«ЗНАЕШЬ, ГОСПОДЬ ТАК ПОМОГАЛ…»

Беседа молодой послушницы с монахиней Мелетией (Беляевой), которая начала монашескую жизнь в 1960-е годы в Пюхтице, а последние тридцать лет живет в Серафимо-Дивеевском монастыре.

– Мать Мелетия, вы в каком году родились?

– В 1939-м.

– А когда в монастырь пришли, сколько вам было?

– Может, восемнадцать лет было или двадцать. Точно не помню.

– Как вы решились на это?

– Мы были связаны с батюшкой Митрофаном1 и его слушали. Мама первая узнала его, и мы стали ездить к нему, за 25 километров ездили. Я ж еще в школу ходила, в 4-м классе училась. Вот раз приходит Пасха. Нас предупредили: кто в субботу не придет в школу, того исключим. А я думаю: «Как же, Пасха придет, а я не пойду к батюшке?» Кончилась служба, мама осталась на второй день. И мне батюшка говорит: «Раюшка, останься». Я не послушала его, и в школе нас, несколько девчонок, наказали из-за того, что мы были в храме. А если бы я послушала батюшку, может быть, и сошло все по его молитвам. Хороший был батюшка, он все знал, что творим дома. Он ссылку прошел, к нему чада писали туда письма. И он письма каким-то образом получал и ответ давал им: «Миленькие мои и хорошие мои!» А сам еле-еле жив был. «Один раз, – говорит, – иду с работы, есть хочу – невозможно! Гляжу, на дороге пирог, только что испеченный, пар от него! Я съел и даже не хотел потом неделю есть».

– Этот батюшка вас благословил в монастырь?

– Нет, он уже умер. Я на его могилку почти каждый день ездила, там и пришло мне в монастырь пойти. Когда батюшки не стало, я, как зима и не нужно было работать в колхозе, сразу в Загорск, в монастырь. Иеромонах нам с подружкой там говорит: «Что вы сюда и сюда? Съездите в Печоры». Приехали в Печоры, у них развалился большой скирд с дровами, ни проехать, ни выехать машинам. Мы с подружкой пошли помогать. А там был привратник в воротах, старенький. Он подходит к нам, спрашивает: «Девочки, вы откуда?» Говорит: «Вам бы поехать в Пюхтицы надо! Там так красиво! Дрова там не так складают… Обязательно вам в Пюхтицы надо съездить!» Приехали домой, я работала целое лето, а думала при этом: «Пюхтицы, Пюхтицы… Съездить в монастырь… Пюхтицы… Съездить в монастырь… Съездить».

– Вы приехали в Пюхтицы и сразу попросились в монастырь?

– Я пришла туда, поставила сумку у порога церкви, зашла в храм, гляжу: матушка идет и у нее все благословения просят. Я последней подошла и сразу: «Матушка, примите меня в монастырь!» Она посмотрела на меня и говорит: «А ты петь можешь?» Я говорю: «Нет, матушка, ни разу не пробовала». – «Если б ты могла, я сразу тебя б приняла. Ну, молись Матери Божией, „Успению“». Там была икона чудотворная «Успение Божией Матери». Потом сказали помогать в храме, потому что владыка едет и надо уборку сделать. Я помогала в храме, и потом матушка выходит, и слышу, что про меня разговаривают. Сестры меня похвалили: «Матушка, как хорошо двигается, как хорошо работает». А я была первой в колхозе все время. И матушка стала по-другому ко мне относиться. А потом говорит: «Ну, поезжай, поезжай домой. Ты сначала устройся, поработай где-нибудь в храме, а потом приедешь и посмотрим». Я вернулась домой. Пришла я к батюшке в храм, а он сказал: «Сейчас ты в церкви устроишься, тебе год надо поработать, чтоб дали отпуск. Отпуск дадут тебе маленький тамо, в церкви много тебе не дадут, тебя за это время никто в монастыре не узнает, ты обратно уедешь, и это будет длиться несколько лет. Ехай! Ехай! Молчи и работай».

– Обратно, в Пюхтицы?

– В Пюхтицы. Я поехала обратно и стала работать. Потом время прошло, матушка идет с трапезной. Я подошла и говорю: «Матушка, у меня паспорт нигде не прописанный, как вы благословите, что мне сделать-то? Куда прописаться?» А сестры меня почему-то полюбили, и окружили, и слушают, что матушка скажет. Ну и послала меня к сестре одной, чтоб она прописала в свой дом. И так я осталась.2

Меня почему-то долго не прописывали и поэтому не одевали. И потом, когда прописали, меня одели в связочку.3 Такая она была хорошая, так она мне нравилась, невозможно! Так я ее любила! Один раз заболела гриппом, оставалась на скотном дворе и долго не была дома. А когда сестры пошли домой, я им говорю: «Поцелуйте там мою связку, я так соскучилась по ней!» Мало была я в связке и в камилавке,4 меня скоро в мантию одели, все пошло, прям, как по масличку.

А в мати я не хотела. Потому что сестры вперед пришли меня, и они еще послушники были. А я уже в мантии вперед их. Я не хотела. Перед постригом у нас такой закон: прощаться, у всех просить прощения. И мы прощения просили, ходили. Вот, позвонили в архиерейские покои. Послушник выходит. Сестра, с которой меня постригали, говорит: «Нам Валентину, мы прощения просить пришли». А там уже услышал владыка, выходит и говорит: «Ага, у Валентины пришли просить прощения, а ко мне?» Мы вошли, он нас посадил: «Ну, вы готовы?» Я говорю: «Я, владыка, не готова». Думаю, сейчас он отменит, да и все. А он: «Правильно ты сказала, Раиса, что не готова. Мы никогда не будем готовы».

– И вот вас назвали Мелетией. Почему такое имя?

– Владыка сказал: «Моя постриженица». Мы в один день именинники: святитель Алексий, а также моего святого Мелетия Харьковского в этот день память. Вот, хотел, чтобы я вместе с ним праздновала, и имя такое дал.

– Получается, он вас уже знал хорошо, когда постригал?

– Ну да. Я на разных послушаниях была, а он меня видел. А вот был случай, когда владыка ходил на источник и к нам зашел на скотный двор. Я тогда была там старшей. Владыка очень любил ходить на источник купаться. А там немножко пройдешь – и к нам можно попасть. И они покупались да к нам пошли. Он к коровам зашел, по двору прошел. А у меня закрутки всякие были, и картошку стали для владыки жарить. Его спросили, будет ли он у нас кушать, а он: «Да, я буду. Я тут вот посижу, а вы там готовьте, готовьте». Сел с послушником за трапезу и мне говорит: «Зови сестер!» Я говорю: «Сестры, владыка зовет вас за стол». Не все пошли. Человека три, наверное, пошли. Сидят за столом, все «воткнуты». А он: «Чего боитесь? Давайте ваши тарелки!» Накладывает им картошку, накладывает им помидоры, радостный, веселый. Вот в это время надо смотреть на него: он как отец был, как отец в своей семье. Пообедали и пошли. Матушка Варвара спрашивает его: «Владыка, да где же вы были? Уж хотели идти за вами. На источнике так долго были?!» Он говорит: «Мы на скотном были». А она: «Ой, владыка, да там грязь по уши!» А он: «Матушка! Чистота – идеальная!» Он не глядел на грязь, но на наше сердце. Очень добрый был.

– А с отцом Николаем Гурьяновым вы встречались? Он ведь духовником был у игумении Варвары?

– Когда он, бывало, приезжал, у нас всегда послушание – обед на скотном для него. Матушка приводит батюшку к нам на скотный, все бросают послушания и к нему подходят. И я чувствовала, что он очень во многом меня поддерживал. Я ему никогда не исповедовалась, только слушала и понимала: «Вот, это касается меня. Это касается меня. Это касается меня».

Под нашим домом подвал был большой. В нем комбикорма хранились, и я устроила, чтобы там поставить все закрутки. А дальше выходило на улицу окошечко маленькое и дорога была. И когда мне тяжело станет, я убегу в подвал-то и пою стих:

Душа моя скорбью убита:

И воли Твоей не творю,

И дверь мне спасенья закрыта,

Закрыта дорога к Царю.

Закрыта моими страстями,

А их у меня – целый лес.

Они возрастали годами,

Им место привольное здесь.

Растил я их сам самовольно

Злой прихотью их поливал,

Гонялся за многим раздольем,

Всё сам у себя воровал.

Минуло время немного,

Истратил я всё, что имел.

Виднелась святая дорога

Но я подойти к ней не смел!

Виднелась святая дорога

На родину мне бы домой,

Я прятался в жизни от Бога,

А Бог был всегда со мной.

Любовью Своей благодатной

Везде Он меня настигал,

А мне самому непонятно,

Всегда от Него убегал.

И еще там немножко, что-то я забыла. Вот это я начну петь. А там так отзывается, прям, как в храме, акустика такая.

Вот батюшка, отец Николай, ходит с матушкой по скотному двору. А матушка говорит: «Батюшка, пойдем в подвал, посмотрим, что мать Мелетия там наготовила». Заходят. Матушка ему говорит: «Вот это коровкам. Глянь, там на полках уже банки, закрутки». А он на это и не глядел. Пошел дальше и запел этот стих. И весь-весь пропел. Говорит: «Матушка, какие слова! Плакать хочется!» А я, правда, пою и плачу. И он все это знал.

– А как молились? Какой был распорядок дня?

– На полунощницу также ходили. После полунощницы завтрак был и шли на послушание. Обед уже приносили туда. Когда покос, то сестры уходили рано-прерано, и шли они не вместе, а на расстоянии друг от друга и пока шли до покоса, читали правило. Правило все знали наизусть. Одна рассказывала мне, когда я только поступила в монастырь и ничего не знала, все шли на покос, и она подходит к последней сестре что-то спросить, а та сестра ей сказала: «Девочка, ты нас не беспокой, видишь, мы на расстоянии идем и читаем все. Ты нам не мешай». А мужчины, кто отбивал им косы, бывало, просят: «Вы только пойте!» И сестры идут по лугу, молитвы поют и какие-нибудь стишки. Они поют с радостью, и дядьки тоже радуются с ними. Дружные были. Раньше просто было.

– А литургии у вас были только поздние? Или ранние тоже?

– Нет, всегда одна была. Когда монастырь только начинался, отец Иоанн Кронштадтский был там духовником. Ничего еще не было. И матушка говорит: «Батюшка, а вот этот фундамент от кирхи эстонской как раз подходит под храм». А он: «Нет, развалить до конца, чтобы ихнего ничего не было». Отец Иоанн Кронштадтский любил сестер, он называл их: «Детки мои». Один раз идут сестры и четками вот так махают. Он тихонько: «Подите сюда!» И говорит: «Деточки, четки-то для молитвы, а не для игрушки. В карманчик положите, руку опустите и там четки и перебирайте в карманчике, чтобы вас никто не видал, а четками не махайте!»

– Откуда вы знаете этот рассказ? Из уст в уста передавался?

– Рассказывали, да. Первая матушка наша сама сирота была и сироток воспитывала. Они жили в ограде, не где-нибудь. И их очень жалела. А когда матушка умерла, приюта уже не стало. А одна осталась, уже старенькая при мне была. Когда служба закончится, я ее провожу до кельи. И она мне много чего рассказывала. Одну сиротку одели в связочку и в ряску, а она на подол наступила. Ей кричат другие девчонки: «Маска! Подбери ряску! Ты теперь монаска!» А одна на клиросе пела и вышла канонаршить. И говорит: «Глас вторый». С клироса ей подсказывают: «Четвертый! Четвертый!» Она не поправилась, что четвертый, а говорит: «И еще два!»

– А кушали что сестры?

– Картошка нечищенная была. А с ней – или огурцы, или помидоры, или заготавливали грибы соленые. У всех в коридоре были плитки электрические. Кто хотел, почистит и пожарит картошку, салатик сделает.

– А про сестер что можете рассказать?

– Наши сестры очень трудолюбивые были. Они коровам косили сами, убирали за ними, доили. Дрова заготавливали сами. Лес валили, пилили не электрической пилой, а простой. И сами на лошадях увозили. Зимой-то навозят, а к весне уже тут распиливают, колют и складают. У нас складали не скирдом, а кругом. Высо-о-око складывали!

Все старались, чтобы первыми попасть на послушание. На послушание – бегом-бегом-бегом, все бегут, бегом-бегом-бегом. А с послушания уж идут в развалку.

– Трудно было?

– Знаешь, Господь так помогал… Работалось легко, за благословение, наверное.

Старых сестер слушались, прям, не знаю как. Они очень были справедливые. Один раз я попала с ними работать и как-то мы там ределя5 накрывали. Вешали под ними, что сушить, а макушку над ними накрывали. Три уже старые сестры, еще до войны пришли, а которая накрывала – из молодежи нашей. Эти старшие говорят: «Шура, ты закрываешь так, что промочится». А она оправдывается. Второй раз сказали, третий. А потом переглянулись и не осудили, не сказали: «Вот какие неслушные». Рот перекрестили и хоть бы до вечера слово сказали и кому замечание сделали. Такие смиренные были.

А одной сказал владыка, что она будет благочинной. Идет и плачет, а наша старшая ей навстречу и говорит: «Мать Фотиния, что ты плачешь?» – «Мария, да меня хотят благочинной поставить!» – «Матушка, если тебя не ставить, ты всю жизнь прожила в монастыре, то кого же ставить?» – «Да что я понимаю?! Ведь благочинной надо благочестие сохранить, надо чистоту сохранить. А я кто? Я никто, ничего. Я не могу. Я только всю жизнь прожила в монастыре». А потом Святейший, владыка, наградил ее и еще двоих крестом ко дню рождения. И как он служит, так они оденут кресты, чтобы показаться, что они их носят, а сами их мантией прикрывают. К нему подойдут под благословение, тогда открывают, показывают. Вот такие старые сестры очень были смиренные. От них только учиться.

– А теперь расскажите, пожалуйста, про свою дальнейшую судьбу. Как вы в Дивеево попали?

– Думала, на год поехала за больной мамой ухаживать, а прошло пять лет. Еще одинокую тетю дохаживала, с ней мы в Петербурге в скиту жили. А потом решила в Дивеево съездить. Тут с нашего Пюхтицкого монастыря мать Зиновия и мать Серафима жили в Кутузовском скиту. Я проведать их приехала. Побыла у них тама, а меня, знаешь, как будто кто останавливает: много работы, мало рабочих рук. Там сестры не успевают ничего. Дай, думаю, я помогу им. Осталась на зиму. Был праздник престольный, и матушка приехала туда на праздник. А у меня был апостольник, а сверху я платок надевала. Все подходят под благословение. Посмотрела я, как подходят. Подошла самая последняя. Подхожу под благословение, она: «О! А эта откуда?»

– Это матушка Сергия?

– Да. А я говорю: «Матушка, да я с Пюхтицы сама. А сейчас вот сюда приехала посмотреть». Она больше ничего не сказала, только так спросила и все. Но, наверное, потом обо мне все разузнала. И когда я приехала в Дивеево зубы лечить, благочинная видит, что я без вещей приехала, и говорит: «А что у тебя ничего нету? Матушка хочет тебя поставить к схимнице». Я говорю: «Матушка! Я не умею за схимницей ухаживать! Как это я буду ухаживать за схимницей?!» Она: «Я не знаю ничего. Пойдем к матушке». Пришли к матушке. Матушка говорит: «Я хочу, чтоб ты ухаживала за схимницей». Я стала отказываться, говорю, что не умею. Не знаю, почему так вышло у меня. «Ничего-ничего. Она что будет говорить, то и делай». И повели меня к схимнице.

– Тяжелое ли это было послушание? Что запомнилось?

– Нет, послушание не было тяжелым. Господь мне помогал, и я никогда не чувствовала, чтобы мне было тяжело.

– Не хотелось в Пюхтицы вернуться?

– Нет. Там уж и граница закрылась. Но матушка все равно ждала меня. Мы переписывались с ней. А потом последнее она письмо прислала и фотокарточку свою в нем, а на ней написала: «На память». Меня это письмо, знаешь, в сердце как кольнуло. Думаю: «Почему матушка так написала, будто прощается?» Но, значит, воля Божья. Батюшка мой мне всегда давал читать про батюшку Серафима. Житие и поучения. Все про батюшку Серафима давал. Еще ж я нигде в монастыре не была. А он мне давал про батюшку Серафима книжечки. Так я к нему и попала. Больше ничего не знаю.

«Дивеевская обитель»

1 Схиигумен Митрофан (Никита Михайлович Мякинин), в монашестве – Серафим (1902–1964), родился в селе Марьевка Щучинского (Панинского) района Воронежской области в крестьянской, глубоко верующей семье. В пять лет умерла мама Никиты. Будучи еще совсем маленьким, мальчик задумался над смыслом жизни и постепенно в нем зародилось стремление посвятить себя служению Богу. Он очень любил храм и, когда немного подрос, сам стал приходить на богослужения, а научившись читать, начал петь на клиросе, полюбил духовные книги и особенно жития святых. Образование Никита получил в сельской приходской школе, где проучился три года. В юном возрасте будущий схиигумен Митрофан поступил в Нило-Столобенский монастырь, где был пострижен в иночество с сохранением имени. В обители он пробыл до ее закрытия в 1922 году. После закрытия монастыря инок Никита поселился в селе Михайловка, стал служить в храме – был старостой, стоял за ящиком. Посетив Почаев и Киев, он познакомился с монахом Ксенофонтом (Величко), будущим преподобным Кукшей Одесским, с которым в дальнейшем имел близкое общение и духовную дружбу, а также со схиархиепископом Антонием (Абашидзе), который стал его духовником. Старец, вероятно, тогда и постриг его тайно в монашество с именем Серафим. В 1930-е годы, после рукоположения, началось время его скитания: заключение в Карлаг, служба в различных храмах Воронежской епархии. После назначения в Михайло-Архангельский храм села Ячейка к старцу стали собираться его духовные чада. Здесь его трудами был сформирован большой приход из местных жителей и паломников из ближайших областей. Только из числа жителей села более тысячи человек были прихожанами храма. Под духовное окормление старца приходили монашествующие из закрытых монастырей. В 1951–1962 годах здесь, по сути, образовалась монашеская община из более чем ста монахинь, в которой совершались постриги, выполнялись послушания. Все шли к нему, зная его искусное врачевание немоществующих душою и находя у него мудрый ответ. Всех старец-молитвенник принимал с любовью. 25 декабря 1964 года схиигумен Митрофан мирно отошел ко Господу на 63-м году жизни. Перед смертью отец Серафим принял схиму с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского. Когда отец Серафим, прощаясь, благословлял всех в последний раз, то велел своей келейнице раздать все его вещи, все до последней, какие она только сможет найти, но вещей почти никаких не оказалось. Да и то, что отыскали, было простенькое, скромное, даже шерстяной одежды не обнаружили – лишь поплиновые подрясник и рясу.

2 Мать Мелетия потом добавила, что с пропиской дело обстояло сложно. Чтоб прописать сестер, владыка воспользовался следующим случаем. Один раз был запрос на десять сестер в Иерусалим. Перед отправкой за границу нужна была оформленная прописка, и владыка велел оформить ее на двадцать человек. Таким образом документы готовились на всех, а в Иерусалим поехали только десять человек. Мать Мелетия попала под этот случай и так получила прописку.

3 Связочка – остроконечный головной убор, в который в некоторых монастырях одевают новоначальных послушниц.

4 Камилавка – головной убор круглой формы. Тот, над кем было совершено «последование на одеяние рясы и камилавки», считался причастным монашескому званию.

5 Ределя – деревянные полки в несколько рядов, устроенные для просушки.

Читать также:

Тишина присутствующая

О великом музыканте и дирижере Евгении Александровиче Мравинском (1903–1988) написаны сотни страниц – серьезные музыковедческие труды, вдохновенные эссе, восторженные рецензии. Но ни одно из этих произведений не способно столь же полно представить нам эту выдающуюся личность, как его дневниковые записи. Из них, конечно, можно вычитать какие-то факты, касающиеся музыкальной жизни Советского Союза прошлого столетия. Но […]

Саровские подвижники

«Сильное и глубокое впечатление производит Саровская пустынь на православного богомольца всем вообще строем своей внутренней жизни, молитвенно-трудовой, подвижнической, святой», – делился своими впечатлениями паломник начала ХХ века. Саровский монастырь, известный в православном народе как «суровый Саров», обязан был такому наименованию своему суровому общежительному уставу. Этот устав менял людей, приходивших в обитель. Желающие принять постриг включались […]

Матушка Манефа

Со Святой Земли никогда не уезжают насовсем. В нас остается глубокий след, запечатлевшийся в душе, сознании и сердце. Мы не расстаемся с людьми, с которыми мы там познакомились, которых узнали, как своих сродников во Христе, и которых мы полюбили такой любовью, несмотря на то, живы ли они, или уже скончались в момент нашего отъезда. Молитвой […]