Никольский скит
На вопрос: «Что самое главное в монашеской жизни?» ‒ автодеевские сестры отвечают: «Труд и молитва». И добавляют: «Но главное – это любовь. Без нее не будет ни молитвы, ни труда». Так и живут ‒ в труде и молитве с огромной любовью к Богу и к людям.
По дороге из Дивеева в Ардатов находится село Автодеево. Его история уходит вглубь веков – во времена, когда был в тех местах «лес темной, мордовской, бортной, ухожей», как сказано в старинных книгах. Мордва промышляла здесь охотой на медведя, куницу, белку, бобра, которые водились в Ардатовском крае
в несметном количестве. Бортничеством в основном занимались русские. Пчелы жили в бортях ‒ естественных и специально выдубленных дуплах деревьев. Меда они приносили так много, что иностранный путешественник, познакомившись с этим промыслом, записал: «...у мордвы в лесах мед обильно сочится из утроб сосен, а медведи, привлекаемые сладостью, лезут для добычи вкусной еды на дерево, невзирая на укусы пчел и страх перед человеком». Бортные угодья, ухожаи, принадлежали Дворцовому ведомству. И само село до 1792 года тоже значилось во владении Главной дворцовой канцелярии.

Первое упоминание об Автодееве относится к 1616 году. В Арзамасских поместных актах оно названо деревней Офтадеевой, а название это происходит от мордовского слова «овто», что значит «медведь». В те далекие времена, четыре столетия назад, это был самый настоящий медвежий угол.

Примерно в то же время по указу царевичей Петра и Иоанна 12 марта 1681 года новокрещенцы из мордвы Терешка Васильев и Володька Афанасьев
«с товарищи в государев дворцовой деревне Офтадееве… построили деревянную церковь Николая Чудотворца».

Спустя полвека, в 1730 году, церковный староста Андрей Гаврилов подал прошение о постройке новой деревянной церкви вместо обветшавшей прежней. В 1732 году новый храм освятили. А в 1806 году его перенесли на сельское кладбище.
Село Автодеево
Помещичье владение

С 1802 года Автодеево находилось во владении Рахмановых.
Первые цари династии Романовых начали раздачу ардатовских сел и деревень боярам и дворянам в поместья за государеву службу. Автодеево в разное время находилось во владении генерал-лейтенанта Григория Алексеевича Васильчикова, гвардии поручика Ивана Ивановича Тесе, генерал-майора
и командора Федора Михайловича Рахманова, генерал-майора и кавалера Ивана Христиановича Гессе. Именитые помещики проживали в Москве или Петербурге и в свои отдаленные поместья не заглядывали. Вотчины им были необходимы как средство для существования.

С 1802 года Автодеево находилось во владении Рахмановых. Этот старинный дворянский род, по одним данным, был основан выходцем из Орды Рахманом, по другим ‒ ведет свое начало из Польши. В XVII веке Рахмановы служили стольниками, стряпчими и дворянами московскими. Автодеевские помещики были военными. Федор Михайлович дослужился до генеральского чина и за свои заслуги перед Отечеством получил звание командора. Одно время он командовал Шлиссельбургским мушкетерским полком.

Барский дом Рахмановых стоял на холме за прудом – там, где сейчас скитской дом для паломников. В усадьбе был хороший яблоневый сад. Господа жили
в Москве, а управлял имением Фенога, который получил славу очень жестокого человека.

Жизнь крестьян в этих местах была тяжелой, работать им приходилось много, однако урожаи были низкие, и хлеба на всю зиму не хватало, да и наделы были небольшими.

Крестьянам приходилось заниматься промыслами. У некоторых имелись мельницы. Кто-то уходил в другие села в качестве пильщиков. В документах земского собрания упоминается, что в Автодееве в 1906 году была овчинная лавка; очевидно, в селе занимались выделкой войлока из шерсти овец. Не имеющие ремесла шли в ямщики и занимались извозом с собственным или покупным товаром. Руду, уголь, дрова развозили на заводы, пеньку ‒ на уездные базары и ярмарки. Товар возили не только по своему уезду, но и в Горбатов, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. За провоз получали 10-70 копеек с пуда, иногда зарабатывали до 30 рублей за зиму. Занимались в селе и торговлей.
В день Святого Духа в Автодееве была своя ярмарка.

Стоит отметить, что Автодеево было наиболее благополучным из сел, входящих в один с ним стан (в то время Ардатовский уезд делился на три стана). Но люди и здесь жили бедно. Избы крыли соломой, спали на соломенных подстилках, избы топили по-черному.
Коренные жители села Автодеево
Строительство каменной церкви в Автодееве началось по инициативе помещиков Рахмановых и посвятить ее они собирались своим небесным покровителям.

В 1806 году автодеевские помещики Рахмановы подали прошение на имя архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина с просьбой разрешить им строительство каменной церкви во имя Преображения Господня
с приделами святых праведных Захарии и Елисаветы и преподобного Феодора Начертанного – в честь небесных покровителей Федора Михайловича Рахманова и его супруги Елизаветы Яковлевны. Разрешение последовало
9 августа 1806 года. В то время в Автодееве проживало 969 душ мужского пола, как следует из письма Нижегородской консистории о разрешении строительства церкви.

Строить храм начали в 1812 году, а закончили в 1822-м. Возможно, тогда же,
в начале XIX века, в окрестностях Автодеева произошло событие, которое заставило изменить первоначальное намерение назвать церковь в честь Преображения Господня. Народная память сохранила предание о нездешней женщине, страждущей от телесной болезни, которой явилась во сне Святая Троица и велела искать источник у села Автодеева, испить его воды и трижды облиться. Благодатное исцеление, которое произошло с женщиной, судя по всему, заставило принять новое решение ‒ и церковь посвятили Живоначальной Троице, а позже в ней устроили теплый придел в честь святителя Николая Чудотворца. В 1840 году к трапезной части пристроили колокольню.

Когда строили храм, чудесным образом явился рядом с селом целебный источник, указанный больной женщине во сне Святой Троицей.

Источник в окрестностях Автодеева почитался особо. Жители села помнили, что на этом месте некогда была обнаружена чудотворная икона Живоначальной Троицы. На Троицком источнике построили красивую часовню с мраморным иконостасом. Ежегодно на источник в храмовый праздник Сошествия Святого Духа совершался крестный ход – многолюдный, нарядный и торжественный.
У автодеевских женщин и девушек была традиция на крестный ход надевать голубые и розовые платья. После молебна воду из источника вычерпывали дочиста ‒ так много людей участвовало в крестном ходе; но она быстро натекала вновь.
Троицкий Источник в селе Автодеево
К строительству церкви в Автодееве подошли основательно. Шесть лет готовились к этому событию, наладили собственное производство красного водостойкого кирпича, из которого сложили церковь, колокольню, амбар и при правнуке Федора Николаевича Александре ‒ барский дом. Проект храма заказали Михаилу Петровичу Коринфскому, который архитектурному делу учился в Петербурге у академика А.Н. Воронихина.

Автодеевский храм представляет собой яркий образец архитектуры классицизма с ее величественной простотой.

В живописной панораме села с его немудреными деревянными избами храм, построенный в виде корабля и стоящий на взгорье, символизировал спасение
в тихой пристани заблудших и сбившихся с пути душ.

До революции над центральным входом в храм находилась икона Пресвятой Троицы, ею благословляли на семейную жизнь. Территория была обнесена железной оградой на каменном фундаменте с чугунными столбами и очень красивым каменным входом с железными дверями в ограде. Вокруг храма росло много яблонь.

По воспоминаниям последней сестры прежнего Дивеевского монастыря схимонахини Маргариты (Лахтионовой), автодеевскую церковь расписывали дивеевские сестры, и она сама тоже принимала участие в этих работах. С того времени сохранились росписи в барабане купола церкви. А в трапезной части, как говорила мать Маргарита, на стене в том месте, где сейчас устроен клирос, было изображение Небесного воинства во главе с Архистратигом Михаилом.

В начале XIX века в Автодееве служил прадед Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) священник Дмитрий Герасимович Журавлев. Он рано скончался, его сын Иван воспитывался у родственников Страгородских, под их фамилией и был записан при поступлении в Нижегородскую семинарию.

В 1861 году священником Иоанном Гавриловичем Васильевым было заведено при церкви начальное училище для крестьянских детей. Двадцать пять ‒ тридцать детей ежегодно обучались у батюшки на дому. Священник Константин Порфирьевич Коринфский 21 ноября 1886 года открыл церковно-приходскую школу, которая первоначально также действовала в его доме, а потом –
в церковной караулке.
Дореволюционное изображение храма в селе Автодеево
Священник Михаил Критский

Можно убить, но нельзя победить священника Божия, держащегося Евангелия и сохраняющего заповеди Христовы.

Двадцать лет у престола автодеевской Троицкой церкви стоял священник Михаил Алексеевич Критский. Он родился 4 ноября 1879 года в селе Поляны (Мисюриха) Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Его дед-псаломщик и отец-священник служили на сельских приходах Нижегородской губернии.

Семья была многодетной. У Алексея Александровича и Ольги Ильиничны, кроме Михаила, был еще один сын ‒ Василий и шесть дочерей ‒ Александра, Мария, Анна, Евдокия, Капитолина и Елизавета. Как отмечалось в клировых ведомостях, дети Критских были благонравными.

Когда Михаилу исполнилось шесть лет, Критские переехали в село Белкино Семеновского уезда. Здесь отец Алексей Критский священствовал до своей кончины, которая последовала 8 июня 1896 года. Он оставил о себе память как о добром пастыре и полезном деятеле на ниве Господней: имел ревность к проповеданию Евангелия и усердие к просвещению народа в истинах веры, учил крестьянских детей Закону Божию.

Как сын многодетного бедного священника Михаил учился на казенном содержании сначала в Нижегородском духовном училище, а затем – в Нижегородской семинарии. Он был в числе лучших семинаристов и закончил обучение в 1900 году по первому разряду со званием студента, которое присваивалось особо отличившимся выпускникам. Это звание давало возможность продолжить свое образование в духовной академии или стать преподавателем в епархиальных духовных училищах, а после рукоположения в священный сан служить во второклассном городском приходе.

По завершении семинарского курса Михаил Критский женился на благочестивой образованной девушке из священнической семьи ‒ Нине Алексеевне Раевой. 29 октября 1900 года епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) рукоположил Михаила в диакона, а 1 ноября ‒ во иерея к Троицкой церкви села Автодеева Ардатовского уезда.

На своем приходе отец Михаил ввел чтение Евангелия на русском языке с последующим его толкованием. Прихожане настолько полюбили такие собеседования, что, несмотря на продолжительность вечернего богослужения, почти все оставались, чтобы послушать отца Михаила.

Он не только словом проповедовал Евангелие, но и собственным примером. Когда между соседями в Автодееве возникла вражда и один из враждующих не соглашался на примирение, отец Михаил лично пришел к нему и готов был упасть перед ним на колени. Тогда жесткое сердце смягчилось и, удерживая отца Михаила, этот человек воскликнул: «Батюшка, ты не должен мне в ноги падать, я его прощаю!»
Священник Михаил Критский со женой Ниной
Семья священника Михаила Критского
После революции 17-го года отец Михаил начал юродствовать, и у него проявился дар прозорливости. Однажды после молебна на Троицком источнике он покидал в воду иконы из часовни. Все удивились, а впоследствии, когда по распоряжению властей для затопления родника сооружали плотину, именно таким образом и были выкинуты из часовни иконы. На Страстной неделе батюшка стал раздавать прихожанам крашеные яйца, говоря при этом: «Кушайте, кушайте!» Когда люди начали возражать ему: дескать, пост идет, ‒ отец Михаил ответил: «Наступит такое время, что вы постом не то, что яйца, но
и мясо есть будете». И много удивительного еще говорил в те времена автодеевский священник. Предсказывал, что сельчанам будут вместо заработка палочки ставить, а они, голодные, с сумками встанут в очередь у амбара.

Из протокола допроса священника Михаила Критского: «Собирать милостыню
я пошел на монашек Дивеевского монастыря из чувства ответственности перед Богом на Страшном суде».

В сентябре 1919 года его арестовали в первый раз. Обвиняли в том, что батюшка в сельсовете сорвал плакаты Ленина и Троцкого и собирал милостыню для Дивеевского монастыря. Свое поведение он объяснил так: «Собирать милостыню 18 сентября я пошел на монашек Дивеевского монастыря из чувства ответственности перед Богом на Страшном суде. Когда меня пригласили в совет села Кудлей, то возмутясь тем, что в совете нет икон, а висят лишь одни плакаты с посмеянием православной веры, портрет Ленина и Троцкого, ‒
я сорвал их».

В ардатовском арестном доме одновременно с ним сидел житель деревни Дубовка, которому отец Михаил посоветовал: «Читай псалом "Живый в помощи" двенадцать раз в день, и тебя освободят». – «Батюшка, а почему вы не читаете?» ‒ «Я хочу пострадать за Христа».

Через полтора месяца отца Михаила освободили, а в феврале 1920 года он вновь был арестован – за создание в Автодееве церковной школы вместо советской. По пути в тюрьму Критский сбежал и, не скрываясь, вернулся домой и служил в Троицкой церкви. При этом, как прежде, поминал за богослужением
в храме царскую семью.
Семья Михаила Критского
Последний раз батюшку арестовали 19 декабря 1920 года в церкви по окончании службы при большом стечении народа. Когда его переводили из одной тюрьмы
в другую, недалеко от села Пушлей в лесу 1 апреля 1921 конвоир Дмитрий Рушев застрелил батюшку ‒ по официальной версии: при попытке
к бегству. Но врач, обследовавший труп, констатировал смерть от выстрела
в голову в упор. В момент выстрела батюшка лежал на снегу на животе, повернувшись правой щекой к земле и закрывая голову от выстрела левой рукой.

Власти хотели похоронить отца Михаила в Кулебаках, но жители Автодеева воспротивились этому и повезли его тело в свое село.

От села Кужендеева до автодеевской Троицкой церкви гроб несли на руках. Похоронили отца Михаила в день Благовещения 7 апреля 1921 года. Богомольцев собралось так много, что они не помещались в церковной ограде. Когда гроб был опущен в могилу и засыпан землей, приехали власти, желавшие помешать похоронам у храма, но народ не допустил их к могиле.
Могила священника Михаила Критского
В советское время уже не храм занимал центральное место в селе, а клуб
и читальня. В Никольской церкви устроили зерносклад, в Троицкой поставили две мельницы, от их работы деформировался фундамент и появились трещины в стенах. Все внутреннее убранство храмов было уничтожено, кое-где только сохранились росписи. Иконостас тросом прицепили к трактору и сорвали
с алтарной стены. Выпилили связи арочных конструкций. Церковные окна
и двери пришли в полную негодность, и проемы забили досками. Алтарь наполовину был разрушен. Крыша над Никольским приделом отсутствовала, верхушки зданий поросли деревьями. Но все годы храм стоял под крестами. Правда, когда в начале девяностых стали кресты менять, старые оказались во многих местах простреленными.

Церковь в Автодееве разорили, но все годы колхозной жизни он стоял под крестами.

Для верующих местами молитвы стали святые источники – Троицкий
и Казанский. Особенно много людей собиралось здесь в праздники: молились, купались, уносили целительную воду домой. В 1958 году власти завалили Троицкий источник камнями-валунами и мусором, соорудили запруду и, затопив родник, устроили водопой для колхозного стада. А личный скот гоняли
к Казанскому источнику. За несколько дней до религиозных праздников милиция и активисты устанавливали круглосуточное патрулирование и никого не подпускали к родникам.
Троицкая церковь в послереволюционное время
Никольский скит

Автодеево стало возрождаться, когда в селе обосновался скит Серафимо-Дивеевского монастыря.

7 сентября 1992 года состоялась передача зданий автодеевской церкви, школы
и интерната при ней Дивеевскому монастырю. Тогда же, в 1992 году, впервые
в Автодееве побывал Святейший Патриарх Алексий. По его благословению скит посвятили небесному покровителю села ‒ святителю Николаю Мирликийскому.

Первые труды сестер и рабочих были направлены на ремонт храма. Настелили полы, стены побелили известкой прямо по неоштукатуренному кирпичу, из фанеры сделали иконостас, киотов тогда не было, и иконы ставили на покрытые материей парты. 26 декабря 1992 года архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Николай (Кутепов) освятил Никольский придел Троицкой церкви ‒ и с той поры в ней вновь стали совершаться богослужения.

Благочестивое население округи с радостью восприняло известие об открытии скита. Автодеевские бабушки помогали, чем могли. Сначала у них в домах даже еду готовили для рабочих, а потом сами бабушки приходили в скит, помогали
в кухонных работах. Начали ездить паломники из Белоруссии, привозили варежки, носки, бурки, которые сестры носили с галошами. Это была самая подходящая обувь, потому что почвы в Автодееве глинистые, и грязь в селе стояла непролазная – такая, что трактора в ней вязли.
Храм в начале 1990-х годов
Постепенно провели в скит воду, дорогу засыпали камнями и утромбовали, песочком посыпали дорожки, вырубили дикорастущую поросль вишни, и, когда летом 1993 года Святейший Патриарх Алексий приехал в Автодеево во второй раз, он отметил, что во всем чувствуется хозяйская рука. К тому времени в скиту уже была старшая сестра – монахиня Феофания (Удальцова), которая приехала
в Дивеево из Рижской пустыньки вслед за игуменией Сергией.

Отопление было печное. Сами ездили в лес за дровами и складывали их на территории скита знаменитыми автодеевскими «стожками», которые делали по образцу тех, что ставили в Рижской пустыньке. По ночам топили кочегарку
в храме: кто топил, тот читал и Неусыпаемую Псалтирь, которая в Автодееве не прерывалась с начала 90-х годов до нынешнего времени. «Было трудно, но так хорошо!» ‒ вспоминают ту пору сестры, живущие в скиту с его основания. Вот уж, действительно, здесь сила Божия в немощи совершалась!
Сестры складывают дрова автодеевскими «стожками»
В 2006 году Никольский скит вновь встречал своего Первосвятителя. Святейший Патриарх Алексий помнил свои первые приезды в Автодеево и, сравнивая с прежними впечатлениями, с удовлетворением отметил, как благоустроился скит.
Есть в Автодееве свои традиции. Главные праздники – День Святого Духа
и зимний Никола ‒ собирают богомольцев не только из своего села, но и из соседних сел и деревень. На праздник святителя Николая обыкновенно приезжает игумения Сергия, и сестры радуются возможности побыть с ней, помолиться вместе и побеседовать. Радуются ей как своей матери. Несколько раз посещал Автодеево правящий архиерей – и это всегда большое утешение для сестер и богомольцев и великое торжество. В 2003 году епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в Никольском скиту совершил монашеский постриг дивеевских сестер и среди них были две автодеевские насельницы.

В День Святого Духа после литургии в Автодееве, как это было принято до революции, бывает крестный ход на источник. С песнопениями идут два километра на источник сестры, прихожане и паломники, возглавляемые дивеевским священством.
Праздник Николая Чудотворца (зимний)
День святого Духа в Автодеево
Каждый год накануне августовского праздника преподобного Серафима через Никольский скит проходит крестный ход из города Павлово. Сестры кормят крестоходцев, подлечивают натруженные ноги, дают приют на ночь. И, видимо, с такой добротой принимают, что уже двадцать с лишним лет по первому зову на любые авральные и сезонные работы откликаются, как их называют в скиту, «павловские бабушки», хотя, на самом деле, есть среди них и молодежь, и мужчины. Но в самом словосочетании «павловские бабушки» слышится что-то особенно теплое, сердечное.

В Никольском скиту добрая атмосфера. Летом сюда приезжают дети. Сами себя обслуживают в трапезной и в гостинице, помогают сестрам на поле, на огородах, в пекарне, в коровнике и каждый год готовят прощальный концерт. Зимой собираются вновь в скиту и непременно показывают рождественскую сказку.

На вопрос: «Что самое главное в монашеской жизни?» ‒ автодеевские сестры отвечают: «Труд и молитва». И добавляют: «Но главное – это любовь. Без нее не будет ни молитвы, ни труда». Так и живут ‒ в труде и молитве с огромной любовью к Богу и к людям.

Телефон старшей сестры скита монахини Феофании – 8-920-29-21-398.