Призыв к покаянию

Проповедь настоятеля нижегородской церкви во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги протоиерея Василия Спирина, произнесенная в Субботу пред Богоявлением и в день преставления преподобного Серафима Саровского на Божественной литургии в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря
(15 января 2022 г.)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний день, возлюбленные о Господе братья и сестры, на языке церковного устава называется Суббота пред Богоявлением, т. е. перед праздником Крещения Господня. Этот праздник мы будем отмечать через несколько дней. Но уже сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из третьей главы Евангелия от Матфея, в котором говорится о проповеди Иоанна Крестителя.
С детства живший в иудейской пустыне, носивший одежду из грубой верблюжьей шерсти и питавшийся акридами и диким медом, пророк Божий был строгим подвижником, воспитавшим в себе твердый характер, мужество и нетерпимость ко всякому греху и всякой неправде. С ранних лет Иоанн знал о своем предназначении – быть тем, о ком когда-то сказал пророк Исаия: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис 40, 3). Таким гласом вопиющего и призван был стать Предтеча Господень. Он ждал лишь особого указания Божия, и когда это указание было ему дано, он вышел из пустыни в населенные места и провозгласил в кратких и емких словах Божий призыв к народу израильскому: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Для внявших его призыву и решившихся исправить свою жизнь, Предтеча Господень совершал обряд погружения в воды реки Иордан, который сейчас мы называем «Ианновым крещением». Многие, как говорит евангелист, приходили к Иоанну на Иордан креститься от него. И для всех пророк Божий находил слова наставления, не имея ни к кому лицеприятия: и простому народу, и мытарям, и воинам. Он жестко обличал лицемерие фарисеев и саддукеев, которые считали, что Божии обетования принадлежат им просто по праву происхождения от Авраама. Но Иоанн их, потомков Авраама, называет порождением ехидниным, то есть змеиным отродьем, а на счет потомства Авраамова говорит им, что Бог из камней может воздвигнуть детей Аврааму.
Можно сказать, что Предтеча Христов делает важное духовное открытие: первый в своем народе он утверждает, что благословения Божии передаются не через плотское рождение, не по происхождению от Авраама, а исключительно по вере в грядущего Мессию-Христа и через исправление своей жизни по заповедям Божиим.
Борец со всяким нечестием, Иоанн Креститель обличал царя Ирода Антипу за греховное сожительство с чужой женой и за это принял мученическую смерть. Его служение для Церкви Христовой стало прообразом монашества. Святые отцы и подвижники благочестия видели в Иоанне Предтече первого монаха, первого отшельника и первого строгого подвижника. С самого своего появления православное монашество считало Предтечу Христова покровителем всех девственников и постников, всех, кто отрекся от этого мира, лежащего во зле, ради правды Божией.
Именно поэтому так почитал Иоанна Крестителя преподобный Серафим Саровский, память которого мы совершаем сегодня. В подвиге этого святого земли Русской можно увидеть многое от служения Иоанна Крестителя: и пустынножительство, и строгий пост, и самую скромную жизнь, полную болезней и лишений. Пусть преподобный Серафим не обличал открыто лицемерие современных ему книжников и фарисеев и нечестие сильных мира сего, он тем не менее делал это самой своей жизнью. Его жизнь уже была обличением для всех, отступивших от правды Божией, и утешением для всех, кто этой правды искал. И конечно, их сходство заключается в том, что оба они проповедовали миру Христа. Миру, который во все времена нуждается в Спасителе.
Сегодня, вспоминая и проповедь Иоанна Крестителя, и жизненный подвиг преподобного и богоносного старца Серафима еще и еще раз прислушаемся к их призыву к покаянию. Осознáем, что мы еще не положили начало исправлению нашей жизни по заповедям Божиим. Вспомним строгое предупреждение, когда-то сказанное пророком Божиим Иоанном Предтечей: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Неужели мы хотим себе участи сухого бесплодного дерева, особенно имея рядом жизненный пример преподобного Серафима Саровского? Пламенный Серафим возрождает наши сердца, нашего внутреннего человека своим смирением, своими кроткими наставлениями, своей пламенной молитвой. Нам остается лишь возблагодарить Господа за то, что Он дал нам, немощным в вере и слабым в подвиге, таких молитвенников и заступников, и воскликнуть от всего сердца: «Дивен Бог во святых Своих»! Аминь.

Читать также:

Время Великой Субботы

В молитвенной практике ранней Церкви, которая живет и ныне в православном богослужении, две важнейшие составные части ежедневного богослужебного устава особенно ясно выражают «пасхальную веру»: это церковное переживание появления света ранним утром и заход солнца вечером. И в том, и в другом случае структура литургической молитвы имеет эсхатологический характер. Это не просто воспоминание о событии уже свершившемся, но в то же время это всегда и некое «нарастание эмоционального напряжения», направленность на грядущие события, цель […]

Мой римский Антошка

Антошка был воспитанником Симферопольского детского дома, которому мы с мужем помогали как волонтеры. Я познакомилась с ним в 2010 году, а в 2011 он стал моим крестником. Я сама предложила ему стать его крестной мамой, а он согласился. В младшей группе детдома была хорошая усыновляемость, особенно охотно брали в семьи мальчиков, поэтому приезжая к ребятам […]

Преемственность архитектурных традиций

– Ансамбль нашего монастыря удивительно органичный, выполненный в одном ключе. В нем нет резких контрастов стилей, начиная с Казанского собора и закачивая последними постройками. Все очень гармонично дополняет друг друга. Так стала делиться своими наблюдениями послушница Серафимо-Дивеевского монастыря, архитектор по образованию. Мы решили всмотреться в архитектурный комплекс нашей обители. Это желание возникло не потому, что  […]