Кутузовский скит

Кутузовский скит
Кутузовский скит Серафимо-Дивеевского мо­настыря расположен на территории бывшей Кутузовской Богородицкой женской обители, в 80 км от Дивеева, в знаменитых муромских лесах.
На месте нынешней деревни Кутузово проживал мордовский род, во главе которого стоял старейшина Кутуз. За заслуги перед Московой в конце XVI века царской грамотой часть окрестных земель была пожалована Кутузу в потомственное владение. По имени главы рода и было названо мордовское поселение – Кутузово. К 1620 году сын Кутуза Савва имел в деревне свой дом, избу для прислуги, пять крестьянских и два бобыльских двора. В это время в деревне проживал и другой землевладелец «Роман Иванов сын Тюлькин». Вся деревня в то время состояла домов из двадцати. Впоследствии она стала государственной и была закреплена за Министерством государственных имуществ.

Основательницей Кутузовской Богородицкой общины является монахиня Надежда, в миру Неонилла Борисовна Захарова. Преподобный Серафим Саровский о ее рождении в 1813 году сказал: «Родилась назад тому три дня в Давыдове девочка. Имя ей Ниленька. Людям она будет на по­смеяние, Царице Небесной — на про­славление».
Батюшка Серафим посетил село Давыдово, когда девочке исполнилось лет пять. Он научил ребенка читать молитву «Богородице Дево, радуйся», благословил и предсказал: «Это дитя до двадцати лет будет глупо, а с двадцати станет совершенно разумно, так угодно Царице Небесной… Через отроковицу сию просветится не только здешнее место, но и еще одно в Ардатовском уезде».
На двадцатом году жизни Неонилла по особому указанию Мате­ри Божией положила начало неболь­шой общине сестер — Дальне-Давыдовской пустыни, но из-за клевет Неонилле и ее духовной сестре Агриппине пришлось покинуть ее и перебраться в Гремячево, где их при­ютили крестьяне, а местный землевла­делец князь Дмитрий Федорович Звенигородский по­жертвовал им около 3-х десятин земли в местечке Кутузово близ реки Ломовки.
На этом месте стояла только скотная изба без окон и дверей. В ней-то сестры с радостью и поселились. Было это 8 ноября 1864 года. Когда-то местному жителю было видение: с неба спустились три огненных столпа, как раз на то место, где потом расположилась обитель. Между столпами был виден крест и слышалось ангельское пение. Укрепленные этим знамением Божией благодати, Неонилла и Агриппина отправились за благословением к старцу Георгию в Боровскую пустынь Владимирской губернии. Он благословил их образом святителя Николая и сказал: «Господь будет вам защитником на новом месте. Это место ждет вас уже тридцать лет, а Николай Чудотворец будет вашим всегдашним молитвенником пред Престолом Божиим». Радостными вернулись в Кутузово сестры, считая это место указанным для них свыше. Они дали обет жить здесь до самой своей смерти.

Господь сподобил сестер монашеского пострига. Неонилла получила имя Надежда, а Агриппина – Афанасия.

В полном уединении, в лесной глуши началась пустынническая жизнь монахинь Надежды и Афанасии, а также нескольких сестер. Не успели они приспособить скотный сарай для жительства, как слухи об их намерении поселиться здесь разнеслись по окрестностям. Крестьяне местных сел помогали им всем, чем могли. К празднику Рождества Христова были выстроены три келии на горе. А в ночь перед тем, как сестрам перейти жить в келии, Божия Матерь напомнила, что Она неразлучна со Своей избранницей. Первоначальница Кутузовская снова сподобилась видения: в отверстых небесах Богородица спускала над новыми келиями на золотой цепи колокол. Когда колокол поравнялся с крышами келий, явились два ангела и три раза ударили в него. Видение исчезло, но звуки колокола чудесной музыкой долго раздавались в ушах матери Надежды.
С этих пор в келиях денно и нощно стало совершаться чтение псалмов и акафистов, пение стихир и канонов, поминовение душ усопших и живых. Стали люди приходить из окрестных селений для молитв и духовного утешения.

Князя Звенигородские благотворили сестрам. Ими был построен в Кутузовской обители большой деревянный дом с жилыми помещениями для сестер.
Трудно приходилось жить кутузовским подвижницам, особенно в первое время. Недостаток средств, разработка леса под пашню, почти непосильные для слабых женских сил, заботы о приобретении орудий для земледелия, полевые работы – все это способно повергнуть малодушных в пагубное уныние. Но имея живую, крепкую веру, твердое упование на помощь Небесной Заступницы, Матери Божией, монахиня Надежда в течение первых пяти лет приобрела в собственность для Кутузовской обители у князя Звенигородского до тридцати десятин земли, весь необходимый инвентарь для полевых работ.

Помимо об­работки земли занимались шитьем церковных облачений, вышивкой, вя­занием, ткачеством, шитьем обуви, прядением льна. Была построена водя­ная мельница. Существовала своя иконописная мастерская, иконописи сестры обучались в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Мать Надежда выпросила у духовного начальства разрешение устроить при своей молельне алтарь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», где обительский священник ежедневно приносил Бескровную Жертву.

Тяжкие труды и лишения, горести и печали подорвали здоровье сестер-подвижниц. Старшая по возрасту мать Афанасия стала прихварывать и скончалась 24 августа 1871 года. Как раз перед этим она исхлопотала место для сестринского кладбища за алтарем домовой церкви. Смерть духовной сестры произвела сильное впечатление на матушку Надежду, она заболела водянкой. Болезнь сильно ее беспокоила, но матушка терпеливо, без ропота все переносила. Чем немощнее она становилась телом, тем бодрее была духом.

Спустя четыре года после кончины мать Афанасии матушка Надежда уже не могла ходить и так проболела в постели около полугода. На ногах у нее открылись раны, из которых сочилась вода, болезнь протекала чрезвычайно мучительно. Постоянное ожидание смерти, богомыслие, горячая любовь к Богу, крепкая вера и твердая надежда на Его бесконечное милосердие сделали мать Надежду озаренной свыше даром предвидения. Предчувствуя час своей кончины, она пожелала напутствовать себя перед отшествием в вечность святыми таинствами Причащения и Елеосвящения. Опечаленные сестры собрались у постели своей умирающей начальницы, которая благословила каждую и, прощаясь с ними, говорила: «Я поручаю вас Заступнице мира, не плачьте обо мне; живите так, как жили при мне, во всем помогайте друг другу и любите друг друга. Не покидайте Кутузовской обители и молитесь о упокоении моей грешной души. А я, если буду иметь дерзновение, буду молиться о всех вас» … Сестры спросили: «Кого же ты, матушка, назначаешь после себя в управление?» Она сказала, показывая три пальца руки: «Трех… Одна будет управлять вами три дня, другая до шести недель после моей смерти, а третья будет вашей начальницей». Сказав это, Неонилла Борисовна, в монашестве Надежда, тихо отошла в вечность на шестьдесят втором году жизни, 27 января 1875 года, на третий день после обительского праздника «Утоли моя печали». Тиха и спокойна была ее кончина, как кончина праведницы, подвигом добрым подвизавшейся, течение скончавшей, веру соблюдшей и ожидающей суда Милостивого и Всеправедного Судии. Монахиню Надежду, согласно ее воле, погребли рядом с могилкой ее сподвижницы монахини Афанасии. Как на земле, живя вместе, они руководились заветами своего духовного наставника преподобного Серафима, так и после смерти пожелали лежать вместе, ожидая всеобщего Страшного суда.
В1886 году, во время управления обителью монахиней Магдалиной, на­чалось возведение большого каменно­го храма на месте, где Неонилле было видение Божией Матери. Строитель­ство длилось девятнадцать лет. В 1905 году главный престол собора был освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя, правый придел – во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. Одновремен­но с постройкой собора с 1898 года велось строительство деревянного трехпрестольного храма. В 1901 году он был освящен: главный престол – в честь иконы Божией Матери «Уто­ли моя печали», правый придел – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», левый – во имя святителей Николая Чудотворца и Василия Великого и преподобного Алексия, человека Божия.
В декабре 1902 года Кутузов­ская община была преобразована в женский монастырь. К1907 году чис­ло сестер Кутузовского монастыря превысило триста человек. Главными святынями монастыря были икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», икона преподобного Сера­фима и его личные вещи: власяница, поручи, параман и многие другие. В январе 1930 года Кутузовский мона­стырь был закрыт, храмы разграбле­ны, а насельницы изгнаны.

25 декабря 1992 года территория бывшего Кутузовского монастыря общей площадью семьдесят два гектара была передана для восстановления Серафимо-Дивеевскому монастырю, но уже в качестве скита. 20 марта 1993 года сюда прибыли первые пять сестер и разместились в трех кельях бывшего игуменского корпуса, в котором одновременно продолжали жить прежние жильцы. Началась расчистка бывшей трапезной, представлявшей собой одни обветшавшие каменные стены, без кровли, перекрытий, окон и дверей. Как только над зданием была возведена кровля, решили установить над ним крест, чтобы впоследствии устроить здесь домовую церковь.
На это торжество 27 сентября 1993 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста, в Кутузовку съехалось такое количество народа из окрестных сел и деревень, сколько не было впоследствии даже при освящении храмов. Во время водосвятного молебна с акафистом Животворящему Кресту внезапно на безоблачном небе появились две яркие радуги, и были видны в продолжение всего молебна, вплоть до самой установки креста, а затем медленно растаяли, превратившись в три радужных шара. Все увидели в этом
знак благоволения Божия к сему месту.

Поначалу, пока не было своего храма, сестры собирались для молитвы к местным старушкам-молитвенницам, которые несли ежедневный молитвенный подвиг, вычитывая службы по монастырским книгам в то время, пока обитель была закрыта. Сохранились у них лампадка и Псалтирь из старого монастыря.
Исповедоваться и причащаться сестры ездили в Дивеево, за восемьдесят километров, по труднопроходимым лесным дорогам. По праздникам вместе ходили молиться на прудок старца Иоанна.

Иоанн Терентьевич Яшин родился в 1835 году в селе Теплово Нижегородской области. С юности он был движим ревностью богоугождения. Ходил на богомолье в Дивеево, Саров и Киево-Печерскую лавру. Свою жизнь Иоанн Терентьевич посвятил Господу, неся подвиги пустынножительства в дремучем лесу, а затем духовного окормления приходивших к нему за советом.

Последние годы жизни старец Иоанн провел в небольшой келье в лесу, рядом с Кутузовской женской обителью. Он говорил: "Поближе к Неонилле Борисовне". Для кутузовских сестер и мирян старец выкопал пруд, который и сейчас обладает целительными свойствами.

За многолетние подвижнические труды и подвиги, частые и продолжительные молитвенные бдения и лишения Господь увенчал Своего верного раба благодатными дарами.

Упокоился от земных трудов старец Иоанн пятидесяти восьми лет, предсказав свою кончину.
Любили сестры бывать и на святом камешке. Сохранилось местное предание о том, что, еще будучи послушником Прохором, преподобный Серафим, проходя в Муром по этим местам, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что это место будет свято. С тех пор камень стал расти, превратился в большой валун, источая исцеления с верою приходящим.
В июле 1994 года начались работы по восстановлению главного собора, которые были также ознаменованы чудом благоволения Божия: в лучах закатного солнца над собором появились две радуги. 10 мая 1995 года в Кутузовку прибыл ныне покойный Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, для освящения престола домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». На следующее утро им были освящены и пять позолоченных крестов для собора.
На первом этаже трапезного корпуса, как и предполагалось, сделали пять келий для сестер, трапезная и кухня, а с южной стороны к зданию пристроили каменную звонницу. Вскоре был освящен второй придел домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Летом 1997 года закончились работы по наружной отделке собора, он был оштукатурен и побелен. После снятия лесов взору присутствующих величественно предстал белоснежный сказочный собор с новыми куполами и сияющими крестами, словно вознесшийся над необозримым лесным простором. При благоустройстве территории вокруг собора были обнаружены склепы бывшего монастырского кладбища и фундамент первоначальной деревянной церкви. Также были выстроены двухэтажный сестринский корпус, гостиница для паломников, гаражи и другие хозяйственные помещения, устроена артезианская скважина, снабжающая скит водой, и часовня над ней.
13 сентября 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, тогда архиепископ Нижегородский и Арзамасский, освятил главный престол собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя. После он освятил два других престола собора – правый в честь святых Богоотец Иоакима и Анны, левый в честь святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. Собор открыт для богослужений в летнее время, зимой служат в домовой церкви. Службы в скиту обычно совершаются один раз в неделю. Скит снова обнесен кирпичной оградой.
С 2003 года послушание скитоначальницы несет монахиня Серафима (Олийнык). Скитские сестры трудятся на скотном дворе, птичнике и на пасеке, на кухне, просфорне и трапезе, благоустраивают территорию скита, сажают цветы, выращивают овощи на огородах и в теплице, несут другие различные послушания и исполняют молитвенное правило Серафимо-Дивеевского монастыря.
Прудок старца Иоанна и камушек преподобного Серафима по-прежнему являются излюбленными местами молитвы и отдыха сестер и гостей скита. Почти полностью за эти годы удалось восстановить и обустроить монастырское кладбище. У алтаря собора были найдены места могил первоначальниц монахини Надежды, монахини Афанасии, кутузовских благодетелей – князей Звенигородских и служивших в обители священников. В памятные дни почивших на кладбище служатся панихиды.

На престольные праздники в скиту совершаются торжественные службы, приезжают жители ближайших поселков. Несколько десятков жителей районного центра Кулебаки традиционно приходят крестным ходом, с молитвой, иконами и хоругвями. В эти дни скит посещают благодетели и гости. Многие паломники приезжают в скит из года в год, помогают сестрам в трудах и вносят посильную лепту в восстановление и строительство.
В Кутузовский скит часто приезжает настоятельница монастыря матушка игумения Сергия (Конкова). Ее заботами, молитвами и материнской опекой скит продолжает строиться.
Адрес Кутузовского скита Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
607003, Нижегородская область, Кулебакский район, деревня Кутузовка
тел.: +7-904-917-82-64
старшая сестра скита – монахиня Серафима (Олийнык)