Торжество кротости

Мир, полный лукавства и беззакония, преуспевает на пути своем; он с шумом и тожественно несется по пути внешнего развития, не зная Бога и не нуждаясь в Нем. Благочестивый человек, пребывая в Церкви, остается совсем в стороне от этого шумного и победного шествия; он нравственно никак не может примкнуть к нему и сделаться одним из деятелей и участников его. Однако внешний успех мира, его победные клики, его презрительное отношение к смиренной Христовой Церкви ‒ не могут ли иногда смутить и верующее сердце, не могут ли иногда заронить искру зависти и ревности даже и в мужественную душу? Люди мира сего во лжи и без Бога, обгоняя и попирая друг друга, покоряют землю и овладевают ее благами. А живущие во Христе, стараясь блюсти внутреннюю правду и жить по-Божьи, конечно, но необходимости должны отстать в этом состязании, и, конечно, на них свысока и с презрением будут смотреть обгоняющие их на всех путях гордые деятели мира.

Но не будем смущаться этим. Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень.

Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, а тем более ревновать до того, чтобы им делать зло. Не наш ли Бог еще устами Давида открыл нам, что делающие зло истребятся, и кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира? Разве это обещание Бога может не исполниться? А Христос не то же ли сказал нам: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю? Конечно, для нас это обетование звучит несколько странно: неверие и безбожие мира успело и на нас набросить свою тень, и мы колеблемся верить в торжество кротких на этой земле, и наследование земли готовы понимать в общем туманно-отвлеченном виде какого-то иносказания…

Но тут прямой смысл и прямая правда, и она осуществится вполне, когда придет Христос на землю со всеми святыми, когда будет новое небо и новая земля, и когда кроткие, обновленные, подобно Ангелам Божиим, наследуют эту землю, данную им Богом в удел при создании мира.

И посмотрите, как уже во многом исполнились откровения Божии относительно кроткой Церкви Христовой. Не скрежетали ли на нее зубами своими представители иудейского народа и не посмеялся ли над ними Бог, предвидя день их национальной гибели? Не обнажали ли своих мечей, не натягивали ли своих луков язычники, чтобы низложить церковь бедных и нищих, чтобы пронзить идущих прямым путем? И не вошел ли меч их в их же сердца, и не сокрушились ли их луки? Не преклонилась ли языческая сила к подножию креста Христова, предварительно в безумии распяв на крестах множество невинных жертв? И кого хотели стереть с лица земли всяческими способами муки и смерти, ‒ не они ли терпением и кротостью победили своих мучителей и наследовали их землю?

Но борьба мира против Церкви не прекратилась. Насилие из одной формы перешло в другую. Побежденное в одном роде оружия, оно схватилось за другое. Безбожные владетели несметных богатств мира, воюющие и теперь против Христа и Церкви, держащие в своих руках судьбы народов и забирающие в свою власть землю, ‒ кто они, как не те же прежде скрежетавшие зубами на апостолов еврейские начальники, как не те же бичевавшие и казнившие их представители языческой силы?

Но и их судьба предсказана. В то время, как они, соединившись вместе, войдут в славу и вознесутся, ‒ их постигнет гибель; исчезая исчезнут они, как дым… И современный социализм и анархизм не есть ли предвестники исполнения этого предсказания? Нашествия полчищ кровожадных варваров извне и изнутри также в руке Божией, как и все во вселенной, и злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самым стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. Уповай на Господа и держись пути Его, ‒ и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю (Пс. 36, 34).

Епископ Михаил (Грибановский)

      Из его кн.: Над Евангелием. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001 г.

 

Епископ Михаил (Михаил Михайлович Грибановский) родился в 1856 году в семье потомственного священника, благочинного городских церквей Елатьмы. В детстве и юности Михаил много болел. По воспоминаниям современников, для того, чтобы победить нежелательную сонливость, он ложится спать на сруб колодца; голова – на одной стенке, ноги – на другой. Окончил Тамбовское духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его постриг в монашество и рукоположения в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха состоялись в 1884 году. В 1888 году за диссертацию «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью» получил степень магистра богословия. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. 1890 года был настоятелем посольской церкви в Афинах. В епископском сане служил викарием в Полтавской и Тульской епархиях. Был правящим архиереем в Таврической и Симферопольской епархии. Скончался в 1898 году в Симферополе.

Read More:

Тени Хиросимы

6 и 9 августа 1945 года американцы сбросили две ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, уничтожив сотни тысяч мирных жителей. Беззвучная вспышка расколола небо и превратила эти города в пылающее нутро доменной печи. Находившиеся на расстоянии 30–40 километров услышали необычно сильный взрыв, похожий на раскат грома, и лишь потом увидели ослепительное пламя. На […]

«Научиться видеть во всем живущего и действующего Господа»

Пять лет назад Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня нам нужны не те архиереи, которые хорошо ходят по паркету и по мраморным полам столицы, а те, которые хорошо могут ходить по тундре и по тайге». Словно во исполнение этих слов вы получили назначение за Северный Урал. Что вы увидели в тундре и тайге? Первое, что я […]

Человек должен сам бросить грех

Для православного грех сам по себе, помимо всяких своих гибельных последствий, составляет величайшее зло, и даже он один и является «злом в собственном смысле», как говорит св. Василий Великий, «злом действительным». Смерть сама по себе не страшна для православного, он боится «смерти, скрывающейся внутри, в сердце», боится «смерти внутренней», потому что только она и есть […]