Возродивший Дивеевскую обитель. Митрополит Николай (Кутепов)

В возрождении Серафимо-Дивеевского монастыря, конечно же, особенно памятно его благодатное начало. Потом наступили повседневные труды, за которыми с вниманием и радостью следил архиепископ, а затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Его отеческая забота и молитва укрепляли сестер в тех неизбежных трудностях, с которыми приходилось сталкиваться им в первые годы.

В Горьковскую епархию архиепископ Николай (Кутепов) прибыл в 1977 году. До этого в течение шести лет он управлял Владимирской епархией, и был хорошо знаком с последними дивеевскими сестрами, проживавшими во Владимире и Муроме.

Когда владыка Николай возглавил Горьковскую епархию, в ней действовало только 43 прихода. Все монастыри были закрыты и практически разрушены. Не существовало ни одной духовной школы или просветительского православного учреждения, не говоря уже о православных средствах массовой информации. Трудами правящего архиерея в епархии начала оживать церковная жизнь. С каждым годом увеличивалось количество приходов и священников. За годы своего служения на этой кафедре нижегородский архипастырь освятил престолы более трехсот храмов, возродил жизнь в девяти монастырях. Это значит, что архиерей побывал практически на каждом из открытых приходов в пятидесяти районах Нижегородской области, в самых отдаленных и глухих деревнях, где только открывались храмы. 9 апреля 1990 года, сразу же после освящения Троицкого собора в Дивееве, он уже просил передать Православной Церкви остаток монастырского комплекса – колокольню с прилегающими зданиями.

Все события в истории возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря происходили по благословению и с живым участием владыки Николая. Каждую из  приезжавших жить в Дивеево сестру, он принимал лично, беседовал и благословлял или не благословлял на послушания. Многие из тех, кто желал поступить в монастырь, по его благословению проходили послушание на скотном дворе в Рожново. Если сестры отказывались от этого, владыка говорил, что, значит, они не ради Христа сюда идут, а ради славы Дивеевской обители. Он бывал суров, а иногда казался даже грубоватым, но за этой показной резкостью скрывалось нежное отношение владыки Николая и к матушке игумении, и к дивеевским сестрам.

Он любил приезжать в это святое место и часто возглавлял здесь богослужения. Ценил красивую чинную службу без сокращений. Владыка заботился о том, чтобы было хорошее пение и чтение, чтобы сестры научились печь просфоры. Постоянно чувствовалась его отеческая забота о правильном устроении внутреннего уклада монастырской жизни, осознании насельницами основных духовных понятий. Своей мудростью, неспешностью в принятии решений, рассудительностью митрополит Николай помогал им научаться монашескому житию. И, конечно, шла постоянная архипастырская молитва о возрождении монастыря.

Поучительной была сама личность правящего архиерея, величественная и сильная, и полная испытаний история его жизни. Он происходил из крестьян Тульской области. Владыка вспоминал: «В моем роду почти все мужчины, все мои дяди по линии отца, были людьми могучими, здоровыми и еще до революции служили в царской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в армии и после 17-го года, воевал в Великую Отечественную и даже вошел в русскую литературу в образе генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».

Родителями владыки были Василий Ильич и Варвара Ивановна Кутеповы, простые крестьяне и глубоко верующие люди. Николай был долгожданным ребенком, Варвара Ивановна искренне молилась святителю Николаю Чудотворцу, прося его о даровании сына. И ее молитвы были услышаны: 4 октября 1924 года родился сын, в крещении названный Николаем. Вера в Бога в семье Кутеповых была глубокой и искренней. Мальчик, словно бы родился со своей церковностью: он не играл в обычные детские игры, а из кубиков, щепочек и песка строил церкви.

В июне 1942 года Николай получил аттестат об окончании 10-го класса средней школы. В октябре его уже отправили на фронт. Мама и две ее сестры-монахини стали читать неусыпаемую Псалтирь, вымаливая у Бога, чтобы страшная война не забрала Николая и чтобы он вернулся домой живым. О войне владыка Николай вспоминать не любил. Говорил: «Все мы были солдаты и просто выполняли свой долг ‒ защищали Родину».

Под Ростовом-на-Дону во время боя он был тяжело ранен, контужен и сильно обморозил ноги. Без наркоза юноша перенес ампутацию части ступней, и в 19 лет стал инвалидом. Но, несмотря на то, что во время последнего боя был заживо погребенным под снегом, остался жив и воспринимал это как дар Божий, не сомневаясь, что непрестанная молитва его родных была услышана, что жив он, только благодаря милости Божией. Факт чудесного спасения в безжалостной фронтовой бойне произвел переворот в сознании молодого человека, реально показал ему всю хрупкость человеческой жизни. Он стал ходить в церковь, и вскоре был введен в алтарь. В 1944 году архиепископ Тульский Виталий заметил молодого алтарника и пригласил его на должность своего иподиакона. «Три архиерейские личности сыграли в моей жизни огромную, если не решающую роль», ‒ говорил митрополит Николай и первым из этих архиереев называл архиепископа Виталия. Прибывший на Тульскую кафедру после его кончины архиепископ Антоний (Марченко) назначил иподиакона Николая Кутепова своим личным секретарем и вторым келейником. В 1950 году, успешно сдав экзамены, Николай был зачислен сразу на третий курс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1952 году, и был принят в клир Вологодской епархии, которой руководил в ту пору архиепископ Гавриил (Огородников).

Потом была учеба в Ленинградской духовной академии, преподавательская деятельность в Киевской духовной семинарии. В Киеве 20 декабря 1959 года иерей Николай Кутепов принял монашеский постриг с оставлением прежнего имени. Благословение на монашество еще в годы учебы в семинарии он получил от последнего оптинского старца Мелетия, доживавшего свой век в Козельске. Через полтора года иеромонаху Николаю (Кутепову) определено было стать епископом Мукачево-Ужгородской епархии. Потом последовали его назначения на Омскую, Ростовскую, Владимирскую, Калужскую и Нижегородскую кафедры. Везде нужно было проявлять терпение, мудрость и твердость характера. «Помню, уполномоченный Совета по делам религий, к которому меня почти ежедневно вызывали, когда я являлся на прием и просиживал по несколько часов в ожидании, в конце концов передавал мне через секретаря: “Принимаю только членов партии”. А на следующий день все повторялось: мне звонили по телефону и вызывали к уполномоченному. И все же я его пересидел», ‒ вспоминал владыка Николай о своем горьковском периоде.

Уполномоченный М. И. Юров в начале 1980-х годов так характеризовал управляющего епархией: «Руководя несколькими епархиями, архиепископ Николай приобрел довольно значительный опыт руководства подчиненным ему духовенством. Дело свое знает хорошо и ведет его властно и настойчиво. Не являясь фанатиком, в духовной религиозной деятельности он видит основное свое призвание и к церковной службе относится с большим усердием. […] С приходом в епархию архиепископ Николай активизировал религиозную жизнь религиозных объединений и духовенства. Он довольно часто проводит архиерейские богослужения, причем выезжает и в самые отдаленные сельские приходы. [… ] Сам лично часто выступает с проповедями перед верующими, требуя этого и от духовенства приходов. В результате за последние годы в определенной степени активизировалась проповедническая деятельность духовенства епархии. Об активизации религиозной жизни в епархии свидетельствует и тот факт, что архиепископу Николаю удалось укомплектовать все действующие храмы духовенством. Причем, богослужения в церквях не прекращаются и в случае временного отсутствия штатного священника (болезнь, отпуск и т. д.). В этом случае управляющий епархией временно командирует в данный приход священника из прихода, где несколько священнослужителей, или из заштата».

После того как в 1988 году в стране прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию христианства на Руси, владыка Николай выступил по горьковскому телевидению, интервью с ним было опубликовано в областной газете. В апреле 1989 года решением Совета по делам религий Горьковскому епархиальному управлению был передан Спасский собор. В нем немедленно и интенсивно стали проводиться реставрационные работы, а по субботним и воскресным дням уже совершались богослужения. В том же году владыка Николай поставил вопрос перед руководством области о передаче Церкви комплекса зданий Печерского Вознесенского монастыря. И вскоре древнейший монастырь города, находившийся на тот момент в совершенно разоренном состоянии, был передан управлению епархии.

С 1 октября 1990 года, в связи с переименованием города и области, титул архиерея «Горьковский и Арзамасский» был заменен на «Нижегородский и Арзамасский». Началось время новых возможностей для активного созидания в Церкви, когда личная позиция архиерея, его усилия, соединенные с мудростью, бесстрашием и самоотречением, полностью преобразили духовную жизнь в епархии. Но даже спустя десятилетие митрополит Николай говорил о возрождении Серафимо-Дивеевского монастыря как о сложнейшей и требующей больших трудов проблеме: «Обитель возрождается. Процесс этот сложный, ибо мы очень часто не можем найти общего языка с районной властью при передаче объектов, ранее принадлежавших монастырю, но занимаемых светскими учреждениями. Но мы надеемся, верим, что начальство найдет в себе мужество возвратить Церкви все то, что когда-то было отнято. Но когда это настанет, не знаю. Что касается духовной жизни, она пока находится в стадии развития. В полной мере начнется тогда, когда исчезнут внешние препоны. Монахиням сейчас приходится заниматься и мирскими делами, и молитвой».

Все сознавали, что владыка Николай уже немолод. Но известие о его кончине 21 июня 2001 года все равно было внезапным. Все сестры съездили проститься с любимым владыкой в архиерейский дом или в кафедральный собор.

В Серафимо-Дивеевском монастыре свято чтится память митрополита Николая ‒ возобновителя обители, во все дни его памяти совершаются заупокойные богослужения. В день его кончины и в День Ангела игумения Сергия непременно бывает на заупокойной литургии в Нижнем Новгороде и затем принимает участие в панихиде, которая служится на могиле владыки Николая в часовне, установленной у алтаря Спасского собора.

Дивеевская обитель

Read More:

Что такое монашество

В духовной жизни есть феномен, понять который без внутреннего опыта трудно, а определить словом – почти невозможно. Чем бытийно глубже явление, тем труднее оно поддается внешней словесной интерпретации. Монашество охватывает всю духовную жизнь человека, поэтому понять его можно, лишь пережив и прочувствовав его, как невозможно понять, что такое любовь, не испытав ее в своем сердце. […]

Живое общение души с Богом

Была какая-то тягостная, в высшей степени томительная пора в жизни богоглаголевого пророка Аввакума, когда он долгое время не ощущал в себе вдохновенного посещения Духа Божия и когда молчал в нем пророческий глагол, несмотря на усиленный, от глубины души исходящий вопль души его к Богу, о чем он сам упоминает в начале своей пророческой книги, которую […]

Что читал преподобный Серафим

Во многих летописях и других памятниках древнерусской письменности подчеркивается ценность книг и знаний, приводятся свидетельства о духовных лицах, прославившихся своей начитанностью и собиранием книг. Образование и чтение были неразрывно связаны с христианским религиозным мировоззрением и считались богоугодным делом. Похвалу книжному учению в записи под 1037 годом воздает Лаврентьевская летопись: «Великая польза от книжного учения: книгами […]