Колокольня
Колокольня
Скажу вам, придет время у нас в обители всё будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня!

Преподобный Серафим Саровский
Скажу вам, придет время у нас в обители всё будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня!
Преподобный Серафим Саровский
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с реки Вичкинзы
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с реки Вичкинзы
Александр Константинович Никитин приехал в Нижний Новгород в 1882 году после окончания строительного училища Главного управления путей сообщения на должность младшего городового архитектора. С 1890 года он – епархиальный архитектор, первый вступивший на эту, только учрежденную должность. В 1894 –1896 годы Никитин участвовал в градостроительных пребразованиях губернского центра и в работах по его благоустройству к открытию Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Епархиальный архитектор много потрудился по созданию, переустройству и реставрации храмовых сооружений в епархии. Возведенные по проектам А.К. Никитина церковные здания отличались характерным силуэтом, продуманным и, как правило, достаточно лаконичным архитектурным оформлением.
До 1900 года в Серафимо-Дивеевском монастыре в конце святой Канавки, рядом с Тихвинской церковью, стояла деревянная звонница с колоколами. Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой) по проекту епархиального архитектора А.К. Никитина.

Когда колокольня была почти отстроена, обнаружилось, что она имеет наклон, который хорошо заметен и ныне; и строительство остановили. В сложном обстоятельстве игумения Мария и сестры все упование возложили на батюшку Серафима. Вот как об этом рассказывает Елена Ивановна Мотовилова писателю Сергею Нилусу: «Доложили матушке игуменье. "Видно, так батюшке о. Серафиму нужно!" – только и сказала наша матушка. Теперь повесили в середине колокольни отвес, и мы все ждем, каково будет распоряжение отца Серафима. Нам говорят: сломать заставят вашу колокольню, а мы веруем, что выйдет от батюшки распоряжение для славы Божией и пользы обители». Вера дивеевских насельниц не была посрамлена. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным и колокольню достроили. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях находились мастерские.

Строительство этой великолепной колокольни с момента закладки, которая произошла 8 мая 1894 года, осуществлялась на протяжении восьми лет. 7/20 октября 1901 года после Божественной литургии и молебна в соборном Троицком храме, с благословения Преосвященного Назария (Кириллова) при многочисленном стечении народа из окрестных селений и в присутствии всех сестер обители состоялся подъем колоколов на новую колокольню Серафимо-Дивеевского монастыря. По реконструкции, сделанной игуменом Михеем (Тимофеевым), легендарным звонарем Троице-Сергиевой лавры, на дивеевской колокольне были следующие колокола: один 500 пудов (8 тонн), один 200-пудовый (3,2 тонн), 2 колокола по 80 пудов (по 1,28 тонн), 7 или 8 трезвонных колоколов. На колокольне имелось три яруса звона. Самый большой колокол, весом в 500 пудов, был пожертвован нижегородскими купцами Иваном и Митрофаном Михайловичами Рукавишниковыми.

В 500-пудовый колокол звонили в воскресные и праздничные дни. В 200-пудовый – в полиелейные дни. В парные 80-пудовые (они звучали вместе) звонили в будние дни на трапезу и к правилу, а также в дни Великого поста к заутрене, в 5 часов утра. При пении «Во Царствии Твоем» на изобразительных обязательно трезвонили в маленькие колокольчики: правой связкой из двух колокольчиков и в те 5 или 6, что под левой рукой. Когда умирала мантийная монахиня, ударяли в 200-пудовый колокол, а если рясофорная – в пару 80-пудовых.
Александр Константинович Никитин приехал в Нижний Новгород в 1882 году после окончания строительного училища Главного управления путей сообщения на должность младшего городового архитектора. С 1890 года он – епархиальный архитектор, первый вступивший на эту, только учрежденную должность. В 1894 –1896 годы Никитин участвовал в градостроительных пребразованиях губернского центра и в работах по его благоустройству к открытию Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Епархиальный архитектор много потрудился по созданию, переустройству и реставрации храмовых сооружений в епархии. Возведенные по проектам А.К. Никитина церковные здания отличались характерным силуэтом, продуманным и, как правило, достаточно лаконичным архитектурным оформлением.
До 1900 года в Серафимо-Дивеевском монастыре в конце святой Канавки, рядом с Тихвинской церковью, стояла деревянная звонница с колоколами. Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой) по проекту епархиального архитектора А.К. Никитина.

Когда колокольня была почти отстроена, обнаружилось, что она имеет наклон, который хорошо заметен и ныне; и строительство остановили. В сложном обстоятельстве игумения Мария и сестры все упование возложили на батюшку Серафима. Вот как об этом рассказывает Елена Ивановна Мотовилова писателю Сергею Нилусу: «Доложили матушке игуменье. "Видно, так батюшке о. Серафиму нужно!" – только и сказала наша матушка. Теперь повесили в середине колокольни отвес, и мы все ждем, каково будет распоряжение отца Серафима. Нам говорят: сломать заставят вашу колокольню, а мы веруем, что выйдет от батюшки распоряжение для славы Божией и пользы обители». Вера дивеевских насельниц не была посрамлена. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным и колокольню достроили. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях находились мастерские.

Строительство этой великолепной колокольни с момента закладки, которая произошла 8 мая 1894 года, осуществлялась на протяжении восьми лет. 7/20 октября 1901 года после Божественной литургии и молебна в соборном Троицком храме, с благословения Преосвященного Назария (Кириллова) при многочисленном стечении народа из окрестных селений и в присутствии всех сестер обители состоялся подъем колоколов на новую колокольню Серафимо-Дивеевского монастыря. По реконструкции, сделанной игуменом Михеем (Тимофеевым), легендарным звонарем Троице-Сергиевой лавры, на дивеевской колокольне были следующие колокола: один 500 пудов (8 тонн), один 200-пудовый (3,2 тонн), 2 колокола по 80 пудов (по 1,28 тонн), 7 или 8 трезвонных колоколов. На колокольне имелось три яруса звона. Самый большой колокол, весом в 500 пудов, был пожертвован нижегородскими купцами Иваном и Митрофаном Михайловичами Рукавишниковыми.

В 500-пудовый колокол звонили в воскресные и праздничные дни. В 200-пудовый – в полиелейные дни. В парные 80-пудовые (они звучали вместе) звонили в будние дни на трапезу и к правилу, а также в дни Великого поста к заутрене, в 5 часов утра. При пении «Во Царствии Твоем» на изобразительных обязательно трезвонили в маленькие колокольчики: правой связкой из двух колокольчиков и в те 5 или 6, что под левой рукой. Когда умирала мантийная монахиня, ударяли в 200-пудовый колокол, а если рясофорная – в пару 80-пудовых.
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с западной стороны.
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с западной стороны.
Пожалуй, лучшей работой А.К. Никитина стала 70-метровая колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря. При ее проектировании зодчий использовал тип надвратной колокольни, получившей распространение в XVIII–начале XIX столетия. Ярко выраженные черты зрелого классицизма, читающиеся в ее внешнем облике, достигаются трехчастным членением фасадов с помощью полуколонн и трехчетвертных колонн (по углам). Детали декора подчеркивают четкость и геометризм основных форм. По верху каждого яруса проходит профилированный карниз. Второй и верхний ярусы оформлены фронтонами с круглыми окнами в тимпанах; арочные проемы украшены замковыми камнями. Устремленная ввысь строго симметричная вертикаль подчеркнута пристроенными к ней позднее трехэтажными сестринскими корпусами.

В.В. Краснов, О.В. Дегтева. Забытое имя, увековеченное в камне.//Нижегородская старина, № 31–32, 2012 г.

Пожалуй, лучшей работой А.К. Никитина стала 70-метровая колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря. При ее проектировании зодчий использовал тип надвратной колокольни, получившей распространение в XVIII–начале XIX столетия. Ярко выраженные черты зрелого классицизма, читающиеся в ее внешнем облике, достигаются трехчастным членением фасадов с помощью полуколонн и трехчетвертных колонн (по углам). Детали декора подчеркивают четкость и геометризм основных форм. По верху каждого яруса проходит профилированный карниз. Второй и верхний ярусы оформлены фронтонами с круглыми окнами в тимпанах; арочные проемы украшены замковыми камнями. Устремленная ввысь строго симметричная вертикаль подчеркнута пристроенными к ней позднее трехэтажными сестринскими корпусами.

В.В. Краснов, О.В. Дегтева. Забытое имя, увековеченное в камне.//Нижегородская старина, № 31–32, 2012 г.

В советское время на верху колокольни, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево.
В советское время на верху колокольни, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево.
Разрушенная в советские годы колокольня
Разрушенная в советские годы колокольня
Колокольня состоит из пяти ярусов. 17 июля 2013 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев, на дивеевскую колокольню были подняты новые купола и крест. С 1901 года три раза ставили на нее новые навершия: на рубеже XIX и ХХ веков, в конце ХХ века и в начале ХХI-го. Последние купола, барабан и крест выполнены из стальных конструкций; купола и крест покрыты сусальным золотом. Изменилась форма не только куполов, но и барабана: он стал восьмигранный. Крест – точно такой же, как на Троицком соборе. Все навершие стало более изящным. Выбор был сделан из семнадцати вариантов. Проект выполнен в течение ста дней в московской реставрационно-производственной художественной мастерской «Купола России» (генеральный директор – Николай Надеждин). Теперь колокольня «подросла» на три метра, ее высота с главкой и крестом составляет 78 метров. Самый большой колокол весит 5 тонн. Он отлит в 2003 году в честь 100-летия прославления преподобного Серафима и находится на первом ярусе колокольни.
Колокольня состоит из пяти ярусов. 17 июля 2013 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев, на дивеевскую колокольню были подняты новые купола и крест. С 1901 года три раза ставили на нее новые навершия: на рубеже XIX и ХХ веков, в конце ХХ века и в начале ХХI-го. Последние купола, барабан и крест выполнены из стальных конструкций; купола и крест покрыты сусальным золотом. Изменилась форма не только куполов, но и барабана: он стал восьмигранный. Крест – точно такой же, как на Троицком соборе. Все навершие стало более изящным. Выбор был сделан из семнадцати вариантов. Проект выполнен в течение ста дней в московской реставрационно-производственной художественной мастерской «Купола России» (генеральный директор – Николай Надеждин). Теперь колокольня «подросла» на три метра, ее высота с главкой и крестом составляет 78 метров. Самый большой колокол весит 5 тонн. Он отлит в 2003 году в честь 100-летия прославления преподобного Серафима и находится на первом ярусе колокольни.
В советское время монастырские часы в Дивееве замолчали, их сняли с колокольни, на верхнем ярусе которой была помещена телевизионная антенна. Новые часы изготовил в 2003 году, к 100-летию прославления преподобного Серафима, калужский часовщик Александр Георгиевич Красников. Часы – это сложный механизм, состоящий из алюминиевой рамы и стальных осей, валов и шестерней. Вес дивеевских часов – около 200 кг, да еще три гири весят по 150 кг.

С 2003 года дивеевские часы вызванивали мелодию, составленную игуменом Михеем (Тимофеевым), на тех колоколах, в которые звонили к службе. В 2013 году четыре колокола для часового звона были специально заказаны в Москве на заводе «Литекс». Колокола – так называемые зазывные, звук у них высокий. Часы имеют три механизма. Центральный – это ход, который отвечает за время и выводит его на циферблат. Каждые пятнадцать минут специальные рычаги заставляют работать второй механизм, который включает четверти, перезвоны. С них осуществляется переход на третий – который отвечает за звон на каждый час.

24 июня 2014 года, накануне праздников преподобной матушки Александры и Собора Дивеевских святых, в Серафимо-Дивеевском монастыре часы, установленные на колокольне, каждые четверть часа стали вызванивать мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было устроено в старину. О том, что до революции существовала такая традиция, сохранилось дивеевское предание. В Сарове с колокольни звучала более суровая мелодия: «Кто тебя избежит, смертный час».
В советское время монастырские часы в Дивееве замолчали, их сняли с колокольни, на верхнем ярусе которой была помещена телевизионная антенна. Новые часы изготовил в 2003 году, к 100-летию прославления преподобного Серафима, калужский часовщик Александр Георгиевич Красников. Часы – это сложный механизм, состоящий из алюминиевой рамы и стальных осей, валов и шестерней. Вес дивеевских часов – около 200 кг, да еще три гири весят по 150 кг.

С 2003 года дивеевские часы вызванивали мелодию, составленную игуменом Михеем (Тимофеевым), на тех колоколах, в которые звонили к службе. В 2013 году четыре колокола для часового звона были специально заказаны в Москве на заводе «Литекс». Колокола – так называемые зазывные, звук у них высокий. Часы имеют три механизма. Центральный – это ход, который отвечает за время и выводит его на циферблат. Каждые пятнадцать минут специальные рычаги заставляют работать второй механизм, который включает четверти, перезвоны. С них осуществляется переход на третий – который отвечает за звон на каждый час.

24 июня 2014 года, накануне праздников преподобной матушки Александры и Собора Дивеевских святых, в Серафимо-Дивеевском монастыре часы, установленные на колокольне, каждые четверть часа стали вызванивать мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было устроено в старину. О том, что до революции существовала такая традиция, сохранилось дивеевское предание. В Сарове с колокольни звучала более суровая мелодия: «Кто тебя избежит, смертный час».
Дивеевская колокольня – самое высокое здание в обители. Она издалека видна, с какой бы стороны ни подъезжали к Дивееву. Стройная колокольня как бы возглавляет ряд дивеевских соборов, и в целом все монастырские храмовые постройки составляют гармоничный ансамбль. Путь в святые врата колокольни идет в горку. И этот взгляд – снизу вверх – при приближении к колокольне, устремленной ввысь, вызывает чувство восхищения, возвышает наш дух над земным. Устремленными вверх линиями архитектура колокольни выражает связь человеческих надежд с небом.
Дивеевская колокольня – самое высокое здание в обители. Она издалека видна, с какой бы стороны ни подъезжали к Дивееву. Стройная колокольня как бы возглавляет ряд дивеевских соборов, и в целом все монастырские храмовые постройки составляют гармоничный ансамбль. Путь в святые врата колокольни идет в горку. И этот взгляд – снизу вверх – при приближении к колокольне, устремленной ввысь, вызывает чувство восхищения, возвышает наш дух над земным. Устремленными вверх линиями архитектура колокольни выражает связь человеческих надежд с небом.
В целом облик колокольни Серафимо-Дивеевской обители рождает ассоциации с эффектными грандиозными колокольнями некоторых монастырей (например, Новоспасского). Возможны параллели и с культовыми постройками исторической родины святого преподобного Серафима Саровского, в частности, колокольней Успенского собора в городе Рыльске Курской губернии.

В.В. Краснов, О.В. Дегтева. Забытое имя, увековеченное в камне.//Нижегородская старина, № 31–32, 2012 г.
В целом облик колокольни Серафимо-Дивеевской обители рождает ассоциации с эффектными грандиозными колокольнями некоторых монастырей (например, Новоспасского). Возможны параллели и с культовыми постройками исторической родины святого преподобного Серафима Саровского, в частности, колокольней Успенского собора в городе Рыльске Курской губернии.

В.В. Краснов, О.В. Дегтева. Забытое имя, увековеченное в камне.//Нижегородская старина, № 31–32, 2012 г.
Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон... Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека.
Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон... Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека.