2 октября 2022 года

«Верою, терпением и кротостию первым христианом уподобилися суть»

Сегодня в Казанском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря отмечается престольный праздник придела Новомучениц Дивеевских. Этот придел посвящен дивеевским преподобномученицам Пелагии и Марфе (Тестовым), Ксении (Черлиной-Браиловской) и преподобноисповеднице Матроне (Власовой). Здесь накануне и в сам памятный день клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Сергий Ериськин совершил всенощное бдение, молебный канон Пресвятой Богородице с водосвятием и раннюю Божественную литургию.

Подвиг новомучеников дорог тем, что является ответом, как исполнять заповеди Христовы сегодня, в современном мире. Через близких по времени святых нам передается опыт Церкви, преемство духовного делания, сохраняется связь эпох, благодаря чему пишется Священная История.

Целью богоборцев кровопролитного XX века была Православная Русь с ее христолюбивым народом. Время установления государственного террора повлекло за собой разорение в 1927 году Серафимо-Дивеевского монастыря. Накануне разгона, в праздник Воздвижения Креста Господня, священномученик Серафим (Звездинский) после Божественной литургии в домовой церкви «Всех скорбящих Радость», обращаясь к сестрам, сказал: «Сейчас каждому из нас поднесена чаша, но кто как ее примет. Кто только к губам поднесет, кто отопьет четверть, кто половину, а кто и всю до дна выпьет». Это пророчество коснулось всех насельниц монастыря, сохранивших верность Христу и родной обители. Многие из них прошли тюрьмы, лагеря и ссылки. Из дивеевских сестер, совершивших в страшную годину испытаний подвиг стояния в вере, четыре прославлены в лике святых – преподобномученицы Марфа, Пелагия, Ксения и преподобноисповедница Матрона.

Родные сестры Марфа и Пелагия (Тестовы), арестованные в 1937 году, окончили свой земной путь в Карагандинском лагере. Они скончались вследствие тяжелых работ, нечеловеческих условий существования и болезней. В том же году в Карлаге вместе с несколькими священнослужителями за «нелегальные моления и антисоветскую агитацию» была расстреляна монахиня Ксения (Черлина-Браиловская). Не миновала лагеря в Караганде и инокиня Матрона (Власова), проведшая в тюрьмах и лагерях восемнадцать лет.