Как помогают новоначальному послушнику монастырские традиции войти в русло уставной жизни монастыря? - Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery

Как помогают новоначальному послушнику монастырские традиции войти в русло уставной жизни монастыря?

Выступление настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии на заседании круглого стола «Трудности современных молодых послушников и пути их преодоления» в рамках XXVII Рождественских Международных образовательных чтений (г. Москва, 29 января 2019 года)

Тема, представленная сегодня на обсуждение за круглым столом о трудностях современных послушников и путях их преодоления не представляется полной без слова об уставной жизни монастыря и ее значении в формировании у послушника устойчивых навыков добродетели и в конечном итоге глубокого осознания им принципов монашеского бытия.

Мы неоднократно говорили о послушании, о молитве, но каким образом возможно сформировать у новоначального правильные понятия о монашеской жизни (в т. ч. о послушании и молитве), особенно в первые годы, ведь это определенно послужит последующим фундаментом в деле иноческого делания?

Школой послушания является монастырский устав. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, присутствие за богослужением и внутренняя молитва помогают монаху стяжать добродетель послушания, выводят его из мира страстей и вводят в жизнь монашескую. Исключительно от потребности инока в богообщении, а не от реализации себя в лоне Церкви зависит его спасение.

Верное сочетание труда (послушания) и молитвы, по мнению святых отцов, служит двумя крылами, которыми подвизающиеся воспаряют в обители вечной жизни.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что глубоко осознанного восприятия принципов монашеского бытия у новоначального нет либо цель и содержание этого жизненного пути представляется им несколько иными. Зачастую молодая, да и не совсем молодая по возрасту послушница под впечатлением доступной душеполезной литературы, получив минимальный опыт богослужебной жизни и участия в таинствах Церкви, решается поступить в монастырь, не осознав с достаточной ясностью цели и ответственности своего поступка.

Вот здесь на помощь новоначальному и должны прийти монастырский уклад, его устав и дисциплина.

В нашей обители это – утреннее правило: полунощница, чтение 12-ти избранных псалмов с поклонами, акафист преподобному Серафиму Саровскому. Божественная литургия.

В 16.00 – повечерие с чтением трех канонов (Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю).

В 17.00 – уставное вечернее богослужение.

20.00 – ужин и сразу крестный ход по Канавке с чтением 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» Далее – вечернее молитвенное правило: вечерние молитвы, чтение одной главы Евангелия и Апостола. В 22.00 – отбой, расходимся по келиям.

Присутствие за богослужением, на правиле и за общей трапезой, которая, как известно, является продолжением богослужения, для всех сестер обязательны. Во всяком случае, отсутствовать за ежедневной полунощницей и литургией можно лишь по причине телесного нездоровья или особого послушания. И первый, кто должен и подает в этом пример, – настоятель.

Преподобный Серафим Саровский вменяет исполнение устава в первую добродетель, которая привлекает благословение на целую обитель и избавляет ее от бед и напастей. Он говорил, что первая добродетель для обители – служба по уставу. И далее: «Вторая добродетель – странноприимство. И всякое воскресение совершать перед обедней молебен Божией Матери, параклисис, нараспев. И чтение неумолкаемое Псалтири. […] Тогда за церковную службу и страннолюбие Господь благословит обитель всем нужным. И за совершение молебна Божией Матери избавит Господь ту обитель от всех бед и напастей» (Рассказы 2, стр. 367).

Преподобный Серафим особое место уделяет церковной службе, говоря: «Для спасения душ их – церковная служба, и всякое воскресение петь молебен Божией Матери, параклисис, и читать непрестанно Псалтирь» (Рассказы 2, стр. 303).

Важно наблюдать за тем, как послушник относится к богослужению. Участие в богослужении – важнейший момент монастырской жизни, участие в нем должно быть первейшею заботою и стремлением. Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому священнейшему делу должно считать важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

Мы всегда можем придумать себе уйму работы, лишь бы не молиться. Но если не пойти на богослужение, то это означает, что мы сами, только лишь своими силами, думаем устроить дело, а ведь устрояется оно только в том случае, если мы все свои силы, все свое время отдаем Богу. Труд и молитва – как два весла у лодки. Оставь одно весло – и будешь кружиться на одном месте.

Однако, как и в любом деле, необходимо соблюдать умеренность, соизмерять продолжительность церковных служб с келейным правилом и трудом возложенных послушаний, важно не перегружать насельников и насельниц. Известно, что по повелению Матери Божией преподобный Серафим Саровский отделил сестер прежней обители в Мельничную по причине строгости бывшего ранее устава. Бывшая в то время начальницей Ксения Михайловна Кочеулова не желала переменить суровый Саровский устав на более мягкий. «Хотя у вас Ксения-то Михайловна и строга, а мало кого спасла» (Рассказы 1, стр. 599). Царица Небесная «Сама дала […] для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший» (Летопись, стр. 155).

В зависимости от исполнения устава монастыря, заветов Матери Божией, а также от состояние внутреннего делания, преподобный Серафим разделял всех насельниц обители на сочетанных, избранных, и званых: «Сочетанные, которые чистотою своею, непрестанною молитвой и делами своими, через то и всем существом своим, сочетованы Господу; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут! Избранные, которые мои дела будут делать […] и со мной же и будут в обители моей. И званые, которые лишь временно будут наш хлеб только кушать, которым темное место. Дастся им только коечка, в одних рубашечках будут да всегда тосковать станут! Это нерадивые и ленивые, матушка, а которые общее-то дело да послушание не берегут и заняты только своими делами» (Летопись, стр. 260).

Конечно, не всегда осуществимым является стремление ввести и исполнить сразу всю полноту устава, которым жила обитель в прежние времена. Со стороны монастырского начальства необходимы рассудительность, чуткое внимание и стремление во всем соблюдать умеренность. Но соблюдать постоянный ритм внутримонастырской, прежде всего, молитвенной жизни, который распространяется на всех сестер, необходимо.

Два крыла – послушание и молитва – одинаковы важны по словам преподобного. «Послушание, матушка, послушание превыше поста и молитвы, и не только не отказываться, но бегом бежать на него!» (Летопись, стр. 354).

Довольно часто поднимается вопрос об уровне духовной просвещенности и элементарной образованности среди насельников, не только среди новоначальных. Не любой послушник на сегодняшний день способен дать хотя бы краткий ответ по вопросам православного вероучения. А ведь для мирского человека слово о вере и Церкви, услышанное от одетого в подрясник, авторитетно. Отсутствие таковых знаний, помноженное на самомнение, способствует формированию у послушника далеких от церковных традиций взглядов и настроений. В этой связи в Дивеевском монастыре уже двенадцатый год действуют богословские образовательные курсы. Занятия на курсах в монастыре ведут преподаватели Нижегородской духовной семинарии. Для более глубокого понимания смысла церковных богослужений существует практика обучения новоначальных сестер назначенными монахинями уставу церковной службы, а также уставу монастыря, Священного Писания, катехизиса, истории Церкви, которые помогают новичкам разобраться в смысле совершаемых таинств причащения, исповеди, елеосвящения, духовном значении того или иного двунадесятого праздника и пр. По череде обучающиеся богослужебному уставу сестры несут послушание уставщиц во время службы или на молитвенном правиле.

Обязательным является изучение «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». «Летопись» регулярно читается за общей монастырской трапезой.

Немаловажным является вопрос внутримонастырской дисциплины. В монастыре каждый без исключения во внебогослужебное время должен нести послушание сообразно своим силам и способностям. Это дисциплинирует, создает порядок, от которого зависит монастырское благоустройство в целом. Любое послушание – это не просто работа, а духовное делание, от которого зависит духовное преуспеяние.

Преподобный Феодор Студит писал «Кто прилежен в телесных работах, тот таков же в духовных». Преподобный Серафим также поучал своих сестер: «Послушание […] паче поста и молитвы, […] и я всегда говорю и благословляю им, как от сна встают – тут же за работу, читая про себя, хотя бы и на ходу, мое правильце; если так сотворят – спасутся!» (Летопись, стр. 360).

Однако если ограничиться только внешне-принудительным аспектом дисциплины, то будет утрачен первоначальный смысл послушания. Имея только внешнее послушание послушник исполняет его напряженно, часто с ропотом и недовольством, в результате не получает ни радости, ни благодати. Неверное понимание сущности послушания порождает множество ошибок в жизни послушника, которые становятся камнем преткновения на пути духовного возрастания и требуют большого труда и времени для их исправления. Царица Небесная в видении преподобному Серафиму указывает: «Возложи на них послушание, если исправят, то будут с тобою и близ Меня, и если потеряют мудрость, […] ни места, ни венца такого не будет» (Летопись, стр. 263). «Потеряют мудрость», т. е. если не поймут смысла послушания, то не только пост и молитву не поймут, но и вообще, лишась благодати Божией, не поймут духовной жизни, тем более монашеской. Основанием послушания может быть только одно – сознание постоянного присутствия Божия, боязнь огорчить Господа своим нерадением, своей безответственностью. Послушание без любви становится наемничеством или, того хуже, каторгой. Не должно такому быть в монашеской среде.

Православная традиция целью христианской жизни ставит стяжание Духа Святого, об этом неустанно напоминал преподобный Серафим Саровский. И если инок добровольно, ненасильственно следует этому пути, то он, по слову преподобного Серафима Саровского, обретает «дух мирен», становится «солью земли» и «светом миру», способным на спасение тысяч вокруг себя.

Содействию такой жизни и такому воспитанию иночествующих и призван служить монастырский организм с его уставом и дисциплиной. Если внутренняя жизнь обители не подчинена этому стремлению, если монастырь не являет собой подобную школу духа, то назвать его монастырем в истинном понимании слова невозможно.

Монашеская жизнь – жизнь трудная, и она находит себе оправдание только в том случае, если наполнена мудростью, свободой, радостью, осознанием присутствия Божия: Без меня не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). И преподобный Серафим Саровский часто призывал своих сестер на всяком деле призывать имя и помощь Божию и помощь Царицы Небесной: «Усугубьте просить и молить вашу Владычицу, верою и любовию предоставив себя, все и всех… и Она даст все полезное, нужное и благое» (Летопись, стр.356). Вот и просят, и молят сиротки Дивеевские а вместе с ними и все многочисленные паломники и гости монастыря, с верою и любовию вопиют с Канавки Царицы Небесной к Ней, и Она Сама изливает на нас все милости Свои и благословения со всех трех жребиев Своих на земле: Иверии, Афона и Киева» (см. Летопись, стр. 20–21).

 

Литература:

  1. Рассказы об отце основателе нашем старце священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь. – Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. 2009 г.
  2. Рассказы об основателе Дивеевской Свято-Троицкой обители старце священноиеромонахе Серафиме: воспоминания серафимовских стариц и других современников. – Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. 2015 г.
  3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря / сост. сщмч. Серафим (Чичагов). – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. 2015 г.
Premium WordPress Themes Download
Download Nulled WordPress Themes
Download WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
ZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=
download samsung firmware
Premium WordPress Themes Download
udemy paid course free download

Read More:

Явление Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре

3 сентября 2018 года исполнилось 115 лет явления Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 100-летнюю годовщину этого чудесного события.  27 июля 2013 года на заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа […]

Преподобная Досифея Киевская

Page synchronized. Edit page only on site Tilda.cc Download WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress Themesudemy course download freedownload mobile firmwareDownload Nulled WordPress ThemesZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=

Сень над ракой с мощами преподобного Серафима

29 мая 2014 года в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря над ракой с мощами преподобного Серафима Саровского установлена новая сень. Два года продолжались работы на церковном производстве «Рось-Винница» при Сретенском храме города Винница над этим несерийным заказом (руководитель проекта – диакон Никодим Выговский). Специалисты провели большую исследовательскую работу, чтобы точно определить, какой была сень, установленная над […]