатной крышей, с большим количеством оконных проемов разной величины. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом − мастерские, и очень долго в храме был склад.
В 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. В 1996 году в четверике храма отмыли старинные фрески на евангельские сюжеты работы дивеевских сестер. В преддверии торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, готовить Казанский храм
к восстановлению не планировалось, однако по предложению директора концерна «Росэнергоатом» Э. Н. Поздышева и по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия решено было начать его реставрацию. Научное руководство осуществлялось архитектором В. В. Ковалем и инженером Ю. А. Ковалем. Финансовую помощь в реставрации храма оказал председатель совета директоров московского «Эргобанка» В. В. Мешалкин. Генподрядчиком было определено ООО «СК Рест» (директор А. А. Суворов). На строительной площадке неотлучно находился главный прораб этой организации – Н. А. Арсенов. ННПЦ «Практика» (директор С. К. Забелин) выполняло отсечную гидроизоляцию и металлоконструкции завершения колокольни. ООО «Декор» (директор В. М. Патрунин) занималось кровельными работами, изготовляло главы и кованые кресты с последующим их золочением.
В 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. В 1996 году в четверике храма отмыли старинные фрески на евангельские сюжеты работы дивеевских сестер. В преддверии торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, готовить Казанский храм
к восстановлению не планировалось, однако по предложению директора концерна «Росэнергоатом» Э. Н. Поздышева и по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия решено было начать его реставрацию. Научное руководство осуществлялось архитектором В. В. Ковалем и инженером Ю. А. Ковалем. Финансовую помощь в реставрации храма оказал председатель совета директоров московского «Эргобанка» В. В. Мешалкин. Генподрядчиком было определено ООО «СК Рест» (директор А. А. Суворов). На строительной площадке неотлучно находился главный прораб этой организации – Н. А. Арсенов. ННПЦ «Практика» (директор С. К. Забелин) выполняло отсечную гидроизоляцию и металлоконструкции завершения колокольни. ООО «Декор» (директор В. М. Патрунин) занималось кровельными работами, изготовляло главы и кованые кресты с последующим их золочением.
«Ныне мы являемся очевидцами Божиего чуда. В марте еще даже не намечалось восстановление Казанской церкви. Без купола и колокольни она напоминала собой простое здание. Но предстательством Царицы Небесной и преподобного Серафима нашлись доброхоты, которые сказали, что к такому празднику обязательно нужно начать восстановительные работы, и обещали помочь. Хотелось бы сделать батюшке сугубый подарок – к его памятной дате восстановить первый храм обители».
Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова)
«Ныне мы являемся очевидцами Божиего чуда. В марте еще даже не намечалось восстановление Казанской церкви. Без купола и колокольни она напоминала собой простое здание. Но предстательством Царицы Небесной инашлись доброхоты, которые сказали, что к празднику обязательно нужно начать восстановительные работы, и обещали помочь».
Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова)
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. Во время водружения креста серые зимние облака покрывали небо. Однако как только крест был установлен, в вышине над горизонтом появилась узкая полоска неба удивительного лазурного цвета. С этой полоски небо стало очищаться, облака отходили все дальше и дальше, и через час над монастырем весь небосвод стал нежно-голубым, ясным и чистым. Храмы осветились розовыми лучами заходящего солнца, и нельзя было не радоваться перемене хмурой погоды на ясную.

14 июля 2004 года состоялся чин освящения и поднятия на ярусы колокольни Казанской церкви новых колоколов (г. Тутаев Ярославской области), главный из которых, весом в 2 тонны, украшен изображениями Казанской иконы Божией Матери, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и свв. Царственных страстотерпцев.

Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. Во время водружения креста серые зимние облака покрывали небо. Однако как только крест был установлен, в вышине над горизонтом появилась узкая полоска неба удивительного лазурного цвета. С этой полоски небо стало очищаться, облака отходили все дальше и дальше, и через час над монастырем весь небосвод стал нежно-голубым, ясным и чистым. Храмы осветились розовыми лучами заходящего солнца, и нельзя было не радоваться перемене хмурой погоды на ясную.

14 июля 2004 года состоялся чин освящения и поднятия на ярусы колокольни Казанской церкви новых колоколов (г. Тутаев Ярославской области), главный из которых, весом в 2 тонны, украшен изображениями Казанской иконы Божией Матери, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и свв. Царственных страстотерпцев.

Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).
31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. Чин великого освящения совершили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев.

По окончании первой Божественной литургии во вновь освященном храме митрополит Филарет обратился к участникам богослужения со словами приветствия: «Благочестивые паломники, наши высокие гости, всех вас приветствую с историческим днем, когда мы совершили освящение этого возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Заступница Усердная рода христианского явила особое чудо, новую милость, простирая покров Свой над обителью Дивеевской. Храм, о котором было предречено старцем великое будущее, возрожден. И сегодня, в преддверии праздника преп. Серафима Саровского, наша Церковь приносит ему этот дар – возрождение, восстановление святого храма. В этот момент мы можем только возблагодарить Господа: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. Чин великого освящения совершили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев.

По окончании первой Божественной литургии во вновь освященном храме митрополит Филарет обратился к участникам богослужения со словами приветствия: «Благочестивые паломники, наши высокие гости, всех вас приветствую с историческим днем, когда мы совершили освящение этого возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Заступница Усердная рода христианского явила особое чудо, новую милость, простирая покров Свой над обителью Дивеевской. Храм, о котором было предречено старцем великое будущее, возрожден. И сегодня, в преддверии праздника преп. Серафима Саровского, наша Церковь приносит ему этот дар – возрождение, восстановление святого храма. В этот момент мы можем только возблагодарить Господа: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
Реставрацию внутренней штукатурки и живописи, а также новые настенные росписи выполняла бригада под руководством московского художника Ярослава Рылло, расписавшая храм преп. Серафима в Сарове к торжествам 100-летия его прославления. Иконостасы изготовлялись бригадой резчиков под руководством И. Титова по проекту архитектора Т. Титовой. Иконописными работами руководил художник А. Анциферов. В трапезной части сделаны изображения фрагментов Дивеевской истории. В четверике сохранились старинные росписи дивеевских мастериц из живописной и иконописной мастерских.
Реставрацию внутренней штукатурки и живописи, а также новые настенные росписи выполняла бригада под руководством московского художника Ярослава Рылло, расписавшая храм преп. Серафима в Сарове к торжествам 100-летия его прославления. Иконостасы изготовлялись бригадой резчиков под руководством И. Титова по проекту архитектора Т. Титовой. Иконописными работами руководил художник А. Анциферов. В трапезной части сделаны изображения фрагментов Дивеевской истории. В четверике сохранились старинные росписи дивеевских мастериц из живописной и иконописной мастерских.
Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская Церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы
в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма.

Преподобный Серафим Саровский

Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская Церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма.
Преподобный Серафим Саровский
8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября
2004 года – Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек.

Весной 2007 года из семи вариантов эскизного проекта архитектора Виктора Коваля был выбран наиболее приемлемый, на основе которого инженеры ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» подготовили рабочий проект. «В работе по строительству новых приделов перед нами стояла очень сложная задача, – пояснил автор эскизного проекта архитектор Виктор Коваль. – Казанская церковь – памятник архитектуры федерального значения, построенный
в стилистике русского барокко, имеющий сложную строительную историю. Занимаясь разработкой проекта новых приделов, я опирался на "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", где в нескольких местах даны предсказания батюшки Серафима об этих приделах, но довольно схематичные, и с этим тоже нелегко было разобраться. Когда церковь еще не была восстановлена, высказывались мнения о необходимости одновременного проведения работ по ее реставрации и строительству новых приделов. Предполагалось, что это укрепит ее конструктивно, поскольку она имела большие трещины и практически лопнула пополам. И уж тем более никто тогда не думал, что приделы будут построены спустя несколько лет».

Строительные работы по возведению с северной и южной сторон новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены
в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение первого придела церкви
в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 21 августа 2008 года владыка Георгий освятил еще один придел в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Придел освящен в честь преподобных жен дивеевских Марфы, Елены и Александры. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил
3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором. Росписи придельных храмов выполнены художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова.
8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября 2004 года — Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек. Весной 2007 года из семи вариантов эскизного проекта архитектора Виктора Коваля был выбран наиболее приемлемый, на основе которого инженеры ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» подготовили рабочий проект. «В работе по строительству новых приделов перед нами стояла очень сложная задача, — пояснил автор эскизного проекта архитектор Виктор Коваль. — Казанская церковь — памятник архитектуры федерального значения, построенный в стилистике русского барокко, имеющий сложную строительную историю. Занимаясь разработкой проекта новых приделов, я опирался на „Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря“, где в нескольких местах даны предсказания батюшки Серафима об этих приделах, но довольно схематичные, и с этим тоже нелегко было разобраться. Когда церковь еще не была восстановлена, высказывались мнения о необходимости одновременного проведения работ по ее реставрации и строительству новых приделов. Предполагалось, что это укрепит ее конструктивно, поскольку она имела большие трещины и практически лопнула пополам. И уж тем более никто тогда не думал, что приделы будут построены спустя несколько лет».

Строительные работы по возведению с северной и южной сторон новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение первого придела церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 21 августа 2008 года владыка Георгий освятил еще один придел в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Придел освящен в честь преподобных жен дивеевских Марфы, Елены и Александры. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил 3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором. Росписи придельных храмов выполнены художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова.
Есть храмы большие, величественные, а есть – камерные. Казанская церковь – из их числа.
Это такая тихая радость.

Художник Ярослав Рылло
Есть храмы большие, величественные, а есть – камерные. Казанская церковь – из их числа. Это такая тихая радость.
Художник Ярослав Рылло

В Казанском соборе почивают святые мощи дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). В памятные дни этих святых здесь совершаются праздничные богослужения в их честь и молебны им.
В Казанском соборе и его приделах службы совершаются часто. Самые многолюдные и любимые праздники здесь – это, конечно же, дни чествования Казанского образа. Каждое воскресенье служатся литургии для учащихся монастырской православной школы. На богослужение приходят семьями. Принимают в них участие и педагоги. Дети алтарничают, церковничают, читают и поют в хоре.

Малое повечерие с канонами, положенное по церковному уставу, сестры совершают ежедневно в приделе преподобных жен Дивеевских.

Ежедневные панихиды и по понедельникам полуторачасовые молебны с водосвятием и большим количеством поминаемых проходят тоже в Казанском соборе.
В Казанском соборе и его приделах службы совершаются часто. Самые многолюдные и любимые праздники здесь – это, конечно же, дни чествования Казанского образа. Каждое воскресенье служатся литургии для учащихся монастырской православной школы. На богослужение приходят семьями. Принимают в них участие и педагоги. Дети алтарничают, церковничают, читают и поют в хоре.

Малое повечерие с канонами, положенное по церковному уставу, сестры совершают ежедневно в приделе преподобных жен Дивеевских.

Ежедневные панихиды и по понедельникам полуторачасовые молебны с водосвятием и большим количеством поминаемых проходят тоже в Казанском соборе.
А святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места.

Писатель Сергей Нилус

А святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места.
Писатель Сергей Нилус
Left
Right