Песня, которая учит правильно жить

Творчество. Фольклор

Есть в народной песне что-то притягательное, правильное, почти забытое и родное. Прежде я их никогда не пела. А тут предложили – и зазвучала песня. Мелодию вели, конечно, Курманкуловы, а я только подпевала:

Выйду я на горенку,

Посмотрю на зореньку:

Не идёт ли мой милой,

Сердечный друг дорогой.

Сойдёмся, побранимся,

Разойдёмся, спросимся.

Радостно стало от этого совместного пения, от сразу же установившегося взаимопонимания и от того беспечального нрава русского народа, который отразился в задорных песенных словах.

Не знаю, то ли эмоциональный настрой песен так влияет на Сергея Сергеевича и Елену Васильевну Курманкуловых, то ли просто характер у них такой неунывающий, но никакие трудности, а их очень много на фольклорном поприще, их не пугают. Любят они свое дело и стараются, чтобы народная песня органично вошла в современную жизнь.

Разными путями люди возвращаются к песенным традициям своих предков. Елена Васильевна родилась и выросла в Дивееве. В Арзамасском музыкальном училище получила академическое музыкальное образование, а потом поехала в Московский государственный университет культуры просто так, «за компанию». И поступила, единственная из подруг. Там впервые всерьез она задумалась о традициях народной культуры и о том, что этот богатейший пласт национальной самоидентификации необходимо сохранять. Она создала в Дивееве ансамбль народной песни «Дивушка». Это ласковое название перекликалось с названием села и подчеркивало, что состав ансамбля – женский. С получением звания «народного» ансамбль пополнился мужчинами, в связи с чем был переименован в «Диво». Тогда-то в коллектив пришел Сергей Сергеевич Курманкулов, будущий муж и соратник на фольклорном поприще. Работая вдвоем, они стали обращать больше внимания на развитие творческих способностей участников, на укрепление дружеской атмосферы в коллективе. Или, вернее сказать, в коллективах, ведь к тому времени в Дивееве образовался еще и детский фольклорный ансамбль «Печки-лавочки». С детьми работать особенно интересно, ведь в детстве возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, маленькие артисты способны ощутить себя ее носителями и творцами, поэтому Курманкуловы придают работе с ребятишками особое значение. Опыт показал, что для детей, в течение нескольких лет воспитывавшихся на основе традиций народной культуры, приоритетными являются духовно-нравственные ценности – дружба, доброта, честь и достоинство, любовь к родине, уважение к старшим. Они быстрее развиваются эмоционально, более отзывчивы и позитивны. «Те, кто провели довольно-таки большое время в фольклорном ансамбле, выбрали себе путь очень хороший. И врачи, и медики, и преподаватели среди них, кто-то и в храме служит. Я считаю, что занятие фольклором дало им творческий импульс», – так считает Сергей Сергеевич.

Сам он оказался в Дивееве не случайно. На своей далекой родине – в забайкальском городе Улан-Удэ – Сергей Сергеевич впервые познакомился с народной традицией своего края. Как выяснилось, среди его кровных родственников были представители казачества и семейские старообрядцы. Однажды семейская родня привела его в этнографический музей на праздник Троицы, где с хороводом выступал местный фольклорный коллектив. «Я слушал очень внимательно, но буквально пару слов понял из всего хоровода. Тем не менее, мне выступление понравилось, зацепило, что-то родное почувствовал во всем этом».

Сергей Сергеевич поступил в Бурятское республиканское училище культуры и искусств на хореографическое отделение, так как на хоровое не прошел. После его победы на одном из конкурсов песни с ним согласились позаниматься вокалом специалисты. И тогда удалось перевестись на хоровое отделение. Причем он попал сразу к такому человеку, который занимался фольклором, и это Сергей Сергеевич считает своей большой удачей. Со временем он стал заниматься еще и единоборством древней Руси, так как понял, что народные мужские танцы рождались из боя. Через творчество он осознал свое кровное казачество и начал заниматься восстановлением казачьих хуторов. Желая получить Божие благословение на это дело, Сергей Сергеевич сначала оказался в Санаксарах, а после нескольких поездок к мощам преподобного Серафима переехал в Дивеево.

«Диво», «Печки-лавочки», а теперь еще и созданные в соседнем Ардатове ансамбли «Узорица» – для детей и «Уездный город» – для взрослых стали не просто самодеятельными коллективами, но своего рода национальными культурными центрами, местом общения и отдыха единомышленников. Их участники создали множество зрелищных театрализованных программ, задача которых – возвращение фольклора в современную жизнь.

Люди, которые приходят заниматься народным пением, часто раньше нигде не пели, некоторым из них даже говорили, что они петь не могут. Но это не так. Сергей Сергеевич считает, что нет таких людей, у кого нет ни слуха, ни голоса. Петь могут все! Издавна так и было на Руси – пели очень многие, а главное – этому совершенно не учили. Процесс усвоения происходил путем подражания, и люди пели по мере внутренней потребности, а не когда прикажут.

В народных ансамблях люди постепенно привыкают к простым текстам и распеваются, потом репертуар пополняется необработанными песнями с диалектом, огласовками, переходами и связками. Занятия проходят так, чтобы раскрылись способности каждого человека, но при этом происходит слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Дети учатся народному пению по таким незамысловатым текстам, как весенние заклички, наподобие «жаворонок прилети, весну красную принеси». Сначала все дети поют в унисон, вычисляется средняя партия. Потом, когда они припеваются, то сами начинают выстраивать, где им удобнее петь. Задача руководителей состоит лишь в том, чтобы подравнять, утвердить, подкрепить, развить верхние и нижние партии. Так создается многоголосие. Постепенно репертуар усложняется, и добавляются песни подросткового возраста. Дети учатся петь мягко, на «воздушной подушке», чтобы слова накладывались на поток воздуха. Важный момент: в пении-рассказе нельзя любоваться собой. В противном случае возрастает гордыня, исполнение становится жестким, чересчур громким, даже агрессивным, что для народного песенного творчества недопустимо. Взрослые коллективы по степени готовности разучивают разные варианты более серьезных песен – таких как «Черный ворон», «Полно во снежочке», «Чубчик бравый», «Пташка-перепелка».

Курманкуловы ищут исторически точный подход к музыкальной архаике, ездят в этнографические экспедиции по окрестным селам. Дивеево, к примеру, село не песенное, но недалеко от него Курманкуловы нашли такое место, где русская песня все еще имеет немаловажное значение в повседневной жизни. Из поколения в поколение, из уст в уста передавалась она от бабушек к внучкам, так дожила и до наших дней, не потеряв своей красоты и задушевности. Смирновские бабушки отнеслись к гостям доброжелательно, с удовольствием пели разные песни, в том числе полукрестьянские-полуказачьи. Манера исполнения оказалась действительно незаурядной: пение сопровождалось танцевальными движениями, при этом у каждой был свой ритм, свой ход, индивидуальность каждой отчетливо была видна. Смирновские бабушки знали время для потехи и для поста, во время которого не могло и речи быть о пении и танцах. Когда завершались сезонные работы, песенницы собирались на дому у одной из подруг и пели от души. В их песнях будто оживали давно забытые нами слова и понятия. Как будто не ушли они в прошлое, а бытуют где-то поблизости – вот хотя бы за поворотом пыльной проселочной дороги. Там колосится рожь да поет о вечности луговая трава.

Успели услышать, увидеть. Успели записать. Сейчас певческий состав в Смирново уже не тот. Нет в живых многих из тех смирновских бабушек, которые сохраняли живой дух столетий, красоту и задушевность старинных песен.

В ансамблях пытаются повторить этническое пение, и, благодаря этому, старое не умирает, оно живет и продолжается в новом. Поэтому ансамбли Курманкуловых можно назвать этно-стилизованными, этно-сценическими. В песнях, которые они исполняют, сочетаются старинный фольклорный материал и современность, игривость народной песни и народная хореография, оригинальность музыкальной аранжировки, напевность, душевность, удаль и задор народной песни.

Курманкуловы говорят: «Всю свою сознательную жизнь мы посвятили этому делу, и с этой дороги мы не собираемся сходить, потому что именно в традиции выражается национальный дух. Фольклор учит нас же самих, взрослых людей, не столько тому, как правильно петь, а, может быть, даже и тому, как правильно жить».

 

Анна Леоненко, г. Москва

Читать также:

Тихая девственная обитель

Дивеевская история. Монастырь Тихая девственная обитель Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков Вид с колокольни: в центре – Троицкий собор, слева – детский приют, на заднем плане справа – святая Канавка. Начало ХХ века. После прославления преподобного Серафима множество паломников устремлялись в места, овеянные его молитвенным подвигом. Посещая Дивеево, они затем обязательно […]

Как помогают новоначальному послушнику монастырские традиции войти в русло уставной жизни монастыря?

Выступление настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии на заседании круглого стола «Трудности современных молодых послушников и пути их преодоления» в рамках XXVII Рождественских Международных образовательных чтений (г. Москва, 29 января 2019 года) Тема, представленная сегодня на обсуждение за круглым столом о трудностях современных послушников и путях их преодоления не представляется полной без слова об уставной […]

Дивеево в кольце большой стройки

В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению […]