Звон монастырских часов

24 июня 2014 года, накануне праздников преподобной матушки Александры и Собора Дивеевских святых, в Серафимо-Дивеевском монастыре часы, установленные на колокольне, каждые четверть часа стали вызванивать мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было устроено в старину. О том, что до революции существовала такая традиция, сохранилось дивеевское предание. В Сарове с колокольни звучала более суровая мелодия: «Кто тебя избежит, смертный час».

В советское время монастырские часы в Дивееве замолчали, их сняли с колокольни, на верхнем ярусе которой была помещена телевизионная антенна. Новые часы изготовил в 2003 году, к 100-летию прославления преподобного Серафима, калужский часовщик Александр Георгиевич Красников. На самом деле, по профессии он инженер-экономист путей сообщения, но к финансовой сфере сердце у него не легло, он ушел на производство, потом стал главным инженером в одном из калужских проектных институтов. Любимым делом Александра Георгиевича было и остается изготовление и ремонт часов, сначала комнатных, а потом и башенных. И, несмотря на то, что идет ему уже восьмой десяток, на башни и монастырские колокольни он поднимается легко по несколько раз в день.

Началось с того, что однажды по своим чертежам Александр Георгиевич изготовил в порядке эксперимента свои первые башенные часы и предложил их на колокольню в Оптину пустынь. По ряду причин в Оптиной их не смогли установить, нет там часов и сейчас, хотя в прежние времена монастырской братией были «устроены часы боевые». Про Красникова узнали в Троице-Сергиевой лавре, и тогдашний эконом, ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, пригласил его посмотреть лаврские часы, которые начали плохо себя вести. Минутная стрелка была, скажем, на двенадцати, а часовая где-то между тремя и четырьмя часами. Александру Георгиевичу тогда вспомнились слова, сказанные наместником лавры Екатерине Второй: «Матушка, часы отдыхать стали часто, а нужны хорошие, дабы порядка было больше». И он взялся за работу. Недалеко, в Подмосковье, нашли Перловский завод энергетического оборудования, на котором изготовили необходимые детали, и за два года восстановили часы.

Успех настолько окрылил Красникова, что он ушел из проектного института, устроил в подвале мастерскую и полностью посвятил себя часовому делу. Те годы запомнились многим сильнейшей инфляцией, любое начинание было очень рискованным. Но работа пошла успешно. Александр Георгиевич изготовил трое часов для Украины, в том числе ‒ для Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Донецкой области. Теперь его изделия есть и в Белоруссии, и в Нижнем Новгороде, и в Чувашии и в родной Калуге ‒ больше десятка башенных часов.

Вес дивеевских часов – около 200 кг, да еще три гири весят по 150 кг. Часы – это сложный механизм, состоящий из алюминиевой рамы и стальных осей, валов и шестерней.

С 2003 года дивеевские часы вызванивали мелодию, составленную игуменом Михеем (Тимофеевым), на тех колоколах, в которые звонили к службе. В 2013 году четыре колокола для часового звона были специально заказаны в Москве на заводе «Литекс». Колокола – так называемые зазывные, звук у них высокий. Часы имеют три механизма. Центральный – это ход, который отвечает за время и выводит его на циферблат. Каждые пятнадцать минут специальные рычаги заставляют работать второй механизм, который включает четверти, перезвоны. С них осуществляется переход на третий – который отвечает за звон на каждый час.

Интересно, что английское слово clock (часы), латинское clocca и ряд сходных слов в других языках первоначально обозначали не часы, а колокол. Дело в том, что самые первые башенные часы не показывали время на циферблате, а производили сигналы боем в колокол. Такие устройства были востребованы в монастырях, где колокольный звон должен был возвещать монахам о времени работ или молитвы. И сейчас подобные старинные часы сохранились  в Англии и Франции – с боем, но без циферблата. Они имеют простое устройство и часто снабжены механическими украшениями ‒ жакерами. Это специально изготовленные подвижные человеческие фигуры. Так, например, на йоркских кафедральных башенных часах XV века жакемары представляли собой фигуры Гога и Магога.

Первые башенные часы появились в 996 году. Они были водяными, их создал монах Габерт. И только спустя триста лет часы стали механическими. В России первые башенные часы появились в 1404 году. Они были изготовлены монахом афонского монастыря Лазарем Сербиным и по приказу князя Василия I установлены на стене великокняжеского дворца в московском Кремле. У этих часов была только одна неподвижная стрелка, вокруг которой вращались диски с циферблатами, показывающими дневное время и расположение планет. Специально обученный человек каждый час бил по колоколу молотом. Работали они 217 лет и показывали время только днем. В конце XV века при Иване III на трех кремлевских башнях появились куранты ‒ башенные часы с музыкой. О них сообщала летопись: «Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные, и не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено».

Начиная с XVI века, во многих российских монастырях стали устанавливать на колокольнях часы со звоном. Для верующих часы ‒ это всегда напоминание о вечной жизни и о том, что готовиться к ней надо здесь, на земле. И звон часов вновь и вновь учит нас ценить и беречь свое время, посвящать его Богу и, конечно же, радоваться наступлению каждого нового дня.

Дивеевская обитель

Читать также:

Вера, действующая любовью

На Пятницком кладбище в Москве, на так называемом дивеевском участке, среди могил сестер Серафимо-Дивеевского монастыря похоронены протоиерей Иоанн Потапов и его супруга Нина Никаноровна Казинцева. Отец Иоанн Потапов принадлежал к тому поколению православных интеллигентов, которые в годы воинствующего государственного атеизма сохранили и приумножили талант веры и в послевоенное время вышли на открытое служение Матери Церкви. […]

Кто умен?

Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Истинно […]

Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении

Доклад насельника Нижегородского Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Антония (Перова) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22 ноября 2018 г.) Совсем недавно, в июле 2018 года, на круглом столе в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга обсуждалась тема: «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». В приветственном слове к […]