Священномученик Серафим (Чичагов) о любви к Богу и к ближнему

Один из законников, желая искусить Сына Божия Иисуса Христа, спросил: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил ему: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею мыслию твоею: cия есть первая и большая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Mф. 22, 36–40), то есть возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюбиши ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Следовательно, для христианина любовь есть закон, первая заповедь, главнейшая обязанность и первейшая потребность, высшая добродетель и самый драгоценный дар Божий. Истинная любовь к Богу, как к Отцу Небесному, Создателю своему и к Христу, как к Спасителю и Искупителю своему и к Духу Святому, как к Подателю этой любви, просвещающему, освящающему и возрождающему человека Своей благодатью, отличается от иной любви, могущей быть ложной, несправедливой, как например, от самолюбия, тем, что истинная любовь захватывает всего человека и чувствуется всем сердцем, всей душой и всеми помышлениями, а также еще тем, что эта любовь проявляется ко всем ближним, ко всем людям, с желанием им добра, со стремлением быть им полезным и с выражением им привета и ласки; тогда-то любящие находят в них одно хорошее.

Если нет истинной любви, то что же может быть в таком человеке добродетельного? Только тот ум хорош, который мыслит добро, любовно; тот разговор приятен и та способность говорить ценится, если человек все излагает с чувством, снисходительно к другим и с любовью; те глаза привлекают сердца, которые не смотрят лукаво, злобно, страшно, но всегда добро, нежно, с любовью и этим свидетельствуют, что душа смотрящего такова же; та красота лица восхищает людей, которая оживляется добротой, сердечностью человека и глубиной чувств. И так все. Если человек обладает чистой любовью, искренностью, то он действительно Божий, но если вместо любви в нем проглядывает гордость, самолюбие, злобность, равнодушие к другим, то всем он неприятен, не для кого он не нужен, и, по справедливости, должен быть назван противником Христовой заповеди о любви.

Любовь к Богу и ближнему вошла в первую заповедь закона Божия еще потому, что истинная любовь есть высшее благо в нашей жизни. Ничего нет выше и дороже возможности любить и быть любимым. Спросите весь мир, каждого человека, и взрослых, и детей, и богатых, и знатных, и убогих, и нищих, и слепых, кого хотите: чего они больше всего желают в жизни? Все ответят одно: любви, участия и сочувствия! Все хотят, чтобы их любили родители, мужья, жены, дети, начальники и друзья. В свою очередь все ждут любви от них. Если бы исчезла любовь в людях, то жизнь превратилась бы в величайшее наказание, а потому сохранение этого высшего дара Божия в чистоте и непорочности есть святая цель жизни человеческой.

Если сами люди ценят истинную любовь дороже и выше всего, то, следовательно, она дороже всего мира, всех богатств и земных драгоценностей. Любовь Божия создала мир и украсила его дивной природой. Эта любовь изобрела бесконечные красоты для утешения человека, поставила его властелином всего созданного; она отыскала новый и непостижимый путь к спасению грешного человечества, добровольными страданиями и распятием на Кресте Сына Божия и открыла кающимся двери рая. После этого кто же может сомневаться и не понимать, что Бог есть сама Любовь, и ею оживляются люди при рождении, освящаются при жизни и возносятся по смерти в вечные, Небесные обители. Поэтому, если кто ищет и просит истинной любви, тот жаждет Бога, а кто получает эту любовь, тот вмещает в своем сердце Бога. Так должны мы понимать первую и наибольшую заповедь о любви к Богу!

Только любовь может сделать людей непорочными и святыми, ибо она есть лучшее средство против греха, не допускает до обмана, измены, непослушания, озлобления, предательства гордости, самолюбия. Кого мы любим, тому верим, того защищаем, бережем, тому говорим правду, для того жертвуем достоянием и жизнью. Поэтому, святой Иоанн Златоуст говорит, что хворосту удобнее устоять против сильного огня, нежели греху против силы любви. В ком есть любовь, тот неспособен оскорбить ближнего, а тем более Бога и никогда не будет злословить любимого, гордиться и превозноситься пред кем бы то ни было. В ком есть любовь, тот никогда не льстит, всегда правдив, никому не завидует, никем не гнушается, ни малым, ни великим, ни бесславным, ни прославленным, ни бедным, ни богатым. Наконец, в ком есть любовь, тот ищет одну волю Божию, а потому  исполняет заповеди, следует за Христом и видит в каждом человеке образ Божий, который и ценит: тот ученик Христов; ибо сын Божий указал, что Его ученики будут узнаваться по любви их между собою.

Но не имеющие истинной любви и временно довольствующиеся одной плотской любовью, пока она их не приведет к мучительной скорби, обыкновенно недоумевают, как же им приобрести такую святую любовь? Для этого нужно предаться всем сердцем Богу, а не людям, и пока не явится любовь к Богу, до тех пор не почувствуется искренняя любовь к людям. Не любящий Бога, равнодушный к Христу и своему спасению, любит только себя, далек от понимания истины и жаждет одного телесного, животного наслаждения. Такой человек мертв духом, духовный мертвец. Чтобы познать цену чистоты, истинной любви и искренности, необходимо приблизиться к Богу, к Источнику жизни и любви, и путь к Нему для каждого свободен; больше того, Отец Небесный предваряет каждого стремящегося к Нему, и спешит к нему на встречу. Имеющие уши и имеющие сердце да слышат это слово любви и да чувствуют правду Божию! Аминь.

Read More:

Ксенития, или странничество

Доклад наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрита Василия (Паскье) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22 ноября 2018 г.) Это слово мало кому известно, и его трудно перевести на русский язык. Оно имеет греческие корни. «Ксенития́» употребляется по отношению к монашеству и обозначает добровольное изгнание. Для […]

Благословение и послушание – благодать Божия

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели. […]

Бессовестность похожа на безбожие

Совесть – одно из самых таинственных человеческих чувств. Казалось бы, совесть в своих требованиях угрожает своему хозяину. Недаром в Грузии говорят: «Мой враг – моя совесть». Это чувство, у которого нет выбора, оно не бывает ни умным, ни глупым, эти категории не для него. Зачем же оно дается человеку? Есть люди, которые сумели отделаться от […]