Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении

Доклад насельника Нижегородского Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Антония (Перова) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22 ноября 2018 г.)

Доклад насельника Нижегородского Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Антония (Перова) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

(Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22 ноября 2018 г.)

Совсем недавно, в июле 2018 года, на круглом столе в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга обсуждалась тема: «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». В приветственном слове к участникам круглого стола Глава Петербургской митрополии Владыка Варсонофий подчеркнул, что предстоящая дискуссия призвана выяснить суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Митрополит Варсонофий напомнил, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал Владыка Варсонофий [1].

Этот «багаж собственных представлений» является важной особенностью современного человека, которую необходимо учитывать в духовной жизни. Об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин в одном из своих писем предупреждал: «Сейчас жить сломя голову нельзя, ибо до прихода к вере человек запасся таким тяжким багажом, что забраться на небо он сможет только по лестнице прелести с помощью вражией, но и падение затем следует великое. А ведь именно это часто и делает человек, войдя в церковь теперь. Опомнившись от угара жизни, надо осмотреться, в себя заглянуть и в тех, кто рядом, и, поняв свою немощь, найти ту Силу, что восполнит нашу немощь. А эта сила – в Церкви, а эта сила – в Боге. Да, священник не всякий может сейчас стать надежным духовным руководителем, и на это наше внимание есть, наше понимание происходящего, и все это с помощью Божией, Который искреннему искателю Истины не даст ошибиться. А помощником Вам, если захотите, сейчас мог бы быть святой святитель Феофан Затворник. Для начала почитайте его книгу «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». Да почаще причащайтесь Святых Христовых Тайн. Так и будем проходить курс обучения жизни в Боге, начиная с первого класса, а не с институтской скамьи. Главное – вооружитесь терпением, а наипаче вниманием к своему внутреннему состоянию. Сообразуйтесь с Евангельскими истинами. От падений, если они и случатся, не унывайте. Господь попускает их для научения, для познания нашей немощи, чтобы живее обращались к Могущему восполнить нашу немощь Своей силой» [2].

Еще в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству» отмечал душевную и телесную слабость современного человека и сделал следующие предупреждения о послушании: «Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными… И то — великая милость Божия к нам, великое счастие для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов… Крупицами названо… духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле, это — послушание древних иноков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной.

Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям…

Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великого. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии: у одного научался он воздержанию, у другого кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно…» [3].

Опасности падения и совершения многих ошибок подвергается монах, руководствующийся собственным мудрованием, не основывающимся на Священном Писании и на советах святых отцов, пренебрегающий послушанием игумену и братии. Премудрый Соломон говорит в притчах: «Путие безумных прави пред ними: послушает советов мудрый» (Притч. 12, 15). По этому поводу один из участников круглого стола Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий из своих наблюдений сообщил, что быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе.

Кроме доверия своему мнению, еще одной причиной непослушания является непонимание или забвение важности подвига послушания. О важности послушания можно найти у святых отцов. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что послушание необходимо для спасения: «Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения»[4] и далее святитель Игнатий призывает монашествующих оказывать игумену и прочему монастырскому начальству «нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога»[5]. Преподобный Феодор Студит при перечислении «оружий» монаха напоминает, что послушанием мы уподобляемся Христу: «Великое оружие для монаха – воздержание, ибо оно является введением во всякую добродетель, а кто обладает послушанием, тот подражатель Христу; кто смиренномудр, тот равен Ангелам; кто открывает помыслы, тот чист, как солнце. Итак, пусть никто да не остается без исповеди, чтобы ему не оказаться неуврачеванным» [6]. Таким образом, при прохождении послушания также необходимо применять и другие духовные средства, такие как откровение помыслов и исповедь.

Другим духовным средством, нужным в подвиге послушания, является молитва. Об этом святитель Тихон Задонский предупреждает так: «Послушание наше Богу не можем без Божией благодати показывать… нужна нам необходимо помощь Божия, нужна противу врага диавола, нужна противу свирепеющия плоти и безчинных ея страстей, нужна противу соблазнов злаго мира. А чтоб помощь Божия в нужном случае к нам приспела и укрепила нас, или паче всегда с нами пребывала, яко всегда ея требуем, нужна есть усердная и частая молитва, которою благодать Божия помогающая испрашивается. Откуду повелено нам бдети и молитися: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41)…» [7].

Следует отметить, что проходящим подвиг послушания святитель Феофан Затворник советует учиться пребывать в молитве даже во время послушания: «Прежде были в теплой молитве без дел послушания, теперь учитесь пребывать в такой же молитве при делах. Сего желает от вас Господь. Ухитряйтесь. И прежде был труд, а теперь побольше. Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать, т.е. быть так, как бы стояли на молитве. Это закон: руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть…» [8].

Часто случается, что исполнение послушания сопровождается внешними или внутренними трудностями и при этом в душе могут возникать опасения, скорбь и недовольство. В этом случае может помочь следующий совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если же еще по немощи нашей не можем… побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели» [9].

И в другом письме преподобный Амвросий пишет: «Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько ты виновата перед Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20) и много наказаний грешному (Пс. 31, 10). Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15)»[10].

Полный стих псалма, который преподобный Амвросий рекомендует повторять чаще, на церковнославянском языке такой: «Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́.». Важно для человека научиться уклоняться от зла и направлять свою свободную волю к добру, чтобы не попасть в рабство своему эгоизму. На это обратила внимание участница вышеупомянутого круглого стола игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. В своем докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца» игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и – главное – одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления. Если монах «творит послушание с терпением, жертвенным духом, молитвой, то он не только сам освящается, но и создает вокруг себя подлинно монашескую, духовную атмосферу…» – сказала настоятельница, особо подчеркнув, что самая важная миссия игумена, игумении – научить братий и сестер послушанию, не только внешнему, но и внутреннему. Благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир, вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности, – этот вывод в конце доклада игумении Домники подвел итог выступлений, прозвучавших на круглом столе.

Таким образом, святые отцы и современные учителя Православной Церкви советуют при несении подвига послушания стараться применять следующие духовные средства:

1) частая, по-возможности, молитва;

2) частое участие в Таинствах Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин;

3) руководство в деле спасения Священным Писанием и творениями святых отцов при совете и назидании современных отцов и братии;

4) при встречающихся скорбях и трудностях при обнаружении в душе противления, печали и огорчения стараться молитвой, самоукорением и познанием своей немощи привлечь благодать Божию, которая бы изгнала из души смущение и водворила бы мир Христов.

 

Литература:

  1. Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ. «Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы» Источник: http://monasterium.ru/novosti/novosti-sinodalnogo-otdela-po-monastyryam-i-monashestvu/uchastniki-kruglogo-stola-dobrodetel-poslushaniya-v-sovremennykh-monastyryakh-prakticheskie-aspekty-podveli-itogi-raboty/
  2. Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Письма. Вып.1.
  3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений. Том 5. Приношение современному монашеству. Глава 12: О жительстве в послушании у старца.
  4. Там же. Правила наружного поведения для новоначальных иноков.
  5. Там же. Глава 12: О жительстве в послушании у старца.
  6. Преподобный Феодор Студит. Великое оглашение. Часть III, Оглашение 35.
  7. Творения святителя Тихона Задонского. 6-е изд. СПб., 1899. Т 3. С. 66.
  8. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство «Паломник». Вып. 4. М., 1994. С. 229–230.
  9. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 чч. Сергиев Посад, 1908. Ч. 2. С. 159–160.
  10. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 чч. М., Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. Ч. 1. С.103.

Читать также:

Что читал преподобный Серафим

Во многих летописях и других памятниках древнерусской письменности подчеркивается ценность книг и знаний, приводятся свидетельства о духовных лицах, прославившихся своей начитанностью и собиранием книг. Образование и чтение были неразрывно связаны с христианским религиозным мировоззрением и считались богоугодным делом. Похвалу книжному учению в записи под 1037 годом воздает Лаврентьевская летопись: «Великая польза от книжного учения: книгами […]

Тишина присутствующая

О великом музыканте и дирижере Евгении Александровиче Мравинском (1903–1988) написаны сотни страниц – серьезные музыковедческие труды, вдохновенные эссе, восторженные рецензии. Но ни одно из этих произведений не способно столь же полно представить нам эту выдающуюся личность, как его дневниковые записи. Из них, конечно, можно вычитать какие-то факты, касающиеся музыкальной жизни Советского Союза прошлого столетия. Но […]

Мой путь к Богу

Моя встреча с православием, самая важная встреча в жизни, произошла, когда мне было двадцать девять лет, и я помню все в мельчайших подробностях. Помню ту череду преображений, происшедших со мной и вокруг меня, как менялся мой взгляд на окружающую действительность, словно у человека, перенесшего удачную операцию по улучшению зрения и с удивлением обнаружившего вокруг себя […]