7 января 2021 года

Рождество Христово

«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангелы и человецы духовно да торжествуют: яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим».

Так торжественно поет сегодня Святая Церковь, возвещая всему миру радостную весть о Рождестве Господа.

Совершилась величайшая тайна Воплощения – рождение во плоти Единородного возлюбленного Сына Божия. Рассеялся мрак греха, и Солнце Правды озарило землю. Скорбь сменилась радостью. Этой духовной радостью полны и наши сердца в праздник Рождества Христова. С вифлеемскими пастырями поклонимся Ему, с волхвами принесем в дар свои любящие сердца и с Ангелами воспоем хвалебный, благодарственный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение!»

В воплощении Слова Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обо́жение человека. «Слово воплотилось, чтобы мы обожились», – говорил святитель Афанасий Великий. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими», – сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.

И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах.

В Серафимо-Дивеевском монастыре на праздник Рождества Христова вечерние богослужения состоялись в Троицком и Преображенском соборах и в храмах Рождества Христова и Державной иконы Божией Матери. Начиная с двенадцати часов ночи, совершались литургии: четыре ночные и одна поздняя.

Рождеству Христову посвящен первый храм девичьей Мельничной обители, которую основал в Дивееве преподобный Серафим, и поэтому с 1829 года в нынешний день в Дивеевской обители отмечается престольный праздник.

В церкви Рождества Христова служились параклис с водосвятием, как и положено на престольный праздник, и ночная Божественная литургия, после которой − крестный ход вокруг храма.