Благословение и послушание – благодать Божия

Выступление митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели.

Святые отцы говорили, что послушание превыше поста и молитвы. Это не просто красивые слова. Послушание имеет прямую связь с богословием, с благословением, исполнять которое иногда весьма не просто. Но способность идти по этому пути, превозмогая себя, – это есть настоящее духовное возрастание. Если нет добродетели послушания, никогда мы с вами духовно не вырастем. Возмущение монаха против благословения игумена по сути своей является возмущением против Бога. И наоборот: смиренное послушание воле игумена ради Христа призывает благословение Божие и Божию помощь даже в самых, по-человечески, казалось бы, безнадежных начинаниях и делах. Послушание и благословение – это два колеса телеги нашей монашеской жизни – они рядом идут.

Благословение и послушание – благодать Божия. А где жизнь строится по своеволию и без послушания, – там нет и благодати Божией. Даже если что-то не совсем правильно делается, Господь, видя нашу немощь и желание жить по послушанию, всё покрывает. Вспомним слова молитвы: благодать Святого Духа всякое немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Игумен, ожидающий послушания ему братии, сам должен иметь навык послушания и являть его своему епископу. Если игумен или игумения сами не способны выполнить благословение по послушанию, то и их никогда не будут слушать братия или сестры. Потому что через личный подвиг игумена или игумении призывается благословение Божие на всю монашескую общину. В противном случае туда приходят волки и расхищают эту общину.

В миру, особенно в настоящее время, когда часто злоупотребляют свободой, злословие в адрес начальства и ропот на власть являются своего рода добродетелью. «Перемыть кости», всех осудить и рассказать, как неправильно кто-то живет, – это уже некий признак хорошего тона, без этого даже как-то и неприлично жить. К сожалению, зачастую это касается и церковной среды, и собственно монашеской.

Стихии мира сего противны духу христианства и губительны для монашества. Мотивация монашеского послушания – не человекоугодие, не страх перед священноначалием, не равнодушие, не выгода, а смирение перед Богом. Господь через людей совершает наше спасение. Аминь! Спасибо!

Free Download WordPress Themes
Download WordPress Themes
Download Best WordPress Themes Free Download
Premium WordPress Themes Download
download udemy paid course for free
download redmi firmware
Free Download WordPress Themes
udemy paid course free download

Читать также:

Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских

Page synchronized. Edit page only on site Tilda.cc Download WordPress ThemesDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress ThemesDownload Nulled WordPress Themesfree online coursedownload intex firmwarePremium WordPress Themes Downloadudemy course download free

Созерцатели света Божественной славы

Преображение случалось в истории человечества не один раз. Естественно, это конкретное преображение произошло однажды, когда Христос хотел укрепить веру Своих учеников перед распятием, но оно повторяется, и святые испытывают его во все времена. Мы молимся Богу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный». На Святой Горе, в отдаленных келлиях и в общежительных монастырях, подвизаются […]

Архиерей на горнем месте

Когда при конце Трисвятого поется «слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тогда архиерей берет возжженное трисвечие, означающее, что споклоняемый со Отцем и Духом Иисус открыл нам светлое таинство Святой Троицы. С трисвечием архиерей восходит на священное сопрестолие и благословляет народ, показуя, что Бог в трех Лицах есть един по естеству, каким Он и явился […]