Нижегородское подворье
Традиция создания в крупных городах России монастырских подворий, или, иначе, представительств той или мной обители, известна еще с XVII столетия. В древний период церковной истории монастырские подворья создавались как хозяйственно-экономические структуры, через которые осуществлялась торговля и ремесленная деятельность монахов. Здесь иноки могли реализовать излишки своей сельскохозяйственной продукции, различные ремесленные изделия. Строились подворья и для сбора среди православных христиан пожертвований на нужды обители. При них возводились часовни и храмы, где зачастую выставлялись для поклонения и почитания главные святыни монастыря, которые в сопровождении крестного хода приносились на подворье.

Несколько иной уклад жизни происходил на подворьях, принадлежавших женским обителям. Подвизавшиеся здесь сестры несли не только традиционные монастырские послушания, но и осуществляли социальное и духовное служение, направленное на помощь и поддержку простых городских обывателей.

По официальным данным Духовной Консистории, к началу XX столетия в Нижнем Новгороде существовало порядка двенадцати монастырских подворий, и среди них только три подворья принадлежало мужским монастырям, а остальные относились к многочисленным женским обителям Нижегородской епархии. Как правило возникали эти небольшие иноческие общины на городских усадьбах, которые были пожертвованы или завещаны конкретному монастырю частными лицами на помин своей души. Только три нижегородских подворья на своей территории имели храмы, при остальных находились часовни с домами для проживания монашествующих.
Проектный чертеж по застройке подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. 1877г.
До 1924 года Серафимо-Дивеевский монастырь имел в Нижнем Новгороде два подворья. Одно находилось в центре города, на Ковалихинской площади, а другое – в заречной части – в Канавино, недалеко от Московского вокзала, на усадьбе надворного советника Петра Вильяминовича де-Бомона, который пожертвовал ее обители в 1888 году.

История возникновения первого подворья связана с духовным завещанием отставного капитана Анания Акинфовича Баранова, который еще в 1859 году завещал Дивеевскому монастырю свое домовладение, состоявшее из двух деревянных домов и участка земли.

С годами монастырская усадьба на Ковалихинской улице расширялась за счет прирезки к ней участков соседних домовладельцев, которые также жертвовались нижегородцами в пользу обители. Первоначально комплекс подворья состоял только из жилых домов и хозяйственных построек. В двух деревянных двухэтажных домах, в глубине усадьбы, проживали сестры, а один из домов сдавался монастырем в аренду.

3 марта 1899 года епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) обратился к начальнику Нижегородской губернии генерал-лейтенанту Павлу Федоровичу Унтенбергу со следующим прошением: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игуменья Мария обратилась ко мне с ходатайством о разрешении построить каменную часовню на принадлежащем оному монастырю участке земли, находящемся в г. Нижнем Новгороде, по Ковалихинской улице, при монастырском подворье.

Изъявляя со своей стороны согласие на означенное ходатайство игуменьи Марии, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, не оставить меня уведомлением, не встречается ли с Вашей стороны каких-либо препятствий к построению в означенной части города часовни...»

Через два месяца, 7 мая 1899 года, представленный проект на возведение часовни был утвержден в Строительном отделении Нижегородского губернского правления, а спустя полтора года, к концу лета, часовня была выстроена и на средства Дивеевской обители благоукрашена.

26 августа 1900 года преосвященный Владимир, в сослужении монашествующих и духовенства, в присутствии настоятельницы игуменьи Марии (Ушаковой), освятил на монастырском подворье каменную часовню-храм во имя Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных . Эта часовня с пятью изящными главами, увенчанная золотыми крестами, спроектированная в неорусском стиле, была построена по проекту епархиального архитектора А. К. Никитина, который также проектировал и возводил различные сооружения в самом Дивеевском монастыре.
Епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский)
Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Мария (Ушакова)
В часовне все святые иконы, находящиеся в резном иконостасе, были написаны дивеевскими сестрами в иконописной мастерской монастыря. Красивое убранство дополняли выполненные на сводах и стенах внутри часовни живописные изображения преподобного Серафима Саровского – основателя и небесного покровителя Дивеевской обители. В описании иконостаса говорится, что во втором его ярусе находились иконы Московских святителей: справа – митрополитов Ионы и Филиппа, а по левую сторону – Алексия и Петра.

Первоначально, после освящения Михайло-Архангельской часовни богослужения на Дивеевском подворье в течение сорока дней совершали священники из ближайшего приходского Варварского храма. В дореволюционный период долгие годы постоянного официально закрепленного штата на подворье не было, а службы вели вольнонаемные священники. Последним старшим священником, служившим на подворье в период с 1910 по 1923 год, являлся протоиерей Николай Николаевич Виноградов, ставший впоследствии настоятелем Нижегородской Спасской церкви и расстрелянный в 1937 году.

На Ковалихинском подворье проживало большое количество сестер, каждая из которых строго выполняла возложенное на нее послушание. В храме ежедневно совершались богослужения, насельницы пели на клиросе. Также здесь выпекали просфоры для нужд других приходских храмов города.

После 1918 года, когда большевики национализировали здания Нижегородского Архиерейского дома и Духовной Консистории, именно на Дивеевском подворье размещалось епархиальное управление и покои архиепископа нижегородского и Арзамасского Евдокима (Мещерского). В 1924 году подворье было закрыто, а позднее, при застройке улицы Ковалихинской многоэтажными жилыми домами, было полностью уничтожено.

В 1997 году после возрождения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, для размещения подворья в Нижнем Новгороде сестрам был передан полуразрушенный храм во имя Трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы.
Возникновение прихода Трехсвятительской церкви
Начиная с 1836 года, южная часть Ниж­него Новгорода, между Петропавлов­ским кладбищем (парк им. Кулибина) и Крестовоздвиженским женским монастырем (на пл. Лядова) осваивалась и за­страивалась городскими обывателями, но практически до конца XIX столетия вcе еще оставалась его окраиной. В раличных направлениях данная террито­рия города была изрезана оврагами, два из которых являлись естественным продолжением Ковалихинского оврага.

«Оба эти оврага были очень глубоки и кру­ты. Пешая переправа через них совершалась крайне затруднительно и рискованно, а конная – не иначе, как по насыпям (дамбам). Мостов не существовало вовсе, а дамб было много. По крайней мере, через "Ковалихинскую Осыпь" (Звездинку) для движения из города в заовражную окраину и наоборот слу­жили лишь три насыпи, устроенные сравнительно задолго до возникновения Трехсвятительской церк­ви: Большая Покровская, Полевая и Студеная (Звез­динская) <...>. Вот и все пути сообщения собственно города с заовражной его окраиной, если не считать дорожек и тропинок, в различных направлениях, бо­роздивших скаты оврагов...»

Вполне естественно, что желающих селиться в такой местности долгое время почти не было, и эта окраина города первоначально представляла собой почти открытое, местами поросшее бурьяном, поле.
Единственными общественны­ми постройками здесь были казармы Арестантских рот, выстроенные на месте прядильного завода известного в свое время купца Семена Сте­пановича Пяндова. Рядом находились еще частные прядильные заведения, где изготавливали различные виды канатов, отчего впоследствии одна из улиц городского квартала была названа Канатной (ныне ул. Короленко).

Размещались на городской окраине также кирпичные сараи, в которых обжигали кирпичи.

Постепенная застройка жилыми усадьбами данной местности началась в 1836 году, побудительной причиной к которой стал визит Государя Императора Николая I, который удостоил Нижний Новгород своим посещением в 1834 и 1836 годах. Древний город, как известно, своей внешней неблагоустроенностью, произвел на Государя непри­ятное впечатление. Он сам лично обозревал Ниж­ний Новгород и давал распоряжения относительно изменений в его застройке. Между прочим, им было признано необходимым, некоторые места города освободить от расположенных здесь жилых домов, а жителей переселить на новые места.

Спустя годы, в 1859 году, газета «Нижегород­ские губернские ведомости», сообщая горожанам о закладке нового храма, писала что: «В особенно­сти Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Ти­шина, растворенный воздух, ровная обширная мест­ность, нелишенная и воды — все благоприятствует новому населению. Но среди многих зданий и жилищ человеческих не доставало первого, лучшего здания — жилища Божия. Населенный край не был осенен знамением Креста Христова, представлял собою какую-то неполноту, или лучше сказать пустоту и безжизненность. Жители для исполнения своих христианских обязанностей должны были ходить в отдаленные от их жилищ церкви. Холод, дождь, неблагоприятная погода нередко, к сожалению, за­ставляли их, в особенности престарелых и детей, оставаться дома».
Район этот стал считаться заовражным выселком, или так называемой «новой стройкой», связанным насыпными дамбами с остальным городом. Первыми жителями вновь заселяемой окраины являлись, в основном, горожане среднего достатка, представители различных сословий. Здесь селились чиновники и торговцы, мастеровые и крестьяне — трудолю­бивые и благочестивые горожане. Но по-прежнему неприветливой и неустроенной казалась эта местность, до построения здесь Дома Господня — православного храма. Первые местные обыватели посещали Всехсвятскую (Петропавловскую) кладбищенскую церковь, Покровский приходской храм, Крестовоздвиженский монастырь, а также вновь устроенную домовую церковь при арестантских казармах на Ново-Базарной площади (современная площадь Горького). Именно удаленность этих храмов от вновь заселенного городского района и послужила причиной строительства для нижегородцев церкви в честь Трех святителей Московских.

Впервые мысль о необходимости строительства церкви в районе между Петропавловским кладбищем и Крестовоздвиженским монастырем была высказана нижегородскими благочинными в докладе на имя Пре­освященного Иеремии (Соловьева) в июне 1856 года. В своем письме к нижегородскому военному губернатору Ф. В. Анненкову епископ писал: «Благочинные Нижнего Новгорода, протоиереи соборов: кафедрального —Иоанн Лебединский, Благовещенского—Павел Лебедев и Мироносицкой церкви—Виктор Лаврский — докладом ко мне вошли, что прежде населенное пространство между Крестовоздвиженским монастырем и кладбищенской Всехсвятской церковью ныне заселено жителями в большом количестве. А как большая часть домов новопоселившихся жителей находится в дальнем расстоянии от поименованных церквей, то они полагают: ...в самом центре между Крестовоздвиженским монастырем и Всехсвятскою кладбищенскою церковью, находится небольшое пустопорожнее место в Новонемецкой ули­це, на котором может быть выстроена церковь...»

В свою очередь губернатор Федор Анненков прошение архипастыря передал на рассмотрение Ни­жегородской губернской строительной и дорожной комиссии. Представитель этой комиссии городской архитектор Николай Адамович Фрелих и предста­витель Духовной Консистории протоиерей Благове­щенского собора Павел Лебедев 16 августа 1856 года осмотрели район и выбрали место для строительства церкви: перекресток соединения улиц Немецкой и Канатной. Здесь находилось два незастроенных участка, принадлежавшие мещанке А. Назарушкиной и солдатке А. Поздеевой. Преосвященный Иере­мия обратился к нижегородскому купцу 3-й гильдии Луке Максимовичу Коптеву с просьбой о содействии в деле построения нового храма и стать основным попечителем столь богоугодного деяния. Лука Максимович, как благочестивый христианин, принял эту просьбу с благоговением и благодарностью за доверие со стороны такого пастыря, как молитвенник и затворник епископ Иеремия. Другой нижегород­ский купец Иван Степанович Кварталов стал его помощником и первым ктитором церкви.

Участок земли под строительство был приобретен городом в 1856 году. 5 октября этого же года выбранное место посетил епископ Иеремия, который, освятив на месте будущего храма поклонный Святой Крест, благословил начать его строительство вместе с домом причта для священнослужителей. По промыслу Божьему, этот день совпал с днем памяти (по ст. стилю) трех выдающихся деятелей Русской Православной Церкви — Московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, поэтому именно этим святым и было решено посвятить главный престол будущей новой церкви.

Все события и действия по возведению церкви Трех Святителей осуществлялись в соответствии с общегосударственным Строительным уставом 1832 года. Одновременно в соответствии с церковными правилами, было получено согласие настоятелей ряда нижего­родских церквей на создание в городе нового прихода. По переписи населения в новый приход вошли около 168 домовладений, рас­положенных по ули­цам Новой, Готмановской, Канатной, Немецкой, Студе­ной и Напольно- Острожной.
Переписка о строительстве храма
При утверждении проекта было разработано сразу несколько вариантов будущего храма. По первому проекту церковь представляла двухсветный однокупольный храм в одной связи с колокольней, увенчанной шпилем.Общее решение фасадов церкви предполагалось в эклектическом стиле. Однако данный вариант был отвергнут Преосвященным Иеремией, ибо, как считали в русском обществе того времени, лишь «храм, сооруженный, в национальном стиле, становится символом нации, национальной культуры, ее исторической неповторимости и значения».

21 декабря 1856 года, в день памяти святителя Петра Московского, епископ Иеремия на представленном ему первоначальном проекте будущей церкви начертал: «Поскольку жители, принадлежать имеющие Трехсвятительскому храму, ныне большею частью ходят во вновь устроенную в казенном доме Богородичную церковь..., то с совета местного благочинного, на престоле сей церкви временно положить бы святой антиминс с обычным обозначением имен Трех святителей: Петра, Алексия и Ионы и, где подобает, вспоминать их. Плaнa же будем ожидать более совершенного».
Икона святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. XVI в.
Следующий проект церкви Трех Святителей был предоставлен Нижегородскому архипастырю купцом Лукой Максимовичем Коптевым, в июне 1857 года. В сопроводительном письме попечитель указывал, что чертежи эти составлены им «через архитектора». Данный проект сохранился до наших дней, и из надписи на нем видно, что он был составлен инженер-капитаном Петровичевым. 31 июля 1857 года общим присутствием Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии он был рассмотрен и признан «как в частности, так и в общем виде вполне удовлетворительным и цели своей соответствующим». При составлении этого проекта учитывались официально утвержденные в 1841 году разработки по составлению образцовых проектов православных храмов, выполненные архитектором академиком К. А. Тоном. Нижегородский храм Трех Святителей был запроектирован как небольшая пятиглавая церковь, фасады которой выдержаны в так называемом псевдорусском стиле.

Впоследствии, вместе с прошением о разрешении на строительство храма, данный проект был отправлен Нижегородской Духовной Консисторией в Святейший Синод. Затем он был препровожден в Департамент искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий и, наконец, был рассмотрен в Департаменте проектов и смет того же управления. Это была традиционная процедура при строительстве храмов по всей России. После рассмотрения было вынесено следующее заключение: «найдя... предложение об устройстве над всем внутренним пространством помянутой церкви одного, весьма значительных измерений, свода при производстве работ опасным, признал нужным, как для большей прочности, так и для улучшения наружного вида, переделать проект, не выходя, впрочем, из общего размера проектированной местным начальсвтом вышепоименованной церкви».

Прошение Нижегородской Губернской комиссии в Главное управление путей сообщения и публичных зданий о приобретении земельного участка под строительство храма. 1857 г.
Взамен нижегородского проекта во втором отделении столичного Департамента проектов и смет был составлен другой вариант будущего храма. Как свидетельствует подпись на сохранившихся чертежах, его составлял кондуктор (т.е. чертежник) Иван Федоров. Основным изменением, по сравнению с предыдущим вариантом, стало появление четырех столбов внутри церкви, поддерживающих свод.

Кроме того, в алтарной части три аспиды были заменены на одну, изменился и западный притвор, в северной части которого располагалась лестница, ведущая на колокольню. Некоторой детальной переработке подверглось и декоративное убранство фасадов, но в целом общее композиционное решение при проектировании церкви было оставлено прежним.

При согласовании проекта со стороны главного управления путей сообщения и публичных зданий был сделан ряд замечаний относительно планировки территории и образования площади на стыке Немецкой и Канатной улиц.

25 июня 1858 года новый «заменительный» проект церкви был Высочайше одобрен и утвержден Государем Императором Александром II.

Государь Император Александр II
Проект церкви, одобренный и утвержденный Государем Императором Александром II
Таким образом, на рассмотрение, исправление и утверждение в Санкт-Петербурге чертежей нового нижегородского храма потребовался целый год. К этому времени на Нижегородскую епископскую кафедру, 20 июля 1857 года, вступил новый архипастырь – епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский), которому впоследствии суждено будет благословить начало строительства церкви.
Закладка, строительство и освящение храма
Одновременно с проектированием новой церкви осуществлялся сбор средств на ее строительство. Среди архивных документов сохранился прекрасный документ, свидетельствующий о благочестивом воспитании детей в семьях нижегородцев. Это прошение одной юной отроковицы к своему крестному (очевидно, к протоиерею Павлу Лебедеву) принять от нее на строительство будущего храма личное пожертвование. Детским каллиграфическим почерком девочка пишет: «Милый кресненкой, (так в оригинале) узнала я от папаши, что в новой улице предполагается выстроить Церковь, а на скупку мест Паша и Володя принесли жертву. Желая и я с ними участвовать хотя и немного, с позволения Папаши и Мамаши, прилагаю подаренный мне 1 рубль, усерднейше прошу вас доставить его на сей же предмет. Любящая Вас крестница Варвара Делекторская».

Главным жертвователем и попечителем был вышеупомянутый нижегородский купец Л.М. Коптев, который еще до начала строительства пожертвовал на сооружение до 100 000 штук кирпича. На все строительство, по предложению владыки Антония, необходим был капитал до 15 000 рублей серебром, однако впоследствии затраты превысили эту сумму в два раза.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский)
Непосредственно строительство церкви началось весной 1859 года. Первоначально городским архитектором была выполнена планировка территории, на которой намерены были начать возведение церкви, так как место это было изрыто ямами, оставшимися здесь еще с той поры, когда тут добывали глину.

Получив Указ Святейшего Синода от 29 июля 1858 года о разрешении построить Трехсвятительскую церковь по новому проекту, Преосвященный Антоний благословил это начинание. Но только на следующий год, 3 мая 1859 года, в воскресный день, после Божественной литургии во Всехсвятской кладбищенской церкви, епископ Антоний с крестным ходом с собором нижегородского духовенства, сопровождаемый множеством народа в преднесении святых икон и хоругвей совершил закладку Трехсвятительской церкви. Пришедшие на это духовное торжество местные жители с умилением слушали тропарь в честь Московских святителей, в честь которых должен был быть освящен будущий храм: «Первоначальницы Российстии истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы Петре, Алексие и Ионо, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость».

На глубине до трех метров был заложен цокольный (подвальный) этаж храма. Возведение церкви удалось осуществить за весьма короткий срок – всего за полтора года. Надзор за строительством осуществлял губернский архитектор Николай Иванович Ужумецкий-Грцевич. Поставщиками строительных материалов и подрядчиками при строительстве выступили различные предприимчивые нижегородцы. Кирпич поставлял купец И.В. Колотилов; известь – городецкие крестьяне братья Скворцовы; лес – нижегородский купец И.И. Щуров, железо – купчиха А.И. Резодубова. Каменную кладку храма производил мастер С.И. Спиридонов вместе со своим сыном Аверьяном, иконостас резал мастер С.С. Ищериков, а иконы писал иконописец Д.А. Салабанов. Общая стоимость работ, согласно отчету, представленному Л.М. Коптевым в Нижегородскую Духовную Консисторию, составила порядка 30 750 рублей серебром.

Первоначальное убранство новой церкви, из-за отсутствия больших средств, было простым и осень скромным. Фасады церкви были оштукатурены и выбелены, крыша и главы окрашены в зеленый цвет, дубовые кресты на нем обиты белым железом. Полы в храме из белых известковых плит не были окрашены, сам он отапливался с помощью трех голландских печей. Иконостас был выполнен из соснового дерева и украшен резьбой из липы, но при этом он не был окрашен или позолочен, а имевшиеся в храме иконы не имели окладов и каких-либо особых украшений. Ощущался большой недостаток и в необходимой богослужебной утвари, количество которой было ограничено, хотя на ее приобретение попечителем было затрачено около 5 950 рублей. Посреди храма висело большое медное посеребренное паникадило в четыре яруса, которое было приобретено попечителем Л.М. Коптевым из ризницы Спасского Староярмарочного городского собора. Как сообщалось в отчете в Святейший Синод к исходу 1860 года, несмотря на крайне простое убранство, Трехсвятительский храм был выстроен «во всех частях прочно, стройно и чисто».

Перед освящением храма на трехъярусную колокольню подняли семь вятских колоколов, приобретенных у купца Бакулева, большая часть из которых была пожертвована нижегородцами. Самый большой из них весил 103 пуда и 6 фунтов, «полиелейный» – 51 пуд и 15 фунтов, «повседневный» – 20 пудов 37 фунтов.

Несмотря на всеобщее желание быстрее завершить строительство и благоукрашение храма, Господь не судил преосвященному Антонию совершить его освящение. 29 сентября 1860 года, по указу Святейшего Синода, он был перемещен в Житомир на Волынскую кафедру, а потому освящение церкви совершил его преемник – епископ Нектарий (Надеждин).
Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)
Новый архипастырь прибыл на Нижегородскую землю и вступил в управление епархией 26 октября 1860 года. 8 декабря протоиерей Павел Лебедев в своем рапорте на имя преосвященного Нектария писал: «Церковь во имя Трех святителей Петра, Алексия и Ионы в новонаселенном краю Нижнего Новгорода, начатая по святительскому благословению бывшего нижегородского епископа преосвященнейшего Антония, ныне совершенно окончена тщанием боголюбивого строителя, здешнего купца Луки Максимыча Коптева. Все необходимо нужное к священнослужению: иконостас, престол, утварь, ризница, книги и прочее приготовлено в надлежащем виде и порядке. Строитель и прихожане той церкви, к своему утешению, единого ожидают – освящения храма…»

Прочитав данный рапорт отца благочинного, владыка наложил на него следующую резолюцию: «…Освящение, если Господь благословит, имеет быть совершено мною – главного алтаря 11 сего декабря, правого придела – 14 сего декабря, а левого – 16 сего же декабря». Именно в указанные преосвященным Нектарием дни (по ст.стилю) с торжественностью и при многочисленном стечении нижегородцев церковь была освящена. 11/23 декабря 1860 года архипастырь освятил главный алтарь храма в честь и память святителей Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских и всея России чудотворцев. После этого епископ Нектарий совершил в новоосвященном храме первую Божественную литургию.

Через три дня, 14/27 декабря, был освящен правый придел в честь апостола Иасона и святителя Николая Чудотворца, а еще через день, 16/29 декабря, – левый придел в честь святого апостола и евангелиста Луки и святого преподобномученика Андрея Критского.

Полукруглая апсида с востока выделяет местоположение главного алтаря с престолом, придельные же алтари архитектурным решением никак не выделены, и посвящение их было определено по желанию жертвователей, принявших наиболее значимое материальное участие в строительстве церкви.
Попечители и благотворители
Испокон веков приходской храм в России всегда был главным и зримым центром духовной и церковной жизни приходского общества. И строились они на добровольные лепты и богатых, и бедных прихожан. Наши православные предки, получив как знак благоволения Божия за труды свои определенный достаток, прежде всего, стремились украсить свои домашние иконы, потом храмы и монастыри и практически никогда не отказывались от общественной благотворительности.

Нижегородский купец 2-й гильдии Лука Максимович Коптев торговал на знаменитой нижегородской ярмарке, имел свой собственный каменный двухэтажный дом на Верхне-Волжской набережной, рядом с Георгиевским храмом. На протяжении нескольких лет он являлся храмоздателем Трехсвятительской церкви, а также исполнял обязанности церковного старосты и при храме в честь Казанской иконы Божией Матери на Нижнем Посаде, у стен нижегородского кремля. Этот благочестивый нижегородец служил выборным в городской Думе и исполнял ряд должностей в различных благотворительных организациях города. Лука Максимович являлся членом так называемого тюремного комитета и попечителем детских приютов, а также городской Мартыновской больницы.

Еще до строительства Трехсвятительского храма за свои многочисленные труды и заслуги по Духовному ведомству Л.М. Коптев был удостоен различных высоких наград: серебряным медальоном на Аннинской ленте для ношения на шее и бронзовой памятной медалью в память о русско-турецкой войне 1853-1856 годов для ношения в петлице.

Главный жертвователь на строительство храма, употребивший из своего личного состояния около 23 295 рублей, известный среди нижегородцев «примерною жизнью и любовью к благолепию храмов Божиих купец Лука Коптев Нижегородской Духовной Консисторией от лица преосвященного Нектария неоднократно представлялся к награждению орденом святой Анны III степени. Однако при Высочайшем рассмотрении наградных списков Государем Императором имя его, вследствие отсутствия подробных сведений о нем, оказывалось в числе не удостоенных столь высокого награждения. И лишь спустя четыре года, 5 декабря 1864 года, обер-прокурор Синода сообщил, что Государь Император Александр III пожаловал Коптева золотой медалью на Владимирской ленте.

Отличалась своей благотворительностью и жертвенностью и дочь Луки Максимовича – нижегородская потомственная дворянка Евгения Лукинична, в замужестве Болотина, которая делала большие пожертвования на строительство и благоукрашение нижегородских храмов.

Церковная летопись сохранила имена и других попечителей и благотворителей Трехсвятительской церкви. По личному заявлению строителя, ему весьма деятельно и с особым усердием помогал купец И.С. Кварталов, и именно «вследствие разумной наблюдательности его и было скорое возведение святого храма…прочное, стройное и благолепное». 22 марта 1861 года ему было преподано официальное благословение Святейшего Синода с выдачей свидетельства.

С особой благодарностью прихожане вспоминали купеческую вдову Анну Васильевну Немчинову, проживающую в другом городском приходе, и нижегородского купца Андрея Ивановича Колина. Еще в 1858 году Преосвященному Антонию А.В. Немчинова передала пожертвование в виде билета на капитал, хранящийся в приказе общественного призрения в размере
3 000 рублей серебром. Жертва эта давалась ею при определенных условиях. Во-первых, что деньги эти были выданы причту и ктитору строящегося храма на устройство в нем правого придела в честь святого апостола Иасона (одного из 70 учеников Спасителя, святого покровителя ее усопшего супруга). А во-вторых, чтобы впоследствии духовенство храма ежедневно совершало поминовение души его и ежегодную по нем панихиду в престольный праздник данного придела – 28 апреля/11 мая.

Купец А.И. Колин назначил ктитора Л.М. Коптева своим душеприказчиком и завещал ему капитал в размере 3 000 рублей употребить на устройство левого придела Трехсвятительской церкви в честь и память святого апостола и евангелиста Луки (покровителя Коптева) и святого преподобномученика Андрея Критского (небесного покровителя самого А.И. Колина).

Среди жертвователей на храм был и сам Преосвященный Антоний, пожертвовавший для его постройки 70 рублей серебром, Муромский купец Николай Парфенович Рябинин, давший 600 рублей, и многие другие благочестивые нижегородцы, на чьи доброхотные лепты созидался и благоукрашался Трехсвятительсикй храм во второй половине XIX столетия.

Несмотря на то, что Трехсвятительскую церковь нельзя отнести по своему происхождению к древним храмам Нижнего Новгорода, до революции в ней находились замечательные древние иконы, которые были пожертвованы благотворителями. Среди этих святынь современники отмечали следующие образа: в главном алтаре храма находилась икона праздников и святых, пожертвованная Феоктистой Ивановной Чиликиной, в центр которой был вставлен серебряный с позолотой крест с частицами мощей святых угодников Божиих. Здесь, в алтаре, находилась старинная икона Спаса Нерукотворного, а у правого придела, на колонне, висела икона Успения Божией Матери, написанная в 1755 году, перенесенная сюда из упраздненной Нижепосадской Николаевской церкви. Хранился в храмовой ризнице и напрестольный крест XVIII столетия. Как свидетельствует церковная летопись, значительное количество святых икон передал в храм его прихожанин чиновник Н.П. Лавров.

Об изменениях, произошедших с убранством церкви после ее освящения, известны следующие факты. В 1863 году настоятель храма протоиерей Иоанн Колосов докладывал епископу Нектарию о том, что «по архипастырскому Вашего преосвященства благословению Трехсвятительского храма нашего иконостасы, все три, на полимент позолотою окончены, равно и купол внутри освященными изображениями расписан, – в самом верху же изображения написаны на своде и стенах, а ниже онаго в рамах на холсте, а также на местные три иконы сделаны ризы медные посеребренныя, а на четвертой серебряная…».

При церковном старосте Михаиле Ивановиче Иконникове в церкви была полностью обновлена церковная утварь. За большие пожертвования на украшение храма 8 октября 1896 года купец Иконников был высочайше награжден большой золотой медалью на Станиславской ленте. Общая сумма сделанных им вкладов составила 9 725 рублей.

Спустя годы, в 1901 году, производилось «подновление» этих росписей (промывка от копоти и шпаклевка, восстановление утраченного красочного слоя). Сохранившийся среди архивных документов счет мастера-подрядчика на производство этих работ Р.И. Грибкова позволяет установить, какие изображения в храме были на его стенах и сводах. Это, в первую очередь, лики Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, сюжет с изображением распятия Иисуса Христа, Воскресение Спасителя, приведение Иисуса Христа к Каиафе, четыре евангелиста – Лука, Матфей, Марк и Иоанн, а также херувимы и серафимы.

В начале XX столетия при церковном старосте купце И.А. Смирнове в храме осуществили замену всех трех иконостасов. Их позолота производилась мастером Г.Н. Викуловым вместе с сыновьями на пожертвования А.С. Шубинского. При этом иконы для иконостасов были поновлены, либо заменены новыми, написанными иконописцем К.А. Першиным.

В 1908 году белокаменный пол был заменен плиточным. Доставку керамической плитки осуществлял известный в России торговый Дом «Артур Перкс и Ко», а непосредственную работу по настилке выполнил специально присланный из Москвы мастер. Этой же фирмой пол в алтарях был устроен из бетона.

В этот же период времени встал вопрос и о расширении самого храма, что было обусловлено постоянным ростом числа прихожан. Для этой цели из числа прихожан был специально организован Строительный Комитет, который занимался сбором пожертвований. Наиболее крупное пожертвование для этого дела, в размере 10 тысяч рублей, поступило от церковного старосты купца Г.А. Трусова. В начале 1915 года епархиальным начальством было разрешено осуществить расширение храма за счет пристроек к западному притвору с обеих сторон по утвержденным в Строительном отделении губернского правления чертежам. Впоследствии данное расширение площади храма позволило увеличить число одновременно молящихся в нем прихожан на 300–500 человек. Строительные работы проводились в течение 1915–1916 годов, незадолго до революционных потрясений.

Изначально при создании прихода священнослужители Трехсвятительской церкви на протяжении первых пятидесяти лет не имели служебных квартир и причтового дома, проживали они на съемных квартирах. Только в 1891 году епархиальным архитектором А.К. Никитиным был составлен проект на возведение на церковной земле, с южной стороны от храма, двухэтажного деревянного дома. Однако, по неизвестным причинам, строительство причтового дома было осуществлено только в 1904 году. Спустя шесть лет церковный дом сгорел, а на его месте в 1910 году был выстроен другой (это ныне существующий деревянный двухэтажный дом по адресу ул. Славянская, д.1). Общая сметная стоимость дома вместе со служебными постройками составила порядка 12 422 рублей. Большая часть этих средств была пожертвована церковным старостой купцом 2-й гильдии Н.Х. Курепиным.
Церковный староста храма купец Николай Хрисанфович Курепин
Приходская жизнь храма и его духовенство в конце XIXначале XX веков
В прошлом для большинства благочестивых нижегородцев приходской храм был центром духовной, общественной и культурной жизни, в особенности это относилось к простым горожанам, которые видели в Церкви источник просвещения. Каждый православный россиянин ощущал, что основой и фундаментом его национальной культуры является православие. Не только важнейшие события человеческой земной жизни, такие как рождение, бракосочетание и смерть, проходили через лоно церкви, но и весь повседневный бытовой уклад был тесно связан с церковным календарем.

После возведения храма в сравнительно непродолжительный период времени образовался очень обширный Трехсвятительский приход. Если к моменту начала строительства церкви данный приход включал приблизительно 688 человек, то к 1910 году здесь официально числилось свыше 5 тысяч прихожан. Согласно записям в клировых ведомостях, в 1890 году на 185 домовладений мужского и женского населения значилось: из духовного сословия – 16 и 29; военных – 87 и 186; статских – 128 и 197; купцов, мещан, цеховых и прочих обывателей – 375 и 570; крестьян – 144 и 252, а всего 741 мужчина и 1234 женщины. Через десять лет, в 1900 году, количество усадеб и прихожан возросло, но социальный состав оставался прежним: домовладений – 267, в них из духовного сословия – 10 и 48; военных – 55 и 99; статских – 136 и 252; купцов,мещан цеховых и прочих обывателей – 541 и 7264 крестьян – 215 и 390, а всего – 957 мужчин и 1522 женщины.

Особая роль в приходской жизни традиционно принадлежала духовенству. В Российской империи священник, не находясь на высшей социальной ступени общества, имел, тем не менее, высокий духовный авторитет, как для простых граждан, так и для высокопоставленных особ. Наиболее уважительное отношение к священнослужителям было в провинции.

Согласно официальным послужным спискам, ряд пастырей, дьяконов и псаломщиков Трехсвятительской церкви служили в этом храме на протяжении многих лет. Важно отметить, что причетники этого храма, как пастыри, так и другие служители, в большинстве своем всегда отличались своим миролюбивым нравом, скромностью и образованностью.

Еще в ноябре 1857 года за несколько лет до освящения определился и причт будущей Трехсвятительской церкви в составе: священника Василия Драницына и дьякона Василия Яхонтова. Первый пастырь – отец Василий родился в 1837 году в семье протоиерея Арсения Григорьевича Драницына, настоятеля соседней Всехсвятской (Петропавловской) кладбищенской церкви. После окончания курса обучения в Нижегородском Духовном училище, а затем семинарии, 23 февраля 1858 года он был рукоположен в сан священника. В течение двух лет до открытия Трехсвятительской церкви отец Василий совершал службы в домовом храме при арестантских ротах.

Молодому пастырю пришлось приложить много трудов и забот по созданию своего будущего прихода. Вместе с попечителем Лукой Коптевым он занимался вопросами, связанными со строительством храма. Первым делом ему было поручено составить список будущих прихожан, проживающих в данном районе города, сверив его с ранее составленной (в 1855 году) его отцом священником Арсением Драницыным «Ведомостью о жителях Нижнего Новгорода 1-й кремлевской части, поселившихся на новоотведенных местах с 1836 года…» 19 марта 1859 года отец Василий представил в Духовную Консисторию новую «Опись жителей новонаселенных улиц в Нижнем Новгороде». Согласно этому документу, здесь проживало уже большее количество горожан: 326 мужчин и 354 женщины.

Бессменно на протяжении двадцати лет прослужил этот образованный пастырь в своем молодом приходе. В его послужном списке говорится о том, что в период своего служения, с 1863 по 1876 год, им было обращено и присоединено к Православной Церкви 22 человека различных вероисповеданий: католиков, лютеран, мусульман, евреев и раскольников.

Первым дьяконом церкви на вакансию псаломщика был назначен Василий Евграфович Яхонтов. После освящения Трехсвятительской церкви официальный состав причта был увеличен с открытием второго штата. По распоряжению Преосвященного Нектария, 27 декабря 1860 года настоятелем храма был назначен более опытный пастырь протоиерей Иоанн Алексеевич Колосов, чье служение и общественная деятельность на благо нижегородцев также были многолетними и плодотворными. В 1860-е годы среди причетников храма значился дьячок Иоанн Тимофеевич Восходов и пономарь Аполлон Петрович Варварский.

На смену отцу Иоанну Колосову, после его кончины, Преосвященным Макарием (Миролюбовым) 31 октября 1880 года настоятелем храма был определен иерей Павел Петрович Иорданский. Родился он в 1830 году в семье пономаря села Ушаково Сергачского уезда. 15 марта 1853 года, после окончания Нижегородской Духовной семинарии, он был рукоположен в сан священника к Воскресенской церкви села Павлово Горбатовского уезда. В 1874 году был перемещен в Нижний Новгород на службу в домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, при 2-м тюремном остроге, а в дальнейшем стал настоятелем Трехсвятительской церкви.
Настоятель храма протоиерей Павел Иорданский
Будучи священником, в Воскресенском храме в селе Павлово, отец Павел состоял безвозмездно смотрителем Павловской свечной лавки, 11 лет исполнял обязанности помощника благочинного, а в период с 1864 по 1871 год был непосредственно благочинным. Этот пастырь неоднократно избирался депутатом на окружные и епархиальные съезды духовенства. Совершая богослужения, он усердно проповедовал слово Божие, произнося все время различные катехизические поучения. В период его настоятельства в тюремном храме он читал проповеди с объяснением арестантам Священного Писания. Силой своего пастырского слова и личным исповеданием Веры отец Павел сумел обратить и присоединить к Православной Церкви в разные года семью католиков из пяти человек, четырех лютеранок и двух раскольниц.

В период настоятельства в Трехсвятительском храме, начиная с 1895 года, отец Павел состоял постоянным членом Совета епархиального женского училища. За усердную службу на благо Святой Матери Церкви и своей паствы он был отмечен различными наградами.

Долгие годы (с 1869 по 1895) вторым священником при церкви служил иерей Александр Феодорович Воскресенский. Родился он в 1823 году в Нижегородской губернии, в семье священника. В 1869 году окончил Духовную семинарию, и после женитьбы 29 ноября этого же года был рукоположен в сан священника, с определением к Трехсвятительской церкви. В разные годы наряду с пастырскими обязанностями, он в своем приходе нес послушание катехизатора, и, как и другие пастыри церкви, сумел своими проповедями обратить к православию шесть человек иноверцев.

Обладая прекрасным голосом и слухом, в период с 1871 по 1883 год отец Александр исполнял должность учителя церковного пения в приходском так называемом «народном» училище. Кроме этого, с 1881 по 1886 год преподавал Закон Божий в народном училище при приюте графини Кутаисовой (находившемся недалеко от церкви, в районе современной площади Горького). В 1872 году батюшка был командирован для отправления треб и служения Божественной литургии в 9-й Староингерманский пехотный полк, расквартированный в Нижнем Новгороде.

Просветительское служение отца Александра не ограничивалось только вышеназванными обязанностями. На протяжении нескольких лет он входил в состав епархиальной комиссии по рассмотрению раскольнических книг и икон, а начиная с 1885 года, исполнял должность надзирателя над церковно-приходскими школами Нижнего Новгорода.

За свое «ревностное и полезное пастырское служение при честном поведении» священник Александр Воскресенский был удостоен различных церковных наград. За возобновление после богослужения по воскресным и праздничным дням просветительских чтений и бесед в Трехсвятительском храме, а также за введение в практику за богослужением совершать с прихожанами общее пение он был отмечен епархиальной благодарностью.

Трехсвятительский храм стал единственным местом служения отца Александра за всю его земную жизнь. Скончался этот уважаемый не только прихожанами, но и всеми нижегородцами пастырь 6 августа 1895 года, на 71 году жизни.

Клировые ведомости церкви сохранили имена и других замечательных пастырей. Единственная дочь отца Александра Воскресенского Юлия вышла замуж за священнического сана Павла Евгеньевича Троицкого, который впоследствии стал настоятелем прихода своего тестя. Родился отец Павел 8 июня 1868 года. Окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии, а в 1893 году – Санкт-Петербургскую Духовную академию. До своего рукоположения два года преподавал в Нижегородском мужском Духовном училище. 26 сентября 1895 года Преосвященным епископом Владимиром (Никольским) был рукоположен в сан священника и определен настоятелем Трехсвятительской церкви. Как его предшественник, отец Павел преподавал Закон Божий в училище при Кутаисовом приюте. Настоятельство этого пастыря в Трехсвятительской церкви продолжалось в течение восемнадцати лет, до 1913 года.

В период с 1910 по 1914 год, на должности второго священника при храме служил иерей Александр Иванович Раев. Но несмотря на столь короткий период, этот батюшка сумел стать для прихожан ревностным проповедником слова Божия и любимым пастырем. Судьба даровала ему не долгую жизнь, только 42 года. Скончался отец Александр 17 января 1914 года, от инсульта. Сын священника, он, как и его отец, – настоятель храма в с. Дрюково Семеновского уезда, успешно окончил Нижегородскую Духовную семинарию. По словам неизвестного автора, опубликовавшего в память о нем некролог, еще в семинарии «среди товарищей он пользовался исключительной любовью, как отзывчивый, неизменно деликатный, готовый помочь каждому, честный и стойкий человек. По своим способностям и стремлению к самообразованию, он выделялся из среды товарищей..., около него всегда можно было видеть кучку друзей, пользующихся его помощью и советом».

После семинарии молодой священник был назначен настоятелем в село Ивановское Макарьевского уезда, а через двенадцать лет Преосвященным Назарием (Кирилловым) он был перемещен в с. Богородское Горбатовского уезда, на место своего родственника. При этом владыка убедился, что молодой священник – замечательный пастырь, так как жители с. Ивановского, а затем и Богородска просили владыку оставить отца Александра у них на приходе.

В дальнейшем он служил уже в Нижнем Новгороде при церкви 1-го тюремного острога, и преподавал Закон Божий в Механико-техническом ремесленном училище им. Кулибина. В 1910 году батюшка стал служить в Трехсвятительской церкви, и при этом постоянно занимался просветительской деятельностью. Отец Александр запомнился нижегородцам тех лет как неутомимый проповедник, который выступал с различными беседами и проповедями в Доме Трудолюбия, а также в Георгиевском и Филаретовском Братствах.

В день погребения отца Александра, в воскресенье 19 января 1914 года, в Трехсвятительской церкви Божественную литургию служил викарный епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов). На отпевании присутствовало порядка 35 приходских пастырей со всех храмов Нижнего Новгорода, и такое большое количество прихожан, что в храме не могли разместиться все желающие. На Петропавловское кладбище гроб с почившим пастырем на руках несли его бывшие воспитанники из Кулибинского училища.

Дореволюционная летопись храма была связана со служением и жизнью еще двух выдающихся священнослужителей Нижегородской епархии – протоиерея Петра Александровича Альбицкого и иерея Валерьяна Викторовича Кемарского.
Настоятель храма протоиерей Петр Альбицкий
Нижегородский просветитель, литератор и педагог, протоиерей Петр Альбицкий служил в качестве настоятеля в Трехсвятительской церкви с сентября 1913 по 1922 год. Родился он 22 ноября 1862 года в селе Кладбищи, рядом с уездным центром Сергачом. Его отец – дьякон Александр Альбицкий довольно рано ушел из жизни, и его вдове Дарье Евстафьевне одной пришлось растить и воспитывать троих детей. Родные сестры, Екатерина и Елизавета, после окончания Нижегородского епархиального женского училища стали простыми сельскими учительницами. В 1886 году в типографии Казанского императорского университета была издана книга отца Петра Альбицкого под названием «Вопросы о народном образовании», в качестве посвящения в ней написаны следующие строки: «Бескорыстным труженицам на поприще святого дела народного образования, моим дорогим сестрам посвящаю я эту книжку».

Сам отец Петр первоначально получил образование в Лысковском Духовном училище, затем в Нижегородской семинарии, а в период с 1882 по 1886 год учился в Казанской Духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. После окончания академии преподавал церковно-славянский и русский языки в епархиальной церковно-учительской школе, основанной в Нижнем Новгороде Преосвященным епископом Модестом (Стрельбицким). В этот период секретарь Нижегородского губернского статистического комитета А.А. Гацисский, заметив способного и увлеченного историей, этнографией и литературой родного края юношу, предложил ему сотрудничество. С 25 июня 1887 года он – действительный член этой организации, а с 17 октября этого же года П.А. Альбицкий был избран членом только что созданной Нижегородской губернской ученой комиссии. Почти тридцать лет просуществовала эта научная организация, и все эти годы Альбицкий был ее действительным членом.

5 мая 1888 года приказом Обер-прокурора Святейшего Синода он был определен на должность учителя в Бугурусланское Духовное училище Самарской епархии. В Бугуруслане Петр Александрович женился на сироте, калмычке по национальности – Анне Борисовне Афанасьевой, окончившей курс в Самарском епархиальном женском училище. В этом благословенном браке в семье Альбицких воспитывалось и выросло пятеро детей.
Протоиерей Петр Альбицкий в кругу своей семьи
11 февраля 1891 года Петр Альбицкий был рукоположен в сан священника и определен к Покровской приходской церкви г. Самары. Наряду с пастырскими обязанностями в Самаре отец Петр исполнял обязанности члена епархиального училищного Совета, преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях города, являлся членом правления местной Духовной семинарии, был делопроизводителем епархиального миссионерского комитета.

Этот пастырь, наряду со священническим служением, занимался и большой общественной работой: вопросами духовно-нравственного воспитания и народного просвещения. Будучи замечательным священнослужителем по образованию и призванию, просветителем, литератором и педагогом, по складу своего характера и разносторонним интересам, он очень любил Нижегородский край и стремился как можно глубже изучать его историю, нравы и традиции простого народа.

Первые его этнографические публикации на страницах местных изданий появились еще в период его учебы в семинарии. Перечень этих публикаций говорит о разносторонних интересах будущего священника, молодого исследователя и литератора. В Самарский период жизни священником Петром Альбицким было написано и издано несколько богословских и исторических сочинений, среди которых была брошюра под названием «Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре Самарской епархии». 6 мая 1902 года отец Петр был возведен в сан протоиерея.

Осенью 1903 года вместе с семьей протоиерей Петр Альбицкий возвращается в Нижний Новгород. Первоначально, согласно его прошению, резолюцией преосвященного Назария (Кириллова) 13 ноября 1903 года он был определен на настоятельскую должность к Петропавловской кладбищенской церкви. И вновь очень много и активно занимался общественным служением, будучи членом правления Духовной семинарии, членом миссионерского Братства Святого Креста и епархиальной церковно-археологической комиссии. В период с 1907 по 1911 год отец Петр являлся преподавателем Закона Божия в классах музыкального училища при Нижегородском отделении Императорского Русского Музыкального училища. В 1910 году он был избран членом Строительного комитета по реставрации Троицкого собора в Макарьево-Желтоводском монастыре и Михайлово-Архангельского собора в кремле.

После возвращения в Нижегородскую епархию отец Петр много печатается на страницах «Нижегородского церковно-общественного вестника» и в синодальном журнале «Церковный вестник». В 1907 году в частной нижегородской типографии А.А. Муратовой была издана его книга «Христианство и социализм», посвященная критическому анализу утопических идей социализма, с точки зрения богословской науки и Священного Писания.

3 апреля 1913 года, по личному прошению, он был перемещен на вакансию старшего священника в Крестовоздвиженский женский монастырь, но спустя четыре месяца распоряжением епископа Назария назначен настоятелем Трехсвятительской церкви, где и прослужил до конца своих дней.

Социальные потрясения и жизненные невзгоды в период первой мировой войны, февральской революции и октябрьского переворота 1917 года, гражданскую войну очень глубоко переживал вместе со своими прихожанами этот образованный пастырь. Протоиерей Петр Альбицкий скончался от грудной жабы в возрасте 59 лет, 9 сентября 1922 года в 3 часа дня в своей квартире. После отпевания в Трехсвятительском храме тело почившего пастыря было погребено в ограде Крестовоздвиженского монастыря, на кладбище при Казанской церкви.
Фрагмент клировой ведомости Трехсвятительской церкви с послужными списками священнослужителей
Долгие годы вместе с настоятелями Павлом Троицким и Петром Альбицким в церкви служил сначала в качестве дьякона, а затем вторым священником Валерьян Викторович Кемарский. Родился он в 1872 году, в семье дьякона из села Яблонка Арзамасского уезда. В 1892 году по прошению выбыл из 4-го класса Нижегородской Духовной семинарии. В 1911 году с разрешения епархиального начальства поступил в Императорский Московский археологический институт имени Государя Императора Николая II, который блестяще закончил спустя четыре года со званием ученого археолога.

В 1894 году Валерьян Кемарский был рукоположен в сан дьякона и определен к Спасо-Преображенской церкви в село Карповка Балахнинского уезда. Спустя три года перемещен в канавинскую Владимирскую церковь, а в 1902 году стал служить в Трехсвятительской церкви. В 1915 году он был рукоположен в сан священника. В период с 1912 по 1914 год отец дьякон преподавал в церковно-приходской школе, а с 1916 по 1918 год, священник Валерьян Кемарский – законоучитель начального городского училища.

Начиная с 1913 года, он, как и настоятель Петр Альбицкий, вошел в состав Нижегородской архивной комиссии, а в смутный 1917 год был избран депутатом от прихода на епархиальный съезд духовенства.

21 ноября 1919 года исполнилось 25 лет его служения на благо Святой Матери Церкви, из которых 17 лет он прослужил в Трехсвятительском храме. В связи с этим скромным юбилеем в октябре 1919 года Приходской Совет храма и прихожане обратились к благочинному с просьбой удостоить своего священника награждением во внеочередном порядке наперсным крестом. В своем обращении они писали, что за годы его служения «… в силу исключительных добрых душевных качеств, любовного отношения со всеми и каждым из прихожан, полного внимания и отзывчивости к их интересам, нуждам, горю и радости, создались самые теснейшие отношения между отцом В.В. Кемарским и его духовными чадами. Эти выдающиеся душевные качества, как человека и служителя Святого Престола, и его Богом данный проповеднический талант не только сроднили со всеми прихожанами, не только внушили к нему уважение и внимание, но можно сказать и приобрели ему народную любовь».

После закрытия в 1930 году Трехсвятительского храма протоиерей Валерьян Кемарский стал служить в Сормовском Спасо-Преображенском соборе. Но спустя полгода, 30 апреля 1931 года, он вместе с другими священнослужителями этого храма был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В течение пяти месяцев арестованные находились в следственной тюрьме. Постановлением Особого совещания ОГПУ от 2 октября 1931 года отец Валерьян Кемарский был приговорен к 3 годам лишения прав проживания в центральной части страны, в том числе и на Нижегородской земле. Дальнейшая судьба этого пожилого пастыря, как и многих других священнослужителей, пострадавших в годы гонений, остается неизвестной.
Судьба храма в советские годы
После революции Трехсвятительский храм имел многочисленный приход, сохранявший верность Патриаршей Церкви и не поддавшийся на искушения обновленчества. Благодаря своим пастырям, приход этот был очень сплоченным. При этом жители имели в большинстве своем, что называется, «крестьянское происхождение».

Но недолго при богоборческой власти судил Господь Трехсвятительской церкви быть средоточием церковных религиозных нужд нижегородцев. «Принимая во внимание, что общество верующих прихода Трехсвятительской церкви в г. Н. Новгороде не выполняет условий соглашения от 3 октября 1923 года, и налогов не платит, несмотря на предложение об этом финансовых органов» – 4 января 1930 года Краевое административное управление предложило Крайисполкому церковь закрыть. И спустя пять дней, 9 января 1930 года, власти постановили договор с обществом верующих на пользование Трехсвятительской церковью расторгнуть, храм закрыть и здание его передать в распоряжение райсовета, «т.к. ходатайства о передаче указанного здания для государственных и общественных надобностей не имеется».

В феврале 1930 года церковь была закрыта, и община ее присоединилась к Покровскому храму в центре города. Наряду с Трехсвятительским храмом практически одновременно были закрыты в центре города еще четыре церкви, и приход Покровской церкви составлял уже свыше 7 тысяч человек. Однако спустя пять лет власти ликвидировали и уничтожили и этот храм.

В дальнейшем здание Трехсвятительской церкви было приспособлено под жилье, при этом были снесены главы с крестами, барабаны и верхняя часть колокольни, в верхней части стен храма появились новые световые проемы, а внутреннее помещение при перепланировке разделено перекрытиями и перегородками для размещения в нем общежития «Горьковстроя». Только оскверненный церковный алтарь по-прежнему напоминал верующим нижегородцам о том, что это – бывший храм, а не обычный жилой дом.
Обмерочные фиксационные чертежи, выполненные в 1926 году
В советский период претерпела некоторые изменения и территория вокруг Трехсвятительской церкви: была разобрана церковная ограда, а при строительстве в непосредственной близости с ней в 1950-е годы жилого каменного дома была ликвидирована и площадь перед храмом.

Начиная с конца 1970-х годов полуразрушенное здание церкви пустовало, постепенно разрушаясь. В таком заброшенном состоянии церковь простояла до осени 1987 года, когда по инициативе Горьковского областного отделения ВООПИК, силами отряда добровольных помощников-реставраторов началось освобождение ее от мусора и перегородок. Спустя два года, по заказу городского управления культуры, нижегородскими архитекторами-реставраторами И.С. Агафоновой и В.А. Широковым был разработан эскизный проект реставрации церкви, который предусматривал восстановление храма в первоначальном виде, без учета его перестройки в 1915 году. Но дальнейшие события в стране, изменение политической и экономической ситуации не позволили осуществить задуманную реставрацию церкви. На протяжении еще восьми последующих лет храм стоял в полном запустении.
Общежитие горьковских строителей в стенах храма. Фото 1960-х годов
Пустующее здание церкви. Фото 1980-х годов
Восстановление храма и организация монастырского подворья
С оживлением полноценной церковной жизни в Нижнем Новгороде и Нижегородской епархии в 1997 году, по просьбе митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), Трехсвятительский храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю для размещения подворья. Вместе с полуразрушенным зданием церкви сестрам обители была передана и часть жилого дома (№ 7А по ул. Славянской), находящегося в непосредственной близости с церковью. В дореволюционный период в этом доме находилось подворье Спасо-Зеленогорского женского монастыря, древней обители, возобновленной в XIX столетии по благословению преподобного батюшки Серафима.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)
Немало трудностей пришлось перенести сестрам, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Трехсвятительском храме. Первоначально сестры вынуждены были проживать в обычной городской квартире, так как будущий сестринский корпус был совершенно не приспособлен, здесь размещались подсобное помещение для рабочих и трапезная для них.

Настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) никогда не оставляла подворье своим вниманием и попечением. Господь посылал для возрождения оскверненного храма и благотворителей, но основные затраты по его восстановлению и благоукрашению нес сам монастырь.

Настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова)
В восстановлении Трехсвятительского храма и возрождении подворья Серафимо-Дивеевскому монастырю оказывали помощь многие нижегородские организации и предприятия, а также администрация области и города. В качестве благотворителей и попечителей выступили следующие организации: Горьковская железная дорога, ОАО «ЗЖБК-1», ЗАО «Нижегородспецгидрострой», ОАО «Волгателеком», ОАО «Нижегородоблгаз», МУП «Механизация», МУП «Водоканал», ОАО «Док-78», ЗАО «Уникерма». Внесли свою личную лепту в это и многие простые нижегородцы, которые помогали и по сей день оказывают посильную помощь подворью монастыря.

После молебна «Перед началом доброго дела», летом 1997 года трудами немногочисленных сестер были продолжены работы по расчистке здания церкви от мусора. На следующий год начались постепенные реставрационные работы: были укреплены фундаменты, устроен церковный подклет (подвал). Одновременно в архитектурном бюро «Этюд» архитектором Л.Ю. Банновой на основе ранее разработанного эскизного проекта (архитекторы-реставраторы И.С. Агафонов и В.А. Широков) были выполнены рабочие чертежи по восстановлению храма.

В строительный сезон 1999 года началось восстановление утраченных объемов храма и выполнены железобетонные перекрытия полов. Было принято решение восстановить храм в первоначальном виде, поэтому кирпичные пристройки, сделанные в 1915 году со стороны западного входа под колокольней, были постепенно разобраны. Кирпич от них в 2003 году был перевезен в Дивеево, где использован при устройстве вала святой Канавки. На протяжении последующих лет на храме были воссозданы все пять куполов и колокольня, выполнены внешние и внутренние отделочные работы, благоустроена прилегающая территория, восстановлена ограда.
Настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) и старшая сестра подворья инокиня Татиана (Рудова) беседуют со строителями, которые ведут восстановление храма
Фото 2003 года
В знаменательный юбилейный год для Серафимо-Дивеевского монастыря, 100-летие прославления преподобного батюшки Серафима, в конце июля 2003 года на главах храма засияли позолоченные восьмиконечные кресты. Осенью следующего года благодаря попечению насельника Троице-Сергиевой Лавры игумена Михея (+ 22 марта 2009 года) на воссозданную колокольню был установлен комплект из восьми колоколов, и впервые после 74-летнего безмолвия жители близлежащих домов услышали церковный перезвон.

В престольный праздник, 18 октября 2004 года, Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, отслужил в восстанавливающемся Трехсвятительском храме молебен. Благодаря поддержке епископа Георгия, матушки Сергии и трудам сестер обители через год удалось завершить восстановление храма.

После первого освящения храма в 1860 году в честь трех святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (день памяти 18 октября н.ст.) Русская Православная Церковь прославила в лике святых и постановила праздновать в тот же день память еще двух Московских святителей: Филиппа и Ермогена. Поэтому 11 июня 2005 года архиепископ Георгий совершил чин освящения главного храмового престола во имя пяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. В этот день нижегородским архипастырем была отслужена Божественная литургия, впервые после стольких лет запустения и осквернения. Совсем недавно Священный Синод постановил в этот день, 18 октября (н.ст.), совершать память уже двенадцати святителей Московских и всея России чудотворцев: Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.
Сохраняя традицию посвящения храмовых престолов, 19 октября 2005 года, архиерейским чином был освящен правый придел храма – в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона. Спустя два месяца, 20 декабря этого же года, архиепископ Георгий в сослужении с епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом освятил левый придел в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского.

В 2009 году бригада нижегородских иконописцев под руководством художника Алексея Анциферова завершила роспись стен и сводов храма.
Жизнь на Нижегородском подворье протекает по уставу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Ежедневно утром совершается полунощница и Дивеевское правило, включающее двенадцать избранных псалмов с поясными поклонами Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, всем Небесным чинам, преподобному Серафиму Саровскому, всем дивеевским святым и всем святым.

Каждый день служится Божественная литургия и совершается вечернее богослужение. Вечером, после трапезы, сестры снова собираются в храме на вечернее правило – молитвы на сон грядущим, чтение Апостола и Евангелия, после чего они обходят с иконой Божией Матери «Умиление» и молитвой «Богородице Дево, радуйся» вокруг храма и сестринского корпуса, по аналогии с крестным ходом по святой Канавке в Дивееве.

В воскресные дни перед литургией по заповеди Царицы Небесной, данной преподобному Серафиму Саровскому, служится нараспев параклис Божией Матери.

Основная задача подворья – прием в Нижнем Новгороде матушки игумении и сестер, приезжающих в областной центр из Дивеева по различным послушаниям, и выполнение поручений, связанных с посещением областных государственных и общественных организаций.

На подворье сестры исполняют обычные монастырские послушания: алтарничают, церковничают, поют на клиросе, читают на богослужениях, пекут просфоры, трудятся на огороде, на кухне, обслуживают трапезу, принимают и оформляют требы.

Нижегородское подворье, по мнению многих прихожан, – это уголок Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, где ощущается присутствие Пресвятой Богородицы и батюшки Серафима.
Освящение храма и приделов
Престольные праздники
Пасха Христова
Интерьер храма
Послушания
Адрес Нижегородского подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
603000, г. Нижний Новгород, ул. Короленко, 14
тел. +7 (831) 434-39-40