Церковь Рождества Христова
Первый храм Мельничной девичьей общины
Церковь Рождества Христова
Первый храм Мельничной девичьей общины
Чудесным участием Матери Божией ознаменовано строительство церкви Рождества Христова. Царица Небесная велела преподобному Серафиму пристроить новый храм к паперти Казанской церкви.
Чудесным участием Матери Божией ознаменовано строительство церкви Рождества Христова. Царица Небесная велела преподобному Серафиму пристроить новый храм к паперти Казанской церкви.
Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

Преподобный Серафим велел, чтобы размер храма был «семь и девять». На чертежах план церкви имеет размеры 5х6 саженей, в действительности его габариты без паперти составляют 5х7 саженей (10,8х15,1 метра).
Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

Преподобный Серафим велел, чтобы размер храма был «семь и девять». На чертежах план церкви имеет размеры 5х6 саженей, в действительности его габариты без паперти составляют 5х7 саженей (10,8х15,1 метра).
Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась
по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия
в 1828 году.
Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась
по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия
в 1828 году.
За год, к лету 1829 года, церковь была в основном построена. Батюшка Серафим пожелал, чтобы она была непременно освящена в день Преображения Господня, и сказал, что если в текущем году это не будет исполнено, то храм останется неосвященным до следующего праздника Преображения, ибо так угодно Господу.

Наскоро были привезены два местных образа из соседнего села, так как иконостаса еще не было. Трудно было сочетать три службы: Рождеству Христову, Преображению и освящению храма, но батюшка Серафим поручил это опытному уставщику архимандриту Иоакиму из Нижнего Новгорода, который специально составил службу и освятил храм именно 6/19 августа 1829 года, на праздник Преображения Господня, как велел преподобный Серафим.

Дореволюционный двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах
и упрощенным антаблементом. Овальной формы икона Тайной Вечери над царскими вратами имела оформление в виде аттика с волютами. Небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.
За год, к лету 1829 года, церковь была в основном построена. Батюшка Серафим пожелал, чтобы она была непременно освящена в день Преображения Господня, и сказал, что если в текущем году это не будет исполнено, то храм останется неосвященным до следующего праздника Преображения, ибо так угодно Господу.

Наскоро были привезены два местных образа из соседнего села, так как иконостаса еще не было. Трудно было сочетать три службы: Рождеству Христову, Преображению и освящению храма, но батюшка Серафим поручил это опытному уставщику архимандриту Иоакиму из Нижнего Новгорода, который специально составил службу и освятил храм именно 6/19 августа 1829 года, на праздник Преображения Господня, как велел преподобный Серафим.

Дореволюционный двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах
и упрощенным антаблементом. Овальной формы икона Тайной Вечери над царскими вратами имела оформление в виде аттика с волютами. Небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.
В 1829 году церковь эта была уже готова, что поистине замечательно!
Церковь во имя Рождества Христова, а освящалась в день Преображения Господня! Так пожелал батюшка Серафим.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

В 1829 году церковь эта была уже готова, что поистине замечательно!
Церковь во имя Рождества Христова, а освящалась в день Преображения Господня! Так пожелал батюшка Серафим.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

В храме хранилась церковная утварь и облачения, данные обители старцем Серафимом, и много икон, ему принадлежавших и присланных им в разное время в благословение обители. В углублении стены паперти была устроена колокольня, имевшая одиннадцать маленьких колоколов; три из них приобрел на Макарьевской ярмарке батюшка Серафим. О них говорили: «Диво, да и только: колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе, как подымется этот сладкий серебряный звон их».

В 2008 году в монастырь был возвращен один из колоколов, заказанных Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины звонить в него теперь невозможно; колокол помещен в экспозицию монастырского музея, который находится в доме блаженной Параскевы Ивановны.

В храме хранилась церковная утварь и облачения, данные обители старцем Серафимом, и много икон, ему принадлежавших и присланных им в разное время в благословение обители. В углублении стены паперти была устроена колокольня, имевшая одиннадцать маленьких колоколов; три из них приобрел на Макарьевской ярмарке батюшка Серафим. О них говорили: «Диво, да и только: колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе, как подымется этот сладкий серебряный звон их».

В 2008 году в монастырь был возвращен один из колоколов, заказанных Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины звонить в него теперь невозможно; колокол помещен в экспозицию монастырского музея, который находится в доме блаженной Параскевы Ивановны.

Рождества Христова храм небольшой,
но светлый и уютный.

Анатолий Тимофиевич
Рождества Христова храм небольшой,
но светлый и уютный.

Анатолий Тимофиевич
Проектировал храм городской архитектор Арзамаса Семен Иванович Соколов. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. Батюшка спрашивал архитектора, как лучше расположить будущую постройку, и заметил, что размер придела должен быть «семь и девять». Соколов ответил: «Размера определить невозможно до тех пор, пока не будет наложен по масштабу план и фасад церкви; тогда только, сообразно виду и объему существующей церкви, можно будет определить и настоящий размер пристройки, чтобы она составляла общую гармонию с размерами всех частей древнего храма. Эту пристройку я предполагаю провести в виде галереи, от колокольни до церкви; и тем удобнее сделать это, что с западной стороны, по причине большого косогора, ходу в нее нет, и постройка эта не потребует больших издержек; а если сделать пристройку с боку церкви, то надобно будет пристроить такую же, для симметрии, и с другой стороны: это уж стоить будет гораздо дороже». Отец Серафим одобрил идею архитектора и, обратившись к Мантурову, сказал: «Слышишь, как он предполагает? Так и делай и слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Проект был закончен в августе 1827 года, а 19 декабря того же года его утвердил строительный комитет при Министерстве внутренних дел. На чертежах изображены южный фасад и план Рождественской церкви, а также план и фасад Казанской церкви. Запроектированная Рождественская церковь имеет прямоугольный план, незначительно вытянутый с запада на восток. Здание односветное, перекрыто двускатной крышей без каких-либо высотных акцентов. Членения фасадной плоскости подчинены ритму фасадов Казанской трапезной. Так, на одной высоте находятся цоколь, фриз и карниз, имеющий к тому же схожий набор профилей с карнизом на трапезной Казанской церкви, но украшенный дентикулами. Сдвоенные пилястры расчленяют стену на три неравных участка, на крайних размещены прямоугольные окна с замковыми камнями, а по центру – тройное «венецианское» окно с веерными замковыми камнями, подчеркнутыми полуциркульным пояском. Аналогичным образом, наподобие тройного окна, оформлен южный вход под колокольней в Казанскую церковь, но вместо среднего оконного проема здесь разместилась дверь. Судя по плану, такой же вход предполагалось для симметрии устроить и с северной стороны, а также на западном фасаде Рождественской церкви. Перед каждой дверью планировалось открытое, огражденное балюстрадными перилами крыльцо.

В церкви Рождества Христова службы совершались в теплое время года, она считалась летней и не отапливалась.
Проектировал храм городской архитектор Арзамаса Семен Иванович Соколов. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. Батюшка спрашивал архитектора, как лучше расположить будущую постройку, и заметил, что размер придела должен быть «семь и девять». Соколов ответил: «Размера определить невозможно до тех пор, пока не будет наложен по масштабу план и фасад церкви; тогда только, сообразно виду и объему существующей церкви, можно будет определить и настоящий размер пристройки, чтобы она составляла общую гармонию с размерами всех частей древнего храма. Эту пристройку я предполагаю провести в виде галереи, от колокольни до церкви; и тем удобнее сделать это, что с западной стороны, по причине большого косогора, ходу в нее нет, и постройка эта не потребует больших издержек; а если сделать пристройку с боку церкви, то надобно будет пристроить такую же, для симметрии, и с другой стороны: это уж стоить будет гораздо дороже». Отец Серафим одобрил идею архитектора и, обратившись к Мантурову, сказал: «Слышишь, как он предполагает? Так и делай и слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Проект был закончен в августе 1827 года, а 19 декабря того же года его утвердил строительный комитет при Министерстве внутренних дел. На чертежах изображены южный фасад и план Рождественской церкви, а также план и фасад Казанской церкви. Запроектированная Рождественская церковь имеет прямоугольный план, незначительно вытянутый с запада на восток. Здание односветное, перекрыто двускатной крышей без каких-либо высотных акцентов. Членения фасадной плоскости подчинены ритму фасадов Казанской трапезной. Так, на одной высоте находятся цоколь, фриз и карниз, имеющий к тому же схожий набор профилей с карнизом на трапезной Казанской церкви, но украшенный дентикулами. Сдвоенные пилястры расчленяют стену на три неравных участка, на крайних размещены прямоугольные окна с замковыми камнями, а по центру – тройное «венецианское» окно с веерными замковыми камнями, подчеркнутыми полуциркульным пояском. Аналогичным образом, наподобие тройного окна, оформлен южный вход под колокольней в Казанскую церковь, но вместо среднего оконного проема здесь разместилась дверь. Судя по плану, такой же вход предполагалось для симметрии устроить и с северной стороны, а также на западном фасаде Рождественской церкви. Перед каждой дверью планировалось открытое, огражденное балюстрадными перилами крыльцо.

В церкви Рождества Христова службы совершались в теплое время года, она считалась летней и не отапливалась.
Особая заповедь была дана святым старцем для Рождественской церкви, чтобы в ней постоянно, денно и нощно гореть неугасимой свече у местной иконы Спасителя.
Особая заповедь была дана святым старцем для Рождественской церкви, чтобы в ней постоянно, денно и нощно гореть неугасимой свече у местной иконы Спасителя.
До 1930-х годов Казанская церковь вместе с Рождественскими храмами сохраняла свой первоначальный вид. «Под 7/20 сентября 1927 года нам предложили уйти из монастыря. В самый праздник Рождества Богородицы владыка Зиновий служил обедню в храме Рождества Богородицы. Певчие запели стихиру, и не смогли дальше петь. Все заплакали, и вся церковь плакала», – вспоминала монахиня Серафима (Булгакова). После этого началось разорение обители. В Рождественском храме в советское время находились почта, телеграф и госбанк. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были сделаны пристрои с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь пузинских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.
До 1930-х годов Казанская церковь вместе с Рождественскими храмами сохраняла свой первоначальный вид. «Под 7/20 сентября 1927 года нам предложили уйти из монастыря. В самый праздник Рождества Богородицы владыка Зиновий служил обедню в храме Рождества Богородицы. Певчие запели стихиру, и не смогли дальше петь. Все заплакали, и вся церковь плакала», – вспоминала монахиня Серафима (Булгакова). После этого началось разорение обители. В Рождественском храме в советское время находились почта, телеграф и госбанк. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были сделаны пристрои с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь пузинских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.
Внешний вид храма Рождества Христова в советские годы
Внешний вид храма Рождества Христова в советские годы
В XIX веке храм был расписан сестрами. До нашего времени в алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Господа Вседержителя в окружении херувимов. Современные росписи храма Рождества Христова выполнены московскими художниками Константином Охотиным и Дмитрием Лазаревым. Главным мотивом стенописи являются сюжеты Рождественского цикла, который включает евангельские события от Благовещения до избиения Вифлеемских младенцев. В алтаре бережно сохраняется старинная фреска дивеевского письма. Придельные храмы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Олега Анциферова.
В XIX веке храм был расписан сестрами. До нашего времени в алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Господа Вседержителя в окружении херувимов. Современные росписи храма Рождества Христова выполнены московскими художниками Константином Охотиным и Дмитрием Лазаревым. Главным мотивом стенописи являются сюжеты Рождественского цикла, который включает евангельские события от Благовещения до избиения Вифлеемских младенцев. В алтаре бережно сохраняется старинная фреска дивеевского письма. Придельные храмы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Олега Анциферова.
В храме Рождества Христова сразу же обращает на себя внимание белоснежный иконостас. Впечатление такое, что он выполнен из мрамора. На самом деле, специалисты московской мастерской «MarmorTec» применили технологию декоративной венецианской штукатурки.

С 1993 года по заповеди преподобного Серафима в храме Рождества Христова горит неугасимая свеча.
В храме Рождества Христова сразу же обращает на себя внимание белоснежный иконостас. Впечатление такое, что он выполнен из мрамора. На самом деле, специалисты московской мастерской «MarmorTec» применили технологию декоративной венецианской штукатурки.

С 1993 года по заповеди преподобного Серафима в храме Рождества Христова горит неугасимая свеча.
Богослужения в храме Рождества Христова совершаются нечасто из-за его небольшого размера. Обычно это службы для монашествующих. Престольный праздник храма отмечается особенно торжественно. Как правило, на праздник Рождества Христова здесь совершается ночная литургия, и после нее бывает крестный ход вокруг храма.
Богослужения в храме Рождества Христова совершаются нечасто из-за его небольшого размера. Обычно это службы для монашествующих. Престольный праздник храма отмечается особенно торжественно. Как правило, на праздник Рождества Христова здесь совершается ночная литургия, и после нее бывает крестный ход вокруг храма.