Дивеевские святые источники
Дивеевские святые источники
Рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем находится множество святых источников. Есть среди них старинные, а есть совсем новые, но уже прославленные чудесной помощью по молитвам тех святых, которым они посвящены.
Рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем находится множество святых источников. Есть среди них старинные, а есть совсем новые, но уже прославленные чудесной помощью по молитвам тех святых, которым они посвящены.
Источник
преподобного Серафима
в поселке Цыгановка

1
Источник
преподобного Серафима
в поселке Цыгановка
Саровский лес прежде был густой и непроходимый настолько, что «руку просунуть негде». Сегодня там, где находится почитаемый источник преподобного Серафима, этот лес уже не назовешь чащей. Но все же стоят вокруг высокие сосны и ели, и тишина этого леса охватывает всех входящих в него, и чувство возникает такое, что в этом лесу нельзя говорить, а можно только молиться.

О происхождении источника близ поселка Цыгановка местные жите­ли рассказывают, что сам батюшка Серафим явился на берегу реки Сатис – там, где проходило ограждение секретного объекта, расположенного на территории Саровского монастыря. Был преподобный Старец в белом балахончинке и с посохом в руках. Трижды он стукнул посохом о землю – и образовались три источника. При этом батюшка сказал, что сюда будут приходить люди и получать исцеления.

Соседство с за­претной зоной делало такие походы особенно опасными, но поток людей в это место не прекращался. В начале 80-х годов власти распорядились засыпать источник. Подогнали мощный трактор, но он неожиданно сломался. Пока ждали, когда привезут новую деталь, из леса появился Старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Под впечатлением от этой встречи рабочий долго не мог починить трактор. А к концу дня технику перегнали на другой объект.
Саровский лес прежде был густой и непроходимый настолько, что «руку просунуть негде». Сегодня там, где находится почитаемый источник преподобного Серафима, этот лес уже не назовешь чащей. Но все же стоят вокруг высокие сосны и ели, и тишина этого леса охватывает всех входящих в него, и чувство возникает такое, что в этом лесу нельзя говорить, а можно только молиться.

О происхождении источника близ поселка Цыгановка местные жите­ли рассказывают, что сам батюшка Серафим явился на берегу реки Сатис — там, где проходило ограждение секретного объекта, расположенного на территории Саровского монастыря. Был преподобный Старец в белом балахончинке и с посохом в руках. Трижды он стукнул посохом о землю — и образовались три источника. При этом батюшка сказал, что сюда будут приходить люди и получать исцеления.

Соседство с за­претной зоной делало такие походы особенно опасными, но поток людей в это место не прекращался. В начале 80-х годов власти распорядились засыпать источник. Подогнали мощный трактор, но он неожиданно сломался. Пока ждали, когда привезут новую деталь, из леса появился Старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Под впечатлением от этой встречи рабочий долго не мог починить трактор. А к концу дня технику перегнали на другой объект.
Сейчас источник благоустроен: к нему провели шоссейную дорогу, русло реки Сатис отвели в сторону, а на месте выхода родника устроили озеро. Для перехода посетителей установили пешеходный мост. У самого источника устроили колодец и удобные деревянные купальни. На правом берегу возвели бревенчатую часовню в честь преподобного Серафима Саровского.
Сейчас источник благоустроен: к нему провели шоссейную дорогу, русло реки Сатис отвели в сторону, а на месте выхода родника устроили озеро. Для перехода посетителей установили пешеходный мост. У самого источника устроили колодец и удобные деревянные купальни. На правом берегу возвели бревенчатую часовню в честь преподобного Серафима Саровского.
Многочислен­ные случаи помощи Божией у источника Се­рафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают людей, желающих через купание в святом роднике приобщиться благодати Божией. Вот как описывает свои впечатления современная паломница: «Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои пятки очутились в этой воде, я почувствовала непреодолимое желание выскочить из нее: вода – л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура – плюс 5-6˚, и зимой, и летом. Но уже выстроилась очередь, которая меня ждет. Я читала, что перед тем как окунуться в эту водичку, надо, во-первых, мысленно настроиться, перекреститься, сказать: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь", и с этими словами нырнуть с головой, и так три раза. Перекрестилась – "Во имя Отца…" бултых в воду – вылетела как пробка – "и Сына…" опять бултых – "и Святого Духа!" и опять нырок в ледяную купель. Не помню, как выскочила, но свое первое ощущение после купания запомнила отлично: мне стало жарко и радостно».
Многочислен­ные случаи помощи Божией у источника Се­рафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают людей, желающих через купание в святом роднике приобщиться благодати Божией. Вот как описывает свои впечатления современная паломница: «Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои пятки очутились в этой воде, я почувствовала непреодолимое желание выскочить из нее: вода – л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура – плюс 5-6˚, и зимой, и летом. Но уже выстроилась очередь, которая меня ждет. Я читала, что перед тем как окунуться в эту водичку, надо, во-первых, мысленно настроиться, перекреститься, сказать: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь", и с этими словами нырнуть с головой, и так три раза. Перекрестилась – "Во имя Отца…" бултых в воду – вылетела как пробка – "и Сына…" опять бултых – "и Святого Духа!" и опять нырок в ледяную купель. Не помню, как выскочила, но свое первое ощущение после купания запомнила отлично: мне стало жарко и радостно».
Исцелений от святого источника так много, что теряешься, о каких же рассказать. Вот случай, произошедший с инокиней А.: «До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил". Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Исцелений от святого источника так много, что теряешься, о каких же рассказать. Вот случай, произошедший с инокиней А.: «До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил". Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Неонилла из г. Луцка рассказала, что пришла на источник и стала читать акафист преподобному Серафиму. Неонилла почти решила не купаться, потому что было холодно, но подумала: «А как же я пойду на исповедь и к Причастию, если даже купаться грехи не позволяют», – и вошла в воду. «Купайся с головой», – советовали ей. «Когда вышла, – вспоминала она, – было так серо в глазах, будто полные воды. И вдруг, как пелена спала – так ярко, так чудно все вокруг увидела, как никогда, так все дивно и красиво!» «Я вижу, слышите, я вижу, – закричала Неонилла в восторге. У нее была высокая степень близорукости, так что она не могла читать. И вдруг исцелилась и увидела все так ясно и четко, что смогла прочитать даже мелким шрифтом написанный акафист преподобному Серафиму. «Я кричала от радости на весь саровский лес», – сказала она.
Неонилла из г. Луцка рассказала, что пришла на источник и стала читать акафист преподобному Серафиму. Неонилла почти решила не купаться, потому что было холодно, но подумала: «А как же я пойду на исповедь и к Причастию, если даже купаться грехи не позволяют», – и вошла в воду. «Купайся с головой», – советовали ей. «Когда вышла, – вспоминала она, – было так серо в глазах, будто полные воды. И вдруг, как пелена спала – так ярко, так чудно все вокруг увидела, как никогда, так все дивно и красиво!» «Я вижу, слышите, я вижу, – закричала Неонилла в восторге. У нее была высокая степень близорукости, так что она не могла читать. И вдруг исцелилась и увидела все так ясно и четко, что смогла прочитать даже мелким шрифтом написанный акафист преподобному Серафиму. «Я кричала от радости на весь саровский лес», – сказала она.
Замечательный случай исцеления на источнике преподобного Серафима произошел с молодым человеком Олегом К., проживающим в г. Чебоксары. Он мучился головной болью. Врачи через УЗИ обнаружили опухоль в голове и предложили ему операцию. Но старший брат Игорь привез его в Дивеево на источник преподобного Серафима. После купания уже к вечеру прошли головные боли, а через неделю не стало и опухоли.
Замечательный случай исцеления на источнике преподобного Серафима произошел с молодым человеком Олегом К., проживающим в г. Чебоксары. Он мучился головной болью. Врачи через УЗИ обнаружили опухоль в голове и предложили ему операцию. Но старший брат Игорь привез его в Дивеево на источник преподобного Серафима. После купания уже к вечеру прошли головные боли, а через неделю не стало и опухоли.
Источники Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление»
2
Источники Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление»
Древнейший из дивеевских родников – Казанский. История его возникновения, основанная на преданиях, относится ко временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. На северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник.

В 1845 году над источником уже стояла часов­ня, отмеченная на земельном плане того време­ни. Часовня несколько раз перестраивалась, становилась все более величественной. В центре ее находился сруб над источником. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Под струей купали больных детей, взрослые обливались из ведра.

В последней по времени часовне иконостас был мраморный, иконы – писаные и большие. О том, с какой любовью она была украшена, можно судить по сохранившимся иконам святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, которые сейчас находятся в Троицком соборе монастыря.
Древнейший из дивеевских родников – Казанский. История его возникновения, основанная на преданиях, относится ко временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. На северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник.

В 1845 году над источником уже стояла часов­ня, отмеченная на земельном плане того време­ни. Часовня несколько раз перестраивалась, становилась все более величественной. В центре ее находился сруб над источником. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Под струей купали больных детей, взрослые обливались из ведра.

В последней по времени часовне иконостас был мраморный, иконы – писаные и большие. О том, с какой любовью она была украшена, можно судить по сохранившимся иконам святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, которые сейчас находятся в Троицком соборе монастыря.
Когда часовню разрушили, святые образа раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году, местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году она чудесным образом обновилась. При возобновлении Дивеевского монастыря ее владелица монахи­ня Домника (Грашкина) передала святой образ в обитель, ныне он находится в Троицком соборе.

Когда часовню разрушили, святые образа раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году, местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году она чудесным образом обновилась. При возобновлении Дивеевского монастыря ее владелица монахи­ня Домника (Грашкина) передала святой образ в обитель, ныне он находится в Троицком соборе.

В 1991 году над источником поставили скромную часовню и купальню. В 2003 году место благоустроили, дорожки выложили камнем, построили новые купальни и часовню.

Рядом с Казанским источником расчистили и благоустроили еще два родника, которые с давних времен образовались в пойме реки Лубинки. В 2006 году один из них освятили в честь великомученика Пантелеимона, а, спустя пять лет, другой – в честь иконы Божией Матери «Умиление».

На Пантелеимоновском источнике, пожалуй, одна из самых лучших купален в Дивееве – большой бассейн. Источник открыт совсем недавно, но уже стал почитаемым, и сюда стремятся многие из паломников. Вода в нем приятна на вкус и не так холодна, как в других дивеевских родниках. Считается, что вода из этого источника помогает в лечении детских и затянувшихся болезней.

На Казанский и соседние с ним источники ежегодно при­езжает огромное число паломников. С молитвой к Царице Небесной и к великомученику Пантелеимону они набирают воду и окунаются в купальни. После купания приятно посидеть на территории комплекса, ведь отсюда открывается прекрасный вид на монастырь.
В 1991 году над источником поставили скромную часовню и купальню. В 2003 году место благоустроили, дорожки выложили камнем, построили новые купальни и часовню.

Рядом с Казанским источником расчистили и благоустроили еще два родника, которые с давних времен образовались в пойме реки Лубинки. В 2006 году один из них освятили в честь великомученика Пантелеимона, а, спустя пять лет, другой – в честь иконы Божией Матери «Умиление».

На Пантелеимоновском источнике, пожалуй, одна из самых лучших купален в Дивееве – большой бассейн. Источник открыт совсем недавно, но уже стал почитаемым, и сюда стремятся многие из паломников. Вода в нем приятна на вкус и не так холодна, как в других дивеевских родниках. Считается, что вода из этого источника помогает в лечении детских и затянувшихся болезней.

На Казанский и соседние с ним источники ежегодно при­езжает огромное число паломников. С молитвой к Царице Небесной и к великомученику Пантелеимону они набирают воду и окунаются в купальни. После купания приятно посидеть на территории комплекса, ведь отсюда открывается прекрасный вид на монастырь.
Источник
преподобной Александры

3
Источник
преподобной Александры
До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки в нескольких метрах от нынешнего места. По преданию, он истек из могилы Дивеевской первоначальницы, похороненной у алтаря Казанской церкви. В то время на могиле наблюдались необыкновенные явления: сами собой зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, ощущалось благоухание, иногда слышно было журчание воды.

Современные нам специалисты, изучавшие фундаменты и грунты Казанского храма, отмечают, что дождевая и талая снеговая вода с поверхности земли через почву уходит со всей территории монастыря в доломиты; вода очищается через эти естественные фильтры. Пройдя сквозь освященную землю, она, действительно, выходит в чудотворном источнике матушки Александры.

При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов прежний источник был затоплен, и его вода и название перешли на ныне действующий. Сильнее прежнего забил живоносный родник. Это ближайший к монастырю источник. На Крещение Господне, медовый Спас, день памяти великомученика Георгия Победоносца сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского здесь произведены ремонтно-восстановительные работы, выстроены купальни и часовня, которая в 2003 году была освящена в честь преподобной Александры Дивеевской.
До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки в нескольких метрах от нынешнего места. По преданию, он истек из могилы Дивеевской первоначальницы, похороненной у алтаря Казанской церкви. В то время на могиле наблюдались необыкновенные явления: сами собой зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, ощущалось благоухание, иногда слышно было журчание воды.

Современные нам специалисты, изучавшие фундаменты и грунты Казанского храма, отмечают, что дождевая и талая снеговая вода с поверхности земли через почву уходит со всей территории монастыря в доломиты; вода очищается через эти естественные фильтры. Пройдя сквозь освященную землю, она, действительно, выходит в чудотворном источнике матушки Александры.

При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов прежний источник был затоплен, и его вода и название перешли на ныне действующий. Сильнее прежнего забил живоносный родник. Это ближайший к монастырю источник. На Крещение Господне, медовый Спас, день памяти великомученика Георгия Победоносца сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского здесь произведены ремонтно-восстановительные работы, выстроены купальни и часовня, которая в 2003 году была освящена в честь преподобной Александры Дивеевской.
Источник Иверской иконы Божией Матери
4
Источник Иверской иконы Божией Матери
За старым кладбищем, на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы, находится Иверский источник. Раньше здесь было несколько небольших ключиков, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно углубляя их. По рассказам старожилов, сюда ходили молиться в засушливые годы о даровании дождя.

У источника построена часовня Иверской иконы Божией Матери. По этой иконе и источник тоже называется Иверским. Его вода обладает целебной силой; замечено, что она помогает бесноватым.
За старым кладбищем, на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы, находится Иверский источник. Раньше здесь было несколько небольших ключиков, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно углубляя их. По рассказам старожилов, сюда ходили молиться в засушливые годы о даровании дождя.

У источника построена часовня Иверской иконы Божией Матери. По этой иконе и источник тоже называется Иверским. Его вода обладает целебной силой; замечено, что она помогает бесноватым.
Как правило, на праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды. Затем крестный ход обходит всю историческую территорию Дивеевского монастыря с пением праздничного тропаря и кроплением зданий и людей водой с Иверского источника.
Как правило, на праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды. Затем крестный ход обходит всю историческую территорию Дивеевского монастыря с пением праздничного тропаря и кроплением зданий и людей водой с Иверского источника.