Благословение и послушание – благодать Божия

Выступление митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели.

Святые отцы говорили, что послушание превыше поста и молитвы. Это не просто красивые слова. Послушание имеет прямую связь с богословием, с благословением, исполнять которое иногда весьма не просто. Но способность идти по этому пути, превозмогая себя, – это есть настоящее духовное возрастание. Если нет добродетели послушания, никогда мы с вами духовно не вырастем. Возмущение монаха против благословения игумена по сути своей является возмущением против Бога. И наоборот: смиренное послушание воле игумена ради Христа призывает благословение Божие и Божию помощь даже в самых, по-человечески, казалось бы, безнадежных начинаниях и делах. Послушание и благословение – это два колеса телеги нашей монашеской жизни – они рядом идут.

Благословение и послушание – благодать Божия. А где жизнь строится по своеволию и без послушания, – там нет и благодати Божией. Даже если что-то не совсем правильно делается, Господь, видя нашу немощь и желание жить по послушанию, всё покрывает. Вспомним слова молитвы: благодать Святого Духа всякое немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Игумен, ожидающий послушания ему братии, сам должен иметь навык послушания и являть его своему епископу. Если игумен или игумения сами не способны выполнить благословение по послушанию, то и их никогда не будут слушать братия или сестры. Потому что через личный подвиг игумена или игумении призывается благословение Божие на всю монашескую общину. В противном случае туда приходят волки и расхищают эту общину.

В миру, особенно в настоящее время, когда часто злоупотребляют свободой, злословие в адрес начальства и ропот на власть являются своего рода добродетелью. «Перемыть кости», всех осудить и рассказать, как неправильно кто-то живет, – это уже некий признак хорошего тона, без этого даже как-то и неприлично жить. К сожалению, зачастую это касается и церковной среды, и собственно монашеской.

Стихии мира сего противны духу христианства и губительны для монашества. Мотивация монашеского послушания – не человекоугодие, не страх перед священноначалием, не равнодушие, не выгода, а смирение перед Богом. Господь через людей совершает наше спасение. Аминь! Спасибо!

Read More:

Тени Хиросимы

6 и 9 августа 1945 года американцы сбросили две ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, уничтожив сотни тысяч мирных жителей. Беззвучная вспышка расколола небо и превратила эти города в пылающее нутро доменной печи. Находившиеся на расстоянии 30–40 километров услышали необычно сильный взрыв, похожий на раскат грома, и лишь потом увидели ослепительное пламя. На […]

Вина перед Богом

Человек, как образ Божий, призван к богоуподоблению, то есть к абсолютному совершенству и высочайшей святости. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен, – говорит Спаситель (Мф. 5, 48). По примеру призвавшаго вас Святаго и сами будьте святы, – убеждает Апостол (1Пет. 1, 15). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех устремлений христианина, в […]

Свеча, догоревшая до храма

Обзор книги протоиерея Павла Хондзинского «Незримая обитель, или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании: с прил. подлинных документов, писем и воспоминаний». М., Православ. Свято-Тихоновский гуманитар. ун-т, 2017 г. Новожитийная литература (термин вводится и употребляется впервые – прим. автора), объединяющая повествования о новомучениках и адаптируемые к новому тысячелетию рассказы о жизни святых дореволюционного периода, […]