Восстановитель балаклавских храмов

Двадцать два года назад, в 1996 году, в наш монастырь привез икону священномученика Климента Римского с частичкой его мощей севастопольский архимандрит Августин (в миру – Александр Половецкий). Она находится в Троицком соборе около мощей преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим имел особенную любовь и почтение к ревнителям православной веры –  священномученику Клименту, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову и им подобным, называя их столпами Церкви.  В пустынке отца Серафима висела икона святого Климента. Именно в день его памяти в 1825 году произошло знаменательное событие в саровском лесу, когда Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму создать Мельничную общинку, из которой выросла наша Дивеевская обитель. Так что этот дар из Крыма, с места кончины священномученика, был особенно дорог для Дивеева.

Отец Августин родился в Севастополе 15 ноября 1955 года. После окончания школы-студии МХАТ поработал художником-постановщиком в севастопольских театрах. Но его душа не могла удовлетвориться сценой. Сам он позднее говорил об этом периоде своей жизни: «Я во многом пытался определить себя, найти что-то в душе, но всегда была неудовлетворенность… Бросил все и ушел послушником в храм св. Николая на Братском кладбище». Александру было тогда 33 года.

В апреле 1989 года он приступил к реставрационным работам в Свято-Никольском храме-памятнике на Братском кладбище и начал прислуживать в алтаре. Уже через три месяца его рукоположили в сан диакона, а в декабре того же года – в сан иерея. С этого храма на Северной стороне города Севастополя началось духовное восхождение отца Александра, а точнее, духовный взлет – семь стремительных лет.

 В апреле 1990 года отец Александр был назначен настоятелем возобновленного храма в честь Собора Двенадцати Апостолов в Балаклаве. В этом пригороде Севастополя на месте древнего храма XII века в советское время устроили городскую свалку и лишь руины указывали на некогда стоявшую здесь церковь.

Не было документов на землю, необходимой правовой и строительной документации, специалистов для восстановления сводов храма, телефонной связи, не было богослужебной литературы, клироса, диакона, пономарей, но церковные службы батюшка совершал регулярно в маленьком домике, временно оборудованном под храм. Отец Александр в то время шутил: «Сам служу, сам пою, сам кадило подаю».

13 июля 1990 года на престольный праздник Собора Двенадцати Апостолов впервые после многолетнего перерыва Божественная литургия была совершена в церковных стенах.

В это трудное время восстановления храма батюшка находил время и для возрождения душ человеческих, поврежденных во времена богоборчества.  Своим прихожанам отец Александр часто говорил: «Господь пасет нас. Господь все управит». Своей глубокой верой, умением войти в контакт с собеседником, личным обаянием, незаурядной шуткой он умел пробудить сокровенную часть души человека, наполненную чистыми чувствами, которая от прикосновения благодати Божией, раскрывалась и приносила добрые плоды.

Не приостанавливая служения, отец Александр занялся сбором архивных сведений о разрушенных, закрытых храмах и монастырях в Балаклаве и Балаклавском районе. На территории  монастырей священномученика Климента Римского в Инкермане, ведикомученика Георгия Победонасца на мысе Фиолент, в селе Флотском он искал следы сметенных с лица земли Божиих храмов.

В 1992 году, получив назначение в Троицкий храм при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре, отец Александр сразу возобновил службу в древней обители, основанной на месте подвигов священномученика Климента Римского. Перед иконостасом, расписанным самим батюшкой, в пещерном храме затеплились лампады.  Вырубленные в скале холодные, темные коридоры осветились горящими свечами. В монастырь вернулись мощи заступника севастопольской земли святого Климента.

Одновременно отец Александр приступил к восстанавлению храма XV века в честь святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском. Опыт работы художника-постановщика помог ему практически за один день из клуба оборудовать храм Божий. Иконостас, церковная утварь, аналои, подсвечники – все было сделано руками батюшки.

Решив полностью посвятить себя служению Богу, 22 августа 1994 года батюшка принял монашеский постриг с наречением имени Августин в честь святого блаженного Августина. Через неделю указом архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря иеромонах Августин (Половецкий) был утвержден наместником Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря и временно исполняющим обязанности наместника Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Храм Двенадцати Апостолов определялся подворьем монастыря.

Началось возрождение самой древней крымской обители – Свято- Георгиевской на мысе Фиолент, основанной в 891 году. По проекту и при  непосредственном участии отца Августина был восстановлен пещерный храм, реставрация которого выполнена безукоризненно, на самом высоком архитектурно-художественном уровне.

В лесу Терновского лесничества отец Августин обнаружил большой земляной вал, заросший травой и мелким кустарником. После обследования он  убедился, что это останки разрушенного Спасо-Преображенского храма.  Со своей необыкновенной настойчивостью отец Августин убедил руководство Терновского лесничества и поселковую власть отдать Богу Божие, и с 1995 года начал восстановительные работы  в Спасо-Преображенском скиту. С властью он говорил: «Ни одна капля не упадет на землю скита, пока не закончим строительство братского корпуса…» И, действительно, вокруг скита дождь лил, как из ведра, а на скит не упала ни одна капля за те несколько дней, что шло строительство.

Продолжая свою неутомимую работу по восстановлению балаклавских святынь, отец Августин расчистил и благоустроил источники в честь святого Иоанна Предтечи и великомученика Пантелеимона на окраине села Оборонное (в древности – греческое селение Камары). В этом селе он нашел место, где ранее стояла церковь в честь великомученицы Марины, но оно уже было застроено. Это не остановило отца Августина: он обнаружил площадку на склоне горы, которая хорошо просматривалась с дороги, и решил здесь строить храм в честь святой Марины.

Как спешил батюшка! Летом 1996 года с его уст не сходило слово: «Срочно!» Все делается срочно! Срочно оформляются документы, срочно завозятся стройматериалы. Его послушники и прихожане недоумевали, к чему такая поспешность? Предвидя свою скорую кончину, батюшка тихо и смиренно говорил: «Ухожу в затвор…»

В конце лета 1996 года ранним утром архимандрит Августин приехал в Дивеево. Помолившись с сестрами на полуношнице, он приложился к мощам преподобного Серафима Саровского. Именно тогда батюшка и привез в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю икону священномученика Климента Римского с частицей его мощей. Пробыв в Дивеево только несколько часов, на обратном пути он заехал в Высоцкий Серпуховский монастырь. Там отцу Августину совершенно неожиданно, самым чудесным образом подарили частичку мощей великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя возрожденной им обители.

В сентябре 1996 года батюшка, взяв с собой иеромонаха Агапита, отправился в Москву для приобретения церковной утвари. На обратном пути ранним утром 13 сентября они трагически погибли в автокатастрофе под Белгородом. Архимандриту Августину было сорок лет, а иеромонаху Агапиту – двадцать.

В день их отпевания тысячи верующих пришли в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь проститься с горячо любимым батюшкой. Службу возглавил архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь, сослужило ему более двадцати священников. Духовный отец архимандрита Августина архимандрит Кирилл (Павлов) был на заупокойной службе и сказал при погребении утешительно и просто: «Души этих иноков созрели для Царства Божия!»

Когда смотришь на хронологию жизни отца Августина, возникает чувство спрессованности времени. Он меньше, чем за три года, восстановил три обители! В единицу времени вложил столько, сколько не по силам обыкновенному человеку.

Под горой на территории  Инкерманского Свято-Климентовского монастыря   стоят два креста над надгробиями. Рядом – источник чистой, родниковой воды. Здесь покоятся архимандрит Августин и иеромонах Агапит.

В цветущем зеленом дворе храма Двенадцати Апостолов в Балаклаве раскинулся бассейн, в котором плавают рыбки, и на каждый престольный праздник расцветает двенадцать белых лилий, насаженных отцом Августином. На мысе Фиолент процветает возрожденная им древнейшая Свято-Георгиевская обитель. Радуют глаз балаклавские храмы, восстановленные трудами батюшки.

Молятся о нем и в Серафимо-Дивеевской обители. В дивеевском помяннике об упокоении в списке благодетелей монастыря записан архимандрит Августин.

Read More:

Рождение в вечность

Для верующего человека смерть ‒ великое таинство. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «она ‒ рождение человека из земной временной жизни в вечность». 2/15 января 1833 года окончил земной путь преподобный Серафим Саровский. За полгода до своей кончины он стал говорить при прощании: «Мы не увидимся более с вами». Некоторые просили благословения в Великий пост поговеть […]

Мир один на двоих

Светало. У горизонта, где посеяна рожь и пшеница, колыхнула алым платком заря. Розовой волной поплыли по бескрайнему небу облака. На всю округу пронеслось громкое противное кваканье. Распелись тоже! Как заводные! Артисты! Небось, радуются тихому утру, новому дню, солнышку. Где-то в траве застрекотали кузнечики. Природа давно проснулась, умылась прозрачной росою, и жизнь забила во всю ключом. […]

Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских

современная история обители Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских 2004 год После прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялось обретение их мощей. Обретение мощей блаженной Марии 14 сентября 2004 года около половины десятого утра на кладбище нижегородского села Большое Череватово отслужили моле­бен перед началом всякого дела. Святой водой […]