20 ноября 2022 года

День памяти священномученика Михаила Дивеевского

Восемьдесят пять лет назад, 20 ноября 1937 года, мученически завершил свой земной путь протоиерей Михаил Гусев. Священника расстреляли накануне праздника его небесного покровителя – Архистратига Михаила.

В 2001 году Русская Православная Церковь включила протоиерея Михаила в Собор новомучеников и исповедников, а в январе 2009 года архиепископ (ныне – митрополит) Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил в честь братьев священномучеников Михаила и Иакова, пресвитеров Дивеевских, северный придел храма Рождества Христова Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь в памятный день клирик Серафимо-Дивеевского монастыря игумен Серафим (Дубровский) совершил всенощное бдение, параклис с водосвятным молебном и раннюю Божественную литургию.

Священномученики Михаил и Иаков Дивеевские были сыновьями протоиерея Иоанна Гусева. Как большинство дивеевских священников они приходились родственниками протоиерею Василию Садовскому, духовное становление которого происходило под руководством преподобный Серафим Саровский.

С приходом большевистской власти отца Михаила дважды арестовывали. Первый раз – на Рождество Пресвятой Богородицы в 1927 году, когда пришло известие о закрытии монастыря.

Накануне второго ареста батюшке предлагали отречься от сана, угрожали неприятностями для родных, тюрьмой, но священник оставался непреклонен. 31 августа 1937 года ему предъявили ложное обвинение в организации контрреволюционной церковно-фашистской группы.

Как и все арестованные, батюшка подвергался тяжелым унизительным допросам, на которых требовалось признаться в несовершенных преступлениях, оклеветать невинных людей, пойти на сделку с власть имущими. Отец Михаил до конца оставался верен Богу и своей совести. «Признаться мне не в чем», – сказал он следователю. Своей супруге, матушке Нине, он оставил записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…» Отцу Михаилу было сорок семь лет.

Семья батюшки долгие годы ничего не знала о его участи и надеялась, что он жив. В 1956 году близкие получили письмо, где сообщалось, что отец Михаил скончался в 1943 году от дистрофии. Впоследствии его дочь Мария Михайловна Никулина все же узнала правду о мученической кончине своего отца, погребенного вместе с десятками тысяч расстрелянных в общей могиле на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.