Мой римский Антошка

Антошка был воспитанником Симферопольского детского дома, которому мы с мужем помогали как волонтеры. Я познакомилась с ним в 2010 году, а в 2011 он стал моим крестником. Я сама предложила ему стать его крестной мамой, а он согласился. В младшей группе детдома была хорошая усыновляемость, особенно охотно брали в семьи мальчиков, поэтому приезжая к ребятам раз в неделю или две, я могла застать в младшей группе совершенно незнакомых мальчиков, а прежних к тому времени уже забрали в семьи. А Антошке не везло. Вот уже и его друг Витя обрел семью. И еще несколько товарищей по играм были усыновлены. Я видела, что он грустит – еще бы, ведь ему было всего восемь лет. Тогда-то я и сказала ему на ушко: «Слушай, Антошка! Давай я тебя покрещу, а? Тогда я стану твоей крестной мамой. Это, конечно, не родная мама, и я, к сожалению, не могу забрать тебя насовсем. Но я смогу приглашать тебя в гости на выходные, с ночевкой, будете играть с Димкой…» Его глазки заблестели, и он тихо сказал: «Хочу. Очень». И крепко сжал мою руку

Крещение состоялось 3 июня 2011 года. По дороге из Симферополя в Евпаторию я вручила своему будущему крестнику подарок от нашей семьи – личный мобильный телефон с сим-картой. Лучше бы я этого не делала, потому что Антоха тут же стал звонить нам с Игорем и отправлять на наши номера десятки пустых смс. За ночь, перед тем как заснуть в комнате для гостей, он отправил нам около сорока сообщений, и на этом его пополненный нами счёт исчерпал свой лимит. Это было и забавно, и грустно одновременно – ведь кроме нас ему некому было ни звонить, ни писать…

Приехали в Евпаторию, добрались до храма. У ворот нас встречал мой папа – он согласился быть крёстным. А в храме ждал батюшка – отец Георгий, который крестил Антошку, а потом и других моих детдомовских крестников (их у меня трое – детдомовских – Антон, Саша и Эмма).

Учу его креститься: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Крестится, неуверенно, но правильно. Улыбаемся друг другу и идем к купели. Красивое таинство, живое, как рождение.

– Крещается раб Божий Антоний… Во имя Отца. Аминь. И Сына.Аминь. И святого Духа. Аминь.

Серьезный и сосредоточенный, Антошка вел себя, как взрослый. Слушал внимательно, и это было очень трогательно.\

Потом батюшка с матушкой поздравили нас, подарили Антошке целый пакет подарков, и мы поехали домой, ели торт, ходили в Динопарк. На другой день мама с папой забрали Антошку на дачу на целый день – он познакомился с моими сёстрами и очень им понравился. Настя говорила мне, что Маша влюбилась, а Маша – то же самое про Настю. Катались на велосипедах, жарили шашлык, удили с моими папой и дедушкой рыбу.

На следующий день Антошка с Димой причащались, и к вечеру мы отвезли его обратно. Договорились через две недели забрать в Евпаторию на выходные, праздновать день рождения моей младшей сестры Маши, с которой он подружился. Но именно в это время Антон заболел, и мы не могли его забрать. А потом случилось чудо – у Антошки появилась семья! Он уехал жить в Рим. Я не успела попрощаться с ним и познакомиться с его приемными родителями – весь июль я летала по миру с выступлениями. И очень расстроилась, что не поцеловала крестника на прощание. Не поговорила с его новой мамой. Не оставила свои контакты. Но директор детдома – к моей радости – передала мне записку от Тицианы, усыновившей мальчика. В записке были полное имя мамы и электронная почта…

Потом я крестила Эмму, двенадцатилетнюю девочку, – она сама меня об этом попросила. И ее тоже сразу удочерили. И тоже в Италию.

Потом крестила Сашу – Антошкиного друга, и его тоже усыновили. Я объясняю это тем, что у принявших крещение деток появляется Ангел-хранитель и святые, в честь которых их крестили. И они молятся за ребят. А чего больше всего хотят дети из детского дома? Конечно, иметь семью.

На католическое Рождество я написала Тициане по электронной почте поздравления и привет. Но ответа не получила. Потом, кажется, еще писала. В ответ снова молчание. Я не обиделась и даже не удивилась. Мне казалось вполне естественным желание родителей полностью вычеркнуть детдомовские годы из памяти детей. И даже я была частью этой памяти. Поэтому я продолжала поминать отрока Антония в молитвах и больше не писала, чтобы не беспокоить.

Каково же было мое изумление, когда в 2016 году, разбирая «отфильтрованные сообщения» в Фейсбуке (то есть те сообщения, которые приходят не от друзей, а от людей, никак не связанных с тобой в Фейсбуке. Я раньше вообще понятия не имела о существовании папки «Отфильтрованные сообщения» – с 2010 года там их было несколько сотен, так что мне пришлось долго разбирать их) я увидела письмо от Тицианы, в котором она пишет, что Антошка очень скучает и просит выйти на связь. Письмо было за 2013 год. Я тут же написала ответ, не уверенная, что он будет актуальным. Но Тициана мне очень тепло ответила и началась наша переписка.

Она рассказала, что период адаптации у Антона проходил очень тяжело. Он долго не мог выучить язык, найти друзей, привыкнуть к новому дому. Когда он научился более-менее понятно выражать свои мысли по-итальянски, он рассказал, что я и наша семья были единственным светлым воспоминанием из прошлой жизни. Именно тогда Тициана и написала мне, но я не увидела ее письмо, попавшее в папку «Отфильтрованные сообщения». Я спросила, получала ли она электронное письмо от меня в конце 2011 года, но она не вспомнила такого письма. Так или иначе, мы нашли друг друга и это было большой радостью для нас всех.

Тициана сказала, что, когда мы в следующий раз будем выступать в Италии, в каком бы городе это не происходило, они постараются приехать с Антоном. А в марте на каникулах мы решили куда-нибудь отправиться и выбрали Рим – и потому что город хороший, и потому что никогда не бывали в нем, но главное – чтобы встретиться с Антошкой и его мамой.

Сразу определились с тем, что нас интересует в этой поездке – христианский Рим. Я написала отцу Василию в Милан и попросила порекомендовать мне православного гида по Риму, если такой известен. Так мы познакомились с Сергеем, который провел нам действительно интересную и очень полезную экскурсию.

Сергий был прихожанином русского храма в Риме. Он оказался удивительным рассказчиком, мы слушали его, затаив дыхание. Первым делом повел нас в тот собор, возле которого мы встретились. Базилика Санта-Мария-Маджоре – одна из четырех главных базилик вечного города. Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была основана в раннехристианский период. История ее строительства превратилась в красивую легенду: римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором явилась ему Пресвятая Дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. Это событие отображено в одной из мозаик на входе в храм. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что белоснежным одеялом был укутан Эсквилинский холм Рима. Так, в 352 году н.э. заложили первый камень базилики. В V веке храм был значительным образом расширен и перестроен. Именно тогда базилика была посвящена Деве Марии. С веками Санта-Мария-Маджоре достраивался и украшался, наполнялся святынями.

Храм очень красивый снаружи, а внутри – еще более невероятный. Главной святыней базилики является драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, которая скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал Младенец Иисус. Я спросила Сергия, как же эта колыбель, эти ясли сохранились? Кто хранил их? Пресвятая Богородица? На это наш гид ответил нам, что он не думает, что это именно те ясли, в которых лежал Христос, скорее всего, это ясли того времени из тех же мест.

Далее Сергий повел нас в базилику святого апостола Павла или Сан Паоло Фуори ле Мура. Она относится к четырем папским базиликам Рима и поставлена на месте казни апостола Павла. Базилика расположена за Аврелиановой стеной, то есть формально за границей Рима по меркам раннехристианской эпохи. Апостол Павел как римский гражданин удостоился «почетной» казни через усечение мечом, в отличие от евреев, которых казнили более зверскими способами – например, апостола Петра распяли вниз головой. Правда по его собственной просьбе это сделали именно вниз головой, так как святой апостол считал себя недостойным быть распятым, как Христос.

Квадратный двор, характерный для итальянских храмов, огромный храм и удивительное чувство, что ты – дома. Мощи апостола лежат в саркофаге в крипте, то есть под алтарем, к ним можно спуститься и помолиться. В 1823 году в храме случился пожар, после которого саркофаг оказался погребен под застывшим слоем расплавленных камней и металла. Долгое время не предпринимались попытки извлечь ковчег, лишь в 2005 году начались осторожные раскопки, в результате которых саркофаг был обнаружен и извлечен.

Мы присели на скамью, желая побыть в тишине и осмотреться. По внутреннему периметру здания, вверху мы увидели изображения пап – их было очень много. Сергий сказал, что одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех римских пап, размещенных в медальонах. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что, когда пустых медальонов не останется и последний папа умрёт, настанет конец света.

Храм, в котором почти не было людей, произвел умиротворяющее впечатление, оттуда совсем не хотелось уходить в шумный город. Но мы отправились к метро, чтобы попасть в Ватикан и поклониться мощам апостола Петра.

Ватикан – это государство в государстве, а точнее в городе. Это резиденция папы римского и управляет им папа, а не правительство Италии и уж тем более не мэрия Рима, в котором расположен Ватикан. Граница – хоть и условная – но есть.

Собор святого Петра – крупнейшая историческая христианская церковь в мире, это памятник апостолу Петру, который проповедовал в языческом Риме. В 64 году нашей эры Петр был арестован, переведен на одну из огромных цирковых арен империи и замучен на перевернутом кресте. Его тело вынесли за стены арены, и там, на склоне того, что называлось Ватиканским холмом, оно было погребено, возможно, в маленьком крытом склепе. Спустя три столетия христианский император приказал построить огромную церковь на месте могилы святого Петра, которая превратилась к тому времени из маленькой могилки, в средних размеров храм. Далее храм достраивался, даже сносился для создания нового, более крупного и величественного, и в итоге получился огромный собор.

Мы простояли в очереди туда около сорока минут, что, по словам Сергия, не очень много. Людей было множество, но атмосфера в очереди и внутри собора, когда мы попали туда, была благожелательная и теплая.

Попав внутрь собора, мы остолбенели. Трудно писать об увиденном, настолько это было масштабно и величественно. Купол работы великого Микеланджело, знаменитая Пьета – мраморная скульптура его же работы. Скульптура изображает Богоматерь, оплакивающую снятого с Креста Спасителя, это поистине величайший шедевр изобразительного и драматического искусства – отойти от него я долго не могла. Скульптура находится за пуленепробиваемым стеклом (статую разбил вандал много лет назад), к которой прильнули люди, но ничего не мешало. Как же можно в камне так передать боль и скорбь, думала я, глядя на шедевр. Кстати, маленькую мраморную копию этой скульптуры я когда-то купила во Флоренции именно потому, что и маленькая копия, выставленная в лавке сувениров, заставила меня остановиться и впиться в нее глазами…

Собор не просто огромен, он – гигантских размеров. Общая длина базилики 211,6 метров. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором святого Петра.

Наконец мы добрались до того места, где хранятся мощи первоверховного апостола, эта гробница называется исповедалищем святого Петра. Гробница одновременно является и жертвенником, так как мощи хранятся в подземной комнате, к которой ведет лестница. Спуск этот окружен мраморной решеткой, но она всегда закрыта, так что можно только преклонить колени перед ней, сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.

Мы долго ходили по подземной части базилики, потом снова по самому собору. Времени было мало, а впечатлений много. Все увиденное нужно было осмыслить, но мы уже спешили покинуть Ватикан, так как хотели побывать и в других храмах.

– Вы видели, какая большая очередь стоит у входа в этот собор? Конечно, все стремятся сюда, верующие хотят поклониться мощам апостола Петра, – сказал наш гид. – Но есть парадокс: в храме, куда мы сейчас отправимся, очередей нет и народу там немного. А ведь там хранится часть подлинной таблички, висевшей на Кресте Господнем, с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это верхняя, самая короткая перекладина Креста Господня. Также в этом храме хранится один из гвоздей, которым был распят Христос, частицы Креста, шипы от тернового венца Спасителя. И там совсем немноголюдно. Нужно поторопиться, чтобы успеть туда до закрытия.

Этот храм – базилика Святого Креста Иерусалимского, по-итальянски Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Внешне церковь Креста не выделяется среди других римских храмов, она намного скромнее собора святого Петра и базилики апостола Павла, виденных нами в тот день. А вот история этого храма удивительна – он построен на месте дворца святой равноапостольной царицы Елены, которая и организовала в Иерусалиме археологические раскопки, чтобы отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Часть обретенного Креста святая Елена доставила в Рим и хранила святыню во дворце, где проживала сама. Своему сыну, Императору Константину, тоже равноапостольному, она завещала на месте ее покоев возвести церковь, что он и сделал. Церковь позже не раз перестраивалась. Однако и сегодня нижний храм двухэтажной базилики устроен в том самом зале, что некогда был частью дворца равноапостольной царицы.

Помещение, где хранятся святыни, привезенные Еленой, частично находится под землей – тот уровень, на котором стоял ее дворец, стал ниже современного. Туда ведут ступени, а когда мы спустились – кстати в полном одиночестве, – Сергий подвел нас к стене, в которой, за пуленепробиваемым стеклом хранятся святыни. Чувство, возникшее у нас всех, можно назвать тихой, светлой радостью. Вот перед нами частица Креста Господня, и не просто частица, а большой фрагмент, с той самой надписью. И гвоздь, которым распяли Господа, – вот он прямо перед нами. Мы вспомнили Милан, где гвоздь хранится под потолком собора и удивились простоте и доступности святынь базилики Святого Креста Иерусалимского. Вообще, самое трепетное чувство близости святыни мы ощутили именно здесь.

А на следующий день была назначена встреча с моим римским Антошкой. Ближе к вечеру на площади Испании мы и встретились. Я его сразу узнала – он почти не изменился, хотя и подрос. Димка тут же бросился с своему старому другу здороваться. Мой крестник немного смущался и молчал, я начала говорить с ним по-английски, но его мама, с которой мы тоже успели обняться и поздороваться, попросила, чтобы мы говорили с ним на русском языке. «Он понимает, просто говорить немного разучился», – пояснила она. И мы стали говорить с Антошкой по-русски. Димка трещал, не умолкая. Антошка его слушал внимательно. Потом умный Дима решил, что, если задавать вопросы, это поможет вывести Антона на разговор и он заговорит на забытом им языке. Так и вышло. Но уже позже вечером. А тогда мы стояли у фонтана, счастливые. Антошка подарил мне маленький картонный пакетик. Внутри оказался… браслет от Тиффани! Никогда у меня не было ничего от Тиффани, и в такую серьезную минуту я вдруг вспомнила о том, как мне нравится фильм «Завтрак у Тиффани», где главная героиня в исполнении Одри Хепберн хотела иметь ювелирное изделие этой фирмы. Наверное, у меня была очень глупая и счастливая физиономия, потому что все рассмеялись.

«Надень», – попросил Антон жестом. Я надела. Браслетик был очень изящный, тоненький, серебряный. Я смотрела на него, потом на Антошку и пыталась осознать, что это мой крестник, мальчик, которому мы когда-то подарили мобильник, с которого он радостно слал нам сорок смс ночью из соседней комнаты, потому что ему некому больше было писать… Этот счастливый, любимый и любящий сын – наш маленький Антошка, грустный детдомовец из Симферополя. В это не верилось и я перестала пытаться это объять умом, а просто искренне порадовалась подарку. Мы с Димой тискали Антона, обнимались и хохотали. Его чудесная мама Тициана стояла рядом и улыбалась. Я подарила ей альбом. В нем были фотографии с крещения Антона и еще несколько снимков, когда он гостил у нас. Тициана расплакалась и сказала, что так мечтала увидеть ее малыша («пикколо» она сказала по-итальянски и вообще она так и называла Антона все время – «мио пикколо», мой малыш) в детстве, каким он был до их встречи. Она очень обрадовалась альбому, и я ее понимаю. Потом мы пошли в кафе и поужинали, а Дима наконец разговорил Антона, к большой радости его мамы. Она хотела, чтобы ее «пикколо» никогда не забывал родной язык.

«Как же здорово, что они встретились – Антон и его мама!» – думала я. Кстати, они и похожи были, как родные.

Так и запомнился мне Рим – святынями, храмами и счастливым ребенком, которому Господь подарил семью. Моим крестником. Моим римским Антошкой.

Ксения Симонова, г. Евпатория

 

Ксения Симонова – художница, график, мультипликатор, мастер песочной анимации. Помимо песочной анимации, Симонова занимается работой в экспериментальных анимационных техниках – «снежная графика» и «пластическая анимация». Это авторские техники, разработанные Ксенией с 2012 по 2013 годы. В этих техниках, как и в технике песочной анимации, она снимает мультфильмы с 2013 года, выступая в качестве режиссёра, сценариста и художника-мультипликатора. Ксения Симонова начала заниматься песочной анимацией в конце 2008 года. В начале 2009 года, узнав о кастинге первого сезона проекта «У Украины есть талант», она решила принять в нем участие. В финале выступила с песочной историей «Не опоздайте» о любви к родителям. 26 июня 2009 года Ксения Симонова стала победителем шоу. С этого времени она выступила более чем в сорока странах мира, от лондонского Альберт-холла до Сиднейской оперы, выступала в присутствии президента Мальты Джорджа Абела; королевы Датской Маргреты Александрины Торхильдур Ингрид; принцессы Королевства Таиланд Маха Чакри Сириндхорн, принцессы Марокко Лаллы Хасны; членов королевской семьи Виндзор, правящего монарха Королевства Бутан Джигме Кхесара Намгьяла Вангчука и других. В подарок Серафимо-Дивеевскому монастырю Ксения Симонова сделала песочные анимационные фильмы о преподобной Александре Дивеевской и священномученике Серафиме (Чичагове).

Download Nulled WordPress Themes
Download Premium WordPress Themes Free
Download Premium WordPress Themes Free
Download Best WordPress Themes Free Download
free online course
download huawei firmware
Premium WordPress Themes Download
udemy free download

Read More:

Возродивший Дивеевскую обитель. Митрополит Николай (Кутепов)

В возрождении Серафимо-Дивеевского монастыря, конечно же, особенно памятно его благодатное начало. Потом наступили повседневные труды, за которыми с вниманием и радостью следил архиепископ, а затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Его отеческая забота и молитва укрепляли сестер в тех неизбежных трудностях, с которыми приходилось сталкиваться им в первые годы. В Горьковскую епархию архиепископ Николай (Кутепов) […]

Восстановитель балаклавских храмов

Двадцать два года назад, в 1996 году, в наш монастырь привез икону священномученика Климента Римского с частичкой его мощей севастопольский архимандрит Августин (в миру – Александр Половецкий). Она находится в Троицком соборе около мощей преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим имел особенную любовь и почтение к ревнителям православной веры –  священномученику Клименту, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, […]

Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских

современная история обители Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских 2004 год После прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялось обретение их мощей. Обретение мощей блаженной Марии 14 сентября 2004 года около половины десятого утра на кладбище нижегородского села Большое Череватово отслужили моле­бен перед началом всякого дела. Святой водой […]