Восстановитель балаклавских храмов

Двадцать два года назад, в 1996 году, в наш монастырь привез икону священномученика Климента Римского с частичкой его мощей севастопольский архимандрит Августин (в миру – Александр Половецкий). Она находится в Троицком соборе около мощей преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим имел особенную любовь и почтение к ревнителям православной веры –  священномученику Клименту, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову и им подобным, называя их столпами Церкви.  В пустынке отца Серафима висела икона святого Климента. Именно в день его памяти в 1825 году произошло знаменательное событие в саровском лесу, когда Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму создать Мельничную общинку, из которой выросла наша Дивеевская обитель. Так что этот дар из Крыма, с места кончины священномученика, был особенно дорог для Дивеева.

Отец Августин родился в Севастополе 15 ноября 1955 года. После окончания школы-студии МХАТ поработал художником-постановщиком в севастопольских театрах. Но его душа не могла удовлетвориться сценой. Сам он позднее говорил об этом периоде своей жизни: «Я во многом пытался определить себя, найти что-то в душе, но всегда была неудовлетворенность… Бросил все и ушел послушником в храм св. Николая на Братском кладбище». Александру было тогда 33 года.

В апреле 1989 года он приступил к реставрационным работам в Свято-Никольском храме-памятнике на Братском кладбище и начал прислуживать в алтаре. Уже через три месяца его рукоположили в сан диакона, а в декабре того же года – в сан иерея. С этого храма на Северной стороне города Севастополя началось духовное восхождение отца Александра, а точнее, духовный взлет – семь стремительных лет.

 В апреле 1990 года отец Александр был назначен настоятелем возобновленного храма в честь Собора Двенадцати Апостолов в Балаклаве. В этом пригороде Севастополя на месте древнего храма XII века в советское время устроили городскую свалку и лишь руины указывали на некогда стоявшую здесь церковь.

Не было документов на землю, необходимой правовой и строительной документации, специалистов для восстановления сводов храма, телефонной связи, не было богослужебной литературы, клироса, диакона, пономарей, но церковные службы батюшка совершал регулярно в маленьком домике, временно оборудованном под храм. Отец Александр в то время шутил: «Сам служу, сам пою, сам кадило подаю».

13 июля 1990 года на престольный праздник Собора Двенадцати Апостолов впервые после многолетнего перерыва Божественная литургия была совершена в церковных стенах.

В это трудное время восстановления храма батюшка находил время и для возрождения душ человеческих, поврежденных во времена богоборчества.  Своим прихожанам отец Александр часто говорил: «Господь пасет нас. Господь все управит». Своей глубокой верой, умением войти в контакт с собеседником, личным обаянием, незаурядной шуткой он умел пробудить сокровенную часть души человека, наполненную чистыми чувствами, которая от прикосновения благодати Божией, раскрывалась и приносила добрые плоды.

Не приостанавливая служения, отец Александр занялся сбором архивных сведений о разрушенных, закрытых храмах и монастырях в Балаклаве и Балаклавском районе. На территории  монастырей священномученика Климента Римского в Инкермане, ведикомученика Георгия Победонасца на мысе Фиолент, в селе Флотском он искал следы сметенных с лица земли Божиих храмов.

В 1992 году, получив назначение в Троицкий храм при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре, отец Александр сразу возобновил службу в древней обители, основанной на месте подвигов священномученика Климента Римского. Перед иконостасом, расписанным самим батюшкой, в пещерном храме затеплились лампады.  Вырубленные в скале холодные, темные коридоры осветились горящими свечами. В монастырь вернулись мощи заступника севастопольской земли святого Климента.

Одновременно отец Александр приступил к восстанавлению храма XV века в честь святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском. Опыт работы художника-постановщика помог ему практически за один день из клуба оборудовать храм Божий. Иконостас, церковная утварь, аналои, подсвечники – все было сделано руками батюшки.

Решив полностью посвятить себя служению Богу, 22 августа 1994 года батюшка принял монашеский постриг с наречением имени Августин в честь святого блаженного Августина. Через неделю указом архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря иеромонах Августин (Половецкий) был утвержден наместником Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря и временно исполняющим обязанности наместника Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Храм Двенадцати Апостолов определялся подворьем монастыря.

Началось возрождение самой древней крымской обители – Свято- Георгиевской на мысе Фиолент, основанной в 891 году. По проекту и при  непосредственном участии отца Августина был восстановлен пещерный храм, реставрация которого выполнена безукоризненно, на самом высоком архитектурно-художественном уровне.

В лесу Терновского лесничества отец Августин обнаружил большой земляной вал, заросший травой и мелким кустарником. После обследования он  убедился, что это останки разрушенного Спасо-Преображенского храма.  Со своей необыкновенной настойчивостью отец Августин убедил руководство Терновского лесничества и поселковую власть отдать Богу Божие, и с 1995 года начал восстановительные работы  в Спасо-Преображенском скиту. С властью он говорил: «Ни одна капля не упадет на землю скита, пока не закончим строительство братского корпуса…» И, действительно, вокруг скита дождь лил, как из ведра, а на скит не упала ни одна капля за те несколько дней, что шло строительство.

Продолжая свою неутомимую работу по восстановлению балаклавских святынь, отец Августин расчистил и благоустроил источники в честь святого Иоанна Предтечи и великомученика Пантелеимона на окраине села Оборонное (в древности – греческое селение Камары). В этом селе он нашел место, где ранее стояла церковь в честь великомученицы Марины, но оно уже было застроено. Это не остановило отца Августина: он обнаружил площадку на склоне горы, которая хорошо просматривалась с дороги, и решил здесь строить храм в честь святой Марины.

Как спешил батюшка! Летом 1996 года с его уст не сходило слово: «Срочно!» Все делается срочно! Срочно оформляются документы, срочно завозятся стройматериалы. Его послушники и прихожане недоумевали, к чему такая поспешность? Предвидя свою скорую кончину, батюшка тихо и смиренно говорил: «Ухожу в затвор…»

В конце лета 1996 года ранним утром архимандрит Августин приехал в Дивеево. Помолившись с сестрами на полуношнице, он приложился к мощам преподобного Серафима Саровского. Именно тогда батюшка и привез в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю икону священномученика Климента Римского с частицей его мощей. Пробыв в Дивеево только несколько часов, на обратном пути он заехал в Высоцкий Серпуховский монастырь. Там отцу Августину совершенно неожиданно, самым чудесным образом подарили частичку мощей великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя возрожденной им обители.

В сентябре 1996 года батюшка, взяв с собой иеромонаха Агапита, отправился в Москву для приобретения церковной утвари. На обратном пути ранним утром 13 сентября они трагически погибли в автокатастрофе под Белгородом. Архимандриту Августину было сорок лет, а иеромонаху Агапиту – двадцать.

В день их отпевания тысячи верующих пришли в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь проститься с горячо любимым батюшкой. Службу возглавил архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь, сослужило ему более двадцати священников. Духовный отец архимандрита Августина архимандрит Кирилл (Павлов) был на заупокойной службе и сказал при погребении утешительно и просто: «Души этих иноков созрели для Царства Божия!»

Когда смотришь на хронологию жизни отца Августина, возникает чувство спрессованности времени. Он меньше, чем за три года, восстановил три обители! В единицу времени вложил столько, сколько не по силам обыкновенному человеку.

Под горой на территории  Инкерманского Свято-Климентовского монастыря   стоят два креста над надгробиями. Рядом – источник чистой, родниковой воды. Здесь покоятся архимандрит Августин и иеромонах Агапит.

В цветущем зеленом дворе храма Двенадцати Апостолов в Балаклаве раскинулся бассейн, в котором плавают рыбки, и на каждый престольный праздник расцветает двенадцать белых лилий, насаженных отцом Августином. На мысе Фиолент процветает возрожденная им древнейшая Свято-Георгиевская обитель. Радуют глаз балаклавские храмы, восстановленные трудами батюшки.

Молятся о нем и в Серафимо-Дивеевской обители. В дивеевском помяннике об упокоении в списке благодетелей монастыря записан архимандрит Августин.

Читать также:

Песня, которая учит правильно жить

Есть в народной песне что-то притягательное, правильное, почти забытое и родное. Прежде я их никогда не пела. А тут предложили – и зазвучала песня. Мелодию вели, конечно, Курманкуловы, а я только подпевала: Выйду я на горенку, Посмотрю на зореньку: Не идёт ли мой милой, Сердечный друг дорогой. Сойдёмся, побранимся, Разойдёмся, спросимся. Радостно стало от этого […]

Радость веры

Дмитрий Анатольевич, есть такое мнение, что творчество родственно вере, это так? Если творчество возвращается обратно к Богу, то тогда оно является частью веры. Человек может превратить веру в источник силы, действия. А вера – это открытие? Для меня было открытие. С удивлением, радостью и благодарностью я обнаружил ее в себе и в определенный момент жизни […]

Апостолы Петр и Павел – два пути к Богу

«Петр и Павел, от Рима сошедшися, посетите и укрепите нас», – так говорится в одном из праздничных песнопений, которые посвящены верховным апостолам Петру и Павлу. Эти святые изображаются на иконе вдвоем, умерли в одном месте, но их жизнь и путь к Христу сильно различаются. Петр был простым рыбаком, но знал Христа с самого начала. Павел […]