«Ныне – весна душам»

Самое главное событие в жизни каждого христианина произошло в Иерусалиме при Понтии Пилате… Когда мироносицы на восходе солнца шли ко гробу Господню, он уже был открыт, и Ангелы возвещали свершившееся воскресение Христово.

Накануне утром первосвященники и книжники просили Пилата охранять гроб до третьего дня, чтоб тело Иисуса не украли ночью и не сказали народу: «Воскрес из мертвых».  К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать и поставили стражу. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день Воскресения Христа. Воскресение совершилось при запечатанном гробе. Потряслась земля, Ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас стражей; они убежали, открыв мироносицам и апостолам свободный доступ ко гробу.

Тайна воскресения непостижима. Своим слабым человеческим умом мы понимаем, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати.

Само наименование праздника вызывает у христианина священный радостный трепет. «Слово Пасха, – говорит святитель Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так сей праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий через воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражия и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)».

Это самый древний из всех христианских праздников, так как он начался со времени самого Воскресения Христова.

Это «высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников; это «праздников праздник и торжество из торжеств», которое «столько превосходит все прочие торжества, не только человеческие, земные, но и Христовы, для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды», – говорил свт. Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху.

Превосходство Пасхи над остальными праздниками выражено уже в самом чинопоследовании богослужения. На пасхальной утрени не бывает, например, шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие; не отправляется обычным порядком ни повечерие, ни полунощница, ни часы, и вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие воскресение Христово и Его победу над адом и смертью. Праздник Пасхи обнимает сорок дней; при этом в течение Светлой седмицы богослужения совершаются по пасхальному чину, почти как в сам день Пасхи, а в остальные дни до отдания Пасхи совершаются вседневные службы, имеющие пасхальные особенности.

Вся пасхальная ночь – это свидетельство о том, что Христос жив и с нами, и мы живы с Ним. Вся она – призыв увидеть, почувствовать, принять зарю таинственного дня Царства любви и света. «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует», – поет Церковь. Она ликует в вере, в надежде и в любви. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Христос воскресе! Справедливо сравнивают настоящий день с днем будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда будут плакать те, чьи грехи обличатся; ныне нет между нами печальных.

«Все войдите в радость Господа своего! – говорит святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху. – И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти».

Поглощена смерть победой (1Кор. 15, 54), – воскликнул апостол Павел. И вот, поразительно, необъяснимо сквозь века живет эта победа, эта уверенность, что смерть не есть последняя и страшная правда о жизни, что не может погаснуть любовь, раз вспыхнувшая в человеческой душе, не может в небытие уйти и раствориться в нем единственная, неповторимая, сама в себе несущая свою вечность человеческая душа.

Промыслом Божиим Всеобщее Воскресение людей отложено до конца мира. Но Воскресение Христово для нас есть залог и удостоверение, что оно совершится. Аз живу, и вы живи будете, – говорит Господь (Ин. 14, 19).

Первый приход на землю Христа был для того, чтобы призвать нас к воскресению; второй приход на землю будет – чтобы дать нам это воскресение.

А пока мы веруем в него. Так и в Символе веры говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Вера в Воскресение Христово осмысливает всю человеческую жизнь. И теперь, когда мы знаем, что Христос одержал победу, начинаем осознавать, для чего живем и трудимся, ведь Царство Божие не когда-то придет, оно начинается сейчас, в наших душах. Поэтому все, что мы делаем, должно направляться к нашему воскресению из мертвых.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводил следующее сравнение. Представьте себе, говорил он, что есть человек, который ни разу не видел, как оживает природа весной. И вот если бы такому человеку сказать, что зимний сад, где стоят мертвые голые деревья, где дуют ледяные ветры, где все застыло, покрыто снегом и нет никаких признаков жизни, – если бы ему сказать, что пройдет всего лишь несколько месяцев и этот сад оживет: холод и снег исчезнут без следа, земля украсится цветами и травами, деревья покроются листьями и будут приносить плоды, воздух будет наполнен благоуханием цветов и пением птиц, – если бы ему все это рассказать, то он, конечно, не поверил бы, что так будет. И однако же это чудо совершается на наших глазах каждую весну, просто мы привыкли к нему и потому не замечаем.

У преподобного Серафима Саровского всегда была Пасха. «Радость моя, Христос Воскресе!» – приветствовал он приходивших к нему и весной, и летом, и осенью, и зимой. Почему? Да потому, что он жил пасхальной радостью, он глубоко уверился в присутствии Божием в мире и в реальности иного мира. И другие святые также призывали: «Всегда радуйтесь». А когда их спрашивали, как можно приобрести эту радость, то они отвечали: сия радость происходит от чистоты сердца и от постоянства молитвы.

Протоиерей Павел Павликов, с. Дивеево

Читать также:

Андрей Боголюбский как носитель идеи самодержавия

Идея единоличного самодержавия на Руси домонгольской созревала настолько быстро, что уже при внуке Мономаха могла иметь такого представителя, как знаменитый Андрей Боголюбский. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, второго сына Владимира Мономаха, родился около 1110 года. При кончине деда ему было уже около 16 лет, так что слава Мономахова, еще при жизни знаменитого князя царской греческой […]

Небесная литургия священномученика Серафима (Звездинского)

Вся жизнь священномученика Серафима (Звездинского) прошла под покровом преподобного Серафима Саровского. Девятнадцатилетним юношей чудесным образом он был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. Вместе с отцом принимал участие в Саровских торжествах 1903 года. В монашестве получил имя преподобного Серафима. И в тяжелые 1920-е годы по возвращении из […]

Жить ради Христа

– Обретение мощей преподобного Серафима двадцать лет тому назад и крестный ход с его мощами по сути дела стали знамением возрождения России. Что эти двадцать лет вместили в себя особенно важного, на ваш взгляд? – Эти  двадцать серафимовских лет дали возможность увидеть, как сила Христова, сила Духа Святого, Сам Христос Спаситель, без Которого мы не […]