Муки рождения

«Сын Человеческий» – не только для будущих или настоящих поколений, но и прошедших: для всех времен, всех мест и народов.

И еще: «Я с вами страдаю, ибо вы – Мои, а Я – ваш». По состраданию пришел, оставив небо; по состраданию взял на Себя ваши грехи; по состраданию – пострадаю за вас и буду умолять Отца Своею жертвою. Следовательно, в этом слове и искупительный смысл.

Но есть нечто и чрезвычайное у Сына Человеческого (по сравнению с подобными именами): Его связь с каждым человеком такая тесная, какой не может быть в мире, – даже между родными братьями, – и лишь отчасти существует между сыном и матерью.

Христос в каждом уверовавшем родится, а потом постепенно возрастает, пока не возобразится вполне. Он говорил Никодиму о безусловной необходимости второй раз родиться духовно (Ин. 3, 5). Апостол Павел тоже не раз говорил: Кто во Христа крестился, тот в Него облекся (Гал. 3, 27; Рим. 6, 5). Доколе не изобразится в вас Христос – это самое замечательное место (Гал. 4, 19).

О том, что человек возрастает во Христе, – говорит апостол Павел много раз (Кол. 2, 19; Еф. 4, 13).

И апостол Иоанн Богослов говорит: …рожденный от Бога, греха не творит; потому что Семя Его пребывает в нем (1Ин. 3, 9). Какое это Семя Его? «Семя Твое есть Христос», – говорит апостол Павел (см. Гал. 3, 16).

Как есть в нас «семя тли» (2-я молитва вечерняя), зародыш зла, влияние бесовское; так в истинных христианах есть Семя Божие – Христос.

Святая Мария Египетская и в пустыне научилась писать и объяснила, что Христос Сам всему учит. И такое тесное единение – есть действие Святого Духа: Он сочетавает христиан со Христом Богочеловеком и постепенно возобновляет Образ в образах: Христа в людях. Или – подновляет (как реставрируют – восстановляют икону).

Вот какова тесная связь Сына Человеческого с людьми…

И тогда выходит, что все человечество – духовно рождает в себе Христа, болеет муками рождения Его в себе. И как мучительны бывают эти муки рождения Сына Человеческого человеками! Всякий кающийся грешник мучится этими родами в себе Христа, нового Адама. А мучимся мы по причине своей тесности для дара, для Бога. Узок путь, вводящий в жизнь вечную (Мф. 7, 14).

Посему в праздник Рождества Христова можно, помимо всего прочего, праздновать и духовное рождество Христа в людях или духовное Рождение от Христа, нового Адама. Сущность – одна. Посему-то один из святых отцов и называет нынешний день – днем рождения человечества.

Вот и это стало мне ныне ясно на литургии, когда зачитал первое зачало от Евангелия Матфея. Книга родства Иисуса Христа… сына Авраамля – и так далее.

 

Митрополит Вениамин (Федченков)

В его кн.: Письма о двунадесятых праздниках.

М., «Пренса», 2004 г.

 

Митрополит Вениамин (Иван Афанасьевич Федченков) родился в 1880 году в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека господ Баратынских и дочери дьячка. Окончив духовное училище и духовную семинарию первым учеником, Иван Федченков поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Был ректором Таврической, а с 1913 по 1917-й – Тверской семинарии. В 1917–1918 годах он принимал участие в работе Поместного собора Российской Православной Церкви. 19 февраля 1919 года состоялась его хиротония во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В годы гражданской войны епископ Вениамин примкнул к белому движению. В ноябре 1920 года вместе с армией и беженцами покинул родину. Жил в Константинополе, Сербии, Париже, Америке. В 1947 годе митрополит Вениамин вернулся в Россию. Управлял Латвийской, затем Ростовской и Саратовской епархиями. В 1958 году удалился на покой в Псково-Печерский монастырь. Здесь скончался в 1961 году и погребен в пещерах.

Читать также:

Монашество как призвание: от истоков до современности

Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года) Понятие «призвания» При рассмотрении темы монашеского пути как призвания необходимо прежде остановиться на значении самого слова «призвание» […]

Преподобная Досифея Киевская

НАСТАВНИЦА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА Житие преподобной Досифеи, затворницы Киевской (1721–1776) Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению Ближние и дальние пещеры Киево-Печерской лавры Часть первая Это было давно, в 1721 году. В богатой и знатной родом семье рязанских дворян Тяпкиных родилась дочь. Род Тяпкиных, по сказанию древних […]

Служка преподобного Серафима

Доверенным лицом преподобного Серафима по делам Серафимо-Дивеевского монастыря был Михаил Васильевич Мантуров – практический исполнитель заветов батюшки по постройке монастыря. Отец Серафим нашел в нем человека не просто деятельного, но и способного на жертвенность. Над ним впервые великий старец проявил свою чудесную исцеляющую силу. Какая была причина болезни Мантурова, каково ее название, как ее лечить […]