14 января 2022 года

«Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества»

Сегодня Младенец-Христос был обрезан, и старец Иосиф нарек Ему имя Иисус, поскольку так Он был назван «Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2, 21).

В еврейском народе обрезание символизировало не только завет между Богом и человеком, но и искупление прародительского греха. Оно было ветхозаветным прообразом Крещения, и Господь принял его, чтобы явить Себя возобновителем Завета, а не его нарушителем.

Но почему же так глубоко смирился Спаситель? Потому что слишком велика была человеческая гордость. Непослушание лечится послушанием, а гордость исцеляется смирением.

Праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, были отмечены в Серафимо-Дивеевском монастыре архиерейским служением. Позднюю Божественную литургию в Успенском храме Благовещенского собора возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужил митрополит Роменский и Бурынский Иосиф. Украшением богослужения стало попеременное пение двух хоров: сестринского и школьного.

На запричастном стихе протоиерей Михаил Поройков поздравил всех молящихся с Обрезанием Господним и подчеркнул, что каждое событие из жизни Спасителя является для нас ценным и назидательным.

Проповедник отметил, что в нынешний праздник в храме собралось много детей, которые делают свои первые шаги к Богу. Через послушание закону Божию и Матери Церкви эти юные прихожане смогут наследовать Небесное Царство, о котором Господь не раз говорит в Святом Евангелии. «Блажен тот, кто с детства навыкает молитве», – сказал батюшка. К детям Господь благоволит особо: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

Отец Михаил обратил внимание всех на то, что именно в нынешний день Господь получил Свое имя и открыл его нам. В день Его обрезания люди в первый раз назвали Сына Божия Иисусом, как Он наречен был Гавриилом в Назарете. Однако там одна только Дева услышала от архангела это имя, а здесь его произносит Иосиф, повторяет Дева, слышат пастыри и волхвы разносят по всей земле. И мы имеем великий дар от Бога произносить Его великое имя. В своем послании к римлянам апостол Павел пишет: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13), и мы в скорбях и радостях взываем к Нему: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», «Иисусе Сладчайший, спаси мя».

Опыт святых отцов, как святитель Василий Великий, чей подвиг мы сегодня вспоминаем, как преподобный Серафим Саровский, и многих других свидетельствует, что непрестанное призывание имени Господнего является кратчайшим путем ко спасению.

По окончании Божественной литургии настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия от всей монастырской семьи сердечно поблагодарила архиереев за вознесенные ими молитвы в первый день новолетия. Матушка Сергия пожелала, чтобы Господь молитвами Царицы Небесной, преподобного Серафима Саровского, всех Дивеевских святых и святителя Василия Великого укреплял митрополитов Георгия и Иосифа в несении архипастырских трудов и преподнесла им просфоры и иконы преподобного Серафима Саровского. Примечательно, отметила игумения Сергия, что Новый год начался богослужением в Успенском храме Благовещенского собора, и выразила надежду, что благоукрашение нового собора завершится в ближайшее время.

Рождественский подарок митрополиту Георгию подготовили учащиеся монастырской православной школы: ребята исполнили стихи и песни, посвященные родившемуся Младенцу-Христу.

Глава Нижегородской митрополии поблагодарил школьников за поздравление и сказал, что они – счастливые люди, поскольку имеют возможность получать в школе духовное воспитание.

Митрополит Георгий выразил благодарность игумении Сергии за добрые слова, просфоры и иконы. В своем святительском слове правящий архиерей напомнил житие святителя Василия Великого и отметил его самые важные труды и подвиги на благо Церкви Христовой.

Святитель жил в IV веке, в эпоху между Первым и Вторым Вселенскими Соборами. В ту пору ариане смущали народ своей ересью, что Христос не является истинным Богом, а человеком, отмеченным особым дарованием. Их сердце не могло вместить, каким образом в Господе одновременно соединяется Божественное и человеческое. Святитель Василий был, как отметил митрополит Георгий, почти единственным епископом, сохранившим в IV веке правую веру. Он вел переписку со многими архиереями других стран, что и дало добрые плоды уже после его праведной кончины: когда отцы Церкви собрались отовсюду на Второй Вселенский Собор, они были удивлены, что их взгляды на вероисповедание полностью совпадали друг с другом и учением святителя Василия. Так потрудился угодник Божий над сохранением в чистоте веры Христовой.

В заключение своего слова митрополит Георгий тепло поприветствовал владыку Иосифа, прибывшего из братской Украины на празднование памяти преподобного Серафима Саровского.

Митрополит Иосиф поделился своей радостью, которой наполнено его сердце в святые Рождественские дни и пожелал, чтобы Младенец-Христос всегда рождался в нашем сердце. Глава Роменской митрополии поблагодарил Господа за возможность совершить общую молитву в нынешний праздник с митрополитом Георгием и отметил, что сегодняшнее предстояние Господу еще раз засвидетельствовало, что границ между Россией и Украиной нет. Владыка Иосиф пожелал митрополиту Георгию и дальше так же неустанно молиться и трудиться Господу, подавая тем самым всем добрый пример служения Богу.