Настала великая жатва душ в России

После революционного переворота 1917 года в Россию приходит голод, формируется бюрократический режим власти, репрессии обрушиваются на значительную часть населения, Русская православная церковь лишается всего имущества и юридических прав, фактически ставится вне закона. Весь мир следит за всеохватывающими социальными переменами в России. А в это время молодой епископ Жичский Николай Велимирович с уверенностью пишет своим корреспондентам о том, что все унижения и страдания, которые переживает Россия, являются подготовкой будущего. В страданиях рождается и закаляется новый дух, который в дальнейшем и поведет страну.

Письмо русскому ветерану, который оплакивает распятую Родину свою

Утешься, братушка дорогой. Христос Воскресе! И мы плачем с тобой, утешься. По Святой Христовой Руси плачем все мы, православные. Но не только славяне и все иные православные. В позапрошлом году сербские паломники оказались на Пасхальной литургии в Назарете. Священник араб совершал тогда богослужение, а также проповедовал. Его проповедь была о Христовом Воскресении и о страданиях русского народа. Плакали арабы, плакали и сербы. А в завершение проповеди священник, утирая слезы, выпрямился и воскликнул: «Но мы, арабы, твердо верим, что будем свидетелями нового воскресения Христова через Россию!» Возникла удивительная сцена: весь народ сквозь слезы громко восклицал: «Аминь! Аминь! Аминь!», – при этом хлопая руками и притопывая.

Утешься, братушка дорогой. Христос Воскресе! Не спрашивай, почему Господь испытывает Россию. Ведь написано: «Кого Господь любит, того и наказывает. И бьет». Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет его в Царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не привязался к тлену земному, к идолам мирским, к обманчивым идолам людских силы, умелости и богатства, к преходящим и болезненным соблазнам.

Без великих избиений православие не пронесло бы истину Божию через столькие пропасти и мраки многих веков и не преодолело бы столь долгий путь с препонами, сохраняя истину и святость в чистоте. Без страданий православие и сто лет не сохранилось бы в чистоте своей. Из девятнадцати столетий оно не имело ни одного в мире и свободе, без гонений, без глумлений, без рабства, огня, страха и ужаса. Другие религии этого не знают. Еретики этого не понимают. Ни один народ, избравший земное царство в качестве идеала счастья, не понимает и не принимает того, что сейчас происходит с православной Россией. Понятно это лишь прозорливым, тем, кто видит вечное и бессмертное Царство Христово как реальность. Однако и прозорливость является дочерью страданий.

Утешься, братушка дорогой, утешься Воскресением Христовым. Не ропщи на безбожников, угнетающих русский народ. Раньше были монголы, теперь иные. Но и те, и другие – идолопоклонники. Монголы поклонялись идолам из материи. Нынешние угнетатели России поклоняются идолу материи. Они поклоняются материи как божеству, индустрии как божеству, телу как божеству и государству как божеству. Они себя называют безбожниками; и правду говорят. И если бы называ­лись идолопоклонниками, тоже правду бы говорили. Но ты, когда речь ведешь о горе русском, не забывай, что угнетатели,’ а не угнетенные, являются теперь самыми несчастными существами на Русской земле. Жалей их, не осуждай. Ибо они иссохнут, как трава, один за одним уходя из памяти, уходя и от власти. Они поденщики Божии, хотя сами этого не осознают. Всю воду, тем не менее, направляют на Христову мельницу: понося Христа, они работают для Христа. Не дано им сейчас это видеть. Но когда устранены будут, как тени, тогда увидят. И зарыдают горько, ибо не получат ничего, кроме проклятия. Ведь поденная плата им отдана здесь, на земле, в виде преходящей силы и власти. А ты не плачь, но радуйся! Настала великая жатва душ в России. В эти дни многострадальный русский народ пополняет рай больше, чем любой другой христианский народ на свете.

Радуйся. Христос Воскресе!

 

Письмо неправославному священнику, который спрашивает, почему Бог карает православную Россию

Уверены ли вы, что нынешние страдания православного русского народа – это кара Божия? Я, признаюсь, не уверен. Смотрите, мы можем ошибаться, если во всяком страдании отдельного человека или народа будем видеть кару Божию. Три Креста на Голгофе вынуждают нас быть осмотрительными при оценке чьих-то страданий.

Разве Христос был распят в наказание? В большом ряду мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих сиятельных праведников и праведниц. Их страдания, конечно же, не были карой. Хотя страдали они за грехи, но не за свои. Как и Тот Безгрешный, Который принял величайшие мучения, был мучим, действительно, за грехи, но не за Свои, а всего рода человеческого. Страдания Святой Руси, конечно же, за грехи, но за чьи? Этот вопрос вы бы должны были поставить. Исключительный знаток Священного Писания, вспомните, как Господь истолковал евреям гибель тех восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская. Он сказал, что не потому погибли они, что были самыми грешными и самыми ви­новными из всех иерусалимлян, но для того, чтобы их гибель предостерегла грешников, бо́льших, нежели они: Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 5).

Самая ли грешная страна Россия, поскольку она терпит страдания, самые тяжкие по сравнению со всеми другими стра­нами? Всему миру очевидны две вещи: во-первых, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; и, во-вторых, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а в среде неправославной. Все остальное – тайна Промысла Божьего. В эту страшную тайну мы не можем проникнуть глубоко. Зато можем сравнивать страждущий русский народ с праведным и многострадальным Иовом, страдания которого были поучительными тогда и поучительны сейчас для многих и многих. В муках России мы можем увидеть Божий знак всем народам, чтобы остере­гались материализма и в теории, и на практике, в мыслях и в делах. Все благородные носители духовности на протяжении всего прошлого столетия доказывали, что теории эти безумны и погибельны.

Однако слова не могли убедить. Оттого и попущен ужас этих теорий на практике. Как некогда Силоамская башня об­рушилась на несчастных восемнадцать человек, так и современная башня всех ложных идей и теорий обрушилась на ве­ликий русский народ. Чтобы род человеческий все увидел и отрезвился от таких разрушительных и душегубительных теорий. Но кто бы решился утверждать, что эта современная башня лжи обрушилась на Россию потому, что она грешнее всех? Ведь и в наши дни мы, о народы и племена, как будто слышим предостережение Христово: если не покаетесь, все также погибнете! (Лк. 13, 5) Кроме этого предостережения Господа нас может вразумить и опыт прошлых времен мира. Ни одна революция не завершается тем, с чего началась. Этому история нас учит. Зачастую то, что революция в начале разрушает и преследует, в итоге доводится до правомочности и триумфа. Это, безусловно, относится и к вере Христовой – гони­мой, однако не изгнанной, поругаемой, однако не поруганной, побиваемой, однако не убитой. А ясно, что и славянская, и всемирная миссия России не в том, что сейчас происходит, но в том, что будет в итоге революции.

В любом случае для всего мира могут быть безмерно поучительными нынешние мучения русского народа в огне. А сам русский народ, конечно же, выйдет из этого огня более святым, сильным и славным, чем был когда-либо. И обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы его загубить, а для того, чтобы из него сделать нечто лучшее. Мы считаем и верим, что Создатель русского народа пустил этот народ в огонь страданий не для того, чтобы его наказать и погубить, а чтобы этим страшным примером другие народы предостеречь и вразумить; его же – русский народ – более прославить пред небом и землей.

Мир Вам и здравие от Бога.

 

Письмо русскому по происхождению К. Т. о русской трагедии

Как русский по происхождению, вы лучше меня должны знать причины ужасной трагедии, которая произошла с русским народом. Но, насколько известно мне, беда в России произошла не по грехам русского народа, а по грехам части русской «интеллигенции», точнее из-за иудаизированной русской интеллигенции.

Вам известно, что русский народ выбрал Царство Небесное тогда еще, когда принимал Крещение при святом князе Владимире Киевском. И этот выбор народ русский не менял до наших дней. А вот русская интеллигенция поколебалась и изменила основные представления о жизни; впрочем, не вся интеллигенция, а известная часть ее.

Еще со времен легковерной царицы Екатерины русская интеллигенция стала делиться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, с идеалом христианской святости как для отдельного человека, так и для всего народа. В другом лагере оказались те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры. Первые видели цель человеческой жизни над всем земным в Царстве вечной духовной реальности – в Божием Царстве. Вторые помещали все цели жизни в пределы времени и в границы телесности. Говоря сербским, косовским языком, можно сказать так: первые выбрали Царство Небесное, вторые – царство земное. И вовсе не удивительно, что те вторые оказались в одном лагере с иудеями, которые еще до Голгофы выбрали царство земное и распяли на Кресте Открывателя Царства Небесного.

Когда Христос благословил и чудесно умножил хлебы и накормил пятью хлебами пять тысяч человек, Его противники, приверженцы земного царства, хотели сразу сделать Его своим царем. Иисус же, узнав, что хотят… нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). Он думал о небесном, они – о земном. Чудом с хлебами Он хотел явить неограниченную силу духовного мира по отношению к материальному, который пассивен и бессилен сам по себе. Однако иудеи поняли все это в материальном плане, из-за чего сущность Христова чуда была потеряна для них. Они хотели сделать Его царем, как своего рода волшебника, который бы освободил их от Рима и создал для них великое земное царство, и только земное. За эти превратные и земные помыслы Господь укорил их словами, сказав им в глаза: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). И действительно, с духовной точки зрения, дьявольским порождением являются все те, кто, потеряв из вида бессмертное Царство Небес, единственной целью и единственным достоянием человека считают исключительно царство земное. Ведь совершенно ясно, что там, где властвует смерть, не может быть конечной цели для человека, независимо, кем и каким бы ни был человек. Ясно и другое: вознаграждение не предшествует службе, а дается за исполненную службу. Исполненная же служба является и окончанием нашей жизни на земле. Значит, вознаграждение дается после смерти. А человеческая служба на этом свете в со­ответствии с пониманием цели жизни может быть троякой: служба Богу; служба Богу и мамоне; служба диаволу.

Лишь первая служба, чистая и ни с чем иным не смешанная, – служба Богу. Две другие – службы диаволу. Русская народная интеллигенция совершала службу Богу, подчиняя при этом все интересы царства земного верховным интересам Царства Небесного, Царства «не от мира сего». Ненародная же русская интеллигенция хотела служить и Небесному, и земному царствам, при этом первое используя как средство для получения второго, поэтому сбылись на ней слова Спасителя: не можете служить двум господам (Мф. 6, 24). Антинародная русская интеллигенция, презирая народ, как «непросвещенную массу», как бесформенную и слепую трясину, хотела вроде бы осчастливить народ укреплением земного царства, отвергая Царство Небесное.

Около двухсот лет шла борьба между этими различными лагерями русской интеллигенции. Проявилась она и в политике, и в литературе, и в искусстве. И, в конце концов, та антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем взяла верх над народной интеллигенцией с небесными умом и сердцем, причем соотношение между ними стало два к одному. Попущением Сил Небесных возобладали и пришли к власти иудаизированные. Они и поныне управляют Россией – Русской землей, но не русской совестью. По слову, которое сказал Господь сатане по поводу искушения праведного Иова: Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2, 6).

Каким бы умным ни выглядел сатана в своих собственных глазах, он глуп во всех своих устремлениях против святой небесной логики. И рука сатаны не коснется души русского народа: Бог не позволяет. И сила иудаизированных в России – это не финал, а лишь прелюдия русской славы. Как в случае с Иовом, так и в случае с Россией сатана безропотно будет служить Всевышнему, Всемогущему, Неодолимому, Победоносному Отцу Света. Об этом свидетельствует и это подтверждает нам иудейская Библия, которую отвергли иудаизированные. Подобно странствующим акробатам иудействующие безбожники ходят на поводу у князя ада от поражения к поражению еще со времен произошедшего со змием в раю по нынешний день. Всегда, исконно и неизменно, их дело – дерзко лгать на Бога, злобно отрицать Небесное Царство и безуспешно строить земное царство. Когда же воссияет свет Христов, их тень в истории, весьма мрачная, будет веками пугать народы и… направлять их к Богу.

 

Письмо православному словенцу из г. Целе о Святой Русской Церкви

Мне очень по сердцу ваша вера в то, что гонения на Церковь Божию в братской России скоро прекратятся. Меня особенно радует, что вы верите в победу истины и добра. Когда вам кто-то сказал, что христианство может быть погребено навеки, как некогда вера древнего Египта, вы мужественно и мудро ответили: «Когда погребается ложь, она погребается навеки, а если погребается истина, она воскресает».

Это правда. Истина жива и во гробе, свободна и в узах, она и в темнице светла, и в грязи чиста. То, что творят сейчас гонители веры на Святой Руси, до них творили многие люди-безбожники и враги Христа. Но они погребли себя навеки, а Исти­не дана возможность воскресать снова и снова. А из мер, используемых нынче гонителями Христа в России, ни одна не нова для Церкви Божией. Все это старо, как прах египетских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона. Римский кесарь Максимилиан преследовал христиан так же, как преследуют нынче московские безбожники наших братьев русских. Так, Максимилиан некогда издал против христиан указы: чтобы в школах дети слышали как можно больше брани, хулы на Христа и Его веру; чтобы распространялись лживые писания против Христианства, особенно полная лжи и всяческих измышлений книга под названием «Деяния Пилата», ее раздавали повсюду молодежи как одобряемую государством книгу для чтения против Христа и христиан; чтобы распутные женщины клеветали на христиан и актеры глумились над Христовой Церковью; чтобы христиан мучили голодом, все продукты на рынках окропляя каждое утро кровью жертв, приносимых идолам, которых христиане гнушались как наибольшей мерзости.

А вы же слышали, что предпринимают ныне против веры Христовой безбожники в России? Как будто проклятый кесарь Максимилиан оставил им завещание! Все то же самое, исключая разве что окропление пищи кровью жертв, приносимых идолам, поскольку московские безбожники не имеют идолов, кроме самих себя. Но, как известно, они тоже истязают голодом всех, кто думает иначе, нежели они.

И где же теперь «слава» императора Максимилиана? А вера Христова распространилась по всему миру. Где сохранилась Римская империя, кроме как на бумаге? А Царство Христово проповедуется, ширится и на той части земного шара, о существовании которой Рим даже знать не знал.

Радуйтесь Господу и победам Его!

 

Святитель Николай Сербский

Из его кн.: Избранное. Минск, Свято-Елисаветинский монастырь, 2004 г.

 

Николай Велимирович родился в 1881 году в многодетной крестьянской семье в небольшом сербском селе Лелич. После окончания гимназии он поступил в белградскую Богословию (семинарию), где сразу же показал себя способным учеником. Дальнейшее обучение проходил в Швейцарии и Германии, в Англии и в России. По возвращении в Белград Николая постигла тяжкая болезнь; после данного обещания посвятить свою жизнь Богу, Святой Православной Церкви и ближним он чудесно исцелился. В монастыре Раковица, неподалеку от Белграда, принял монашеский постриг с именем Николай, а затем и рукоположение. Во время Первой Балканской и Первой мировой войн он был на фронте. В 1920 году состоялось его избрание епископом Охридским, в Македонии. Там, на берегах чудного по красоте Охридского озера он написал книгу «Молитвы на озере», названную современниками второй Псалтирью. В 1944 году епископ Николай Велимирович оказался в концлагере Дахау. После войны он не мог вернуться на Родину и после немалых скитаний поселился в Америке, где продолжил церковную и общественную деятельность. Святитель предвидел трагические для сербского народа события, которые последуют за падением коммунизма и развалом искусственного югославского государственного образования. Отошел ко Господу во время келейной молитвы 18 марта 1956 года. Его похоронили в сербском монастыре святого Саввы в Либетсвилле. Церковное прославление святителя Николая Сербского совершилось 18 марта 1987 года. В 1991 году его святые мощи были перенесены из США в родной Лелич.

 

Фотография на память
(№2 из Триптиха «Русский век»)
2007 г.

Читать также:

Эхо великой войны

«Как-то мне попался социологический опрос студентов ведущих ВУЗов страны, – рассказывает директор Дивеевской Монастырской Православной школы инокиня Наталия (Лялюшко). – Оказывается, большинство молодых людей не хочет оставаться в России, а мечтает работать заграницей, стесняется того, что они живут в России. Захотелось рассказать о героических людях нашей страны». Так по благословению игумении Сергии появился в школе […]

Монашество как призвание: от истоков до современности

Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года) Понятие «призвания» При рассмотрении темы монашеского пути как призвания необходимо прежде остановиться на значении самого слова «призвание» […]

«Ныне – весна душам»

Самое главное событие в жизни каждого христианина произошло в Иерусалиме при Понтии Пилате… Когда мироносицы на восходе солнца шли ко гробу Господню, он уже был открыт, и Ангелы возвещали свершившееся воскресение Христово. Накануне утром первосвященники и книжники просили Пилата охранять гроб до третьего дня, чтоб тело Иисуса не украли ночью и не сказали народу: «Воскрес […]