дивеевские скиты
Арзамасское подворье
Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Арзамасское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Лето 2016 г.
Своим четвертым земным уделом Царица Небесная избрала Дивеево. Она обещала низвести на это место благословение со всех Своих земных уделов – Иверии, Афона и Киева. И говорила, что здесь устроится обитель, равной которой не было, нет и не будет на земле. Такое обетование в середине XVIII века получила Дивеевская первоначальница преподобная Александра.

Через сто лет, в 1861 году, Дивеевская община стала монастырем. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», – так образно выразил свое впечатление об обители Нижегородский епископ Иоанникий (Руднев), пораженный ее размерами. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре было 1600 сестер. Его представительства имелись в Петергофе, Москве, Нижнем Новгороде и Харькове. В соседнем Арзамасе Дивеевского подворья не было. Возможно, сестры, останавливались здесь у кого-нибудь из своих благодетелей.

Преподобный Серафим Саровский, стараниями которого устраивалась Дивеевская обитель, предсказывал: «Дивеево-то лавра будет, Вертьяново – город, а Арзамас – губерния!» – подчеркивая особую значимость этих мест.

Современный Арзамас, действительно, под стать некоторым губернским городам. В нем живет более ста тысяч человек, имеются большие заводы, он стоит на пересечении железнодорожных магистралей и в узле автомобильных дорог. Это – кафедральный город, его название входит в титул правящего Нижегородского архиерея. Арзамас неофициально является «главным» в правобережной части Нижегородской области.
Арзамас еще издали блестит золотыми верхушками своих куполов
Для дивеевских Арзамас – родина святой блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, место, где она начала свой подвиг юродства и откуда в 1837 году отправилась в Дивеево. Вся ее арзамасская жизнь прошла в низовой части, во Владимирском, а затем – в Иоанно-Богословском приходах. В низовой же части, рядом с этими храмами, в 1998 году начало создаваться Дивеевское подворье.

В конце двадцатых годов, после закрытия монастыря, и в пятидесятых годах, после возвращения из сталинских лагерей, в Арзамасе обосновались некоторые дивеевские сестры. Они жили в разных районах города и на его окраине – в поселке Выездное. Несколько сестер нашли приют в доме Николая Никаноровича Доброхотова – старосты, а затем иеродиакона Христорождественской церкви. Этот домик сохранился, он стоит на горочке, рядом с нынешним Дивеевским подворьем.

В 1991 году в Арзамасе была устроена последняя, перед Дивеевом, остановка крестного хода со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. «На горизонте еще долго виднеется величественный Воскресенский собор Арзамаса, – записал в своих воспоминаниях очевидец тех событий архиепископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), – а к дороге с необозримых полей и лугов ручейками стекаются спешащие поклониться святым мощам местные крестьяне. В разговорах с ними сразу отмечаешь их особое отношение к Саровскому угоднику, отражающееся в детской простоте и в уверенности, что отныне "наш батюшка Серафим" уже вечно будет пребывать в Дивееве – четвертом уделе Царицы Небесной».
История Рождественского прихода
Арзамас еще издали блестит золотыми верхушками своих многочисленных церквей; среди весенней приветливой зелени полукругом, медленно развертывается он на своих зеленых высотах. … Ни один из уездных городов так не богат церквями, как Арзамас. При одиннадцати тысячах населения он имеет тридцать шесть церквей.
К батюшке Серафиму. Серафимо-Дивеевский монастырь, Отчий дом, 2007 г.
1000 лет назад самым крайним на востоке русским городом считался Муром. За Окой уже начиналась страна, независимая от русских князей. Она была покрыта дремучими лесами и заселена народом финского племени – мордвой, состоявшим из эрзян, мокшан и каратаев.

Нижегородский писатель Андрей Мельников-Печерский в середине позапрошлого века писал: «Арзамас, ныне уездный город, считается столицей племени эрзя и по всей вероятности, есть тот самый город Арса, о котором упоминает в IX веке Ибн-Фоцлан». Писатель говорит также о том, что прежде это эрзянское поселение называлось Мордовским Арзамасовым городищем. В 1366 году оно было разорено булгарским князем Булат-Темиром. Первое упоминание об Арзамасе, как о сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, встречается в 1572 году в Духовной грамоте царя Ивана Грозного.

Название города состоит из двух мордовских слов: арза или эрзя – собственное имя мордовского племени эрзян, а мась на мордовском языке значит добрый, хороший, прекрасный. То есть место, где стоит Арзамас, есть лучшее в земле эрзян.

Расположение Арзамаса на путях из центральных в юго-восточные районы страны способствовало развитию города. Вокруг него начали вырубаться леса, расширяться пашни, в самом городе получили развитие ремесла. Период с середины XVIII до середины XIX века называется золотым веком Арзамаса. Богатство текло в него рекой, но что всего важнее, в нем процветало благочестие.
Арзамасская крепость. Реконструкция XV века
Любовь к святыне, богобоязненность, исконные русские обычаи в эти места принесли жители Великого Новгорода, переселенные сюда при строительстве крепости. Так традиционно Арзамас был и остается благочестивым городом, в котором люди «в Бога богатеют». Из истории известно, например, что все арзамасцы старались послужить постройке Благовещенского собора. Даже молодые девицы, которым нечего было пожертвовать на храм, не оставались в стороне от общего дела. Они выражали свое усердие тем, что по вечерам приносили к строящемуся собору кирпичей на целый следующий день, тем самым ускоряя работу каменщиков.

В это время не было такого года, чтобы в городе не строились храмы. Об этом периоде в «Исторических сведениях о городе Арзамасе» городской голова Николай Михайлович Щегольков писал: «Золотой век Арзамаса был беспрерывной цепью храмоздательства: не было времени, чтобы в Арзамасе не строилась какая-нибудь церковь. В эти семьдесят пять лет выстроено в Арзамасе и Слободе Выездной двадцать пять церквей. Первенцем был небесам подобный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, составляющий красоту и славу Арзамаса; основание этого храма в 1775 году совпало с началом золотого века. Венцом храмоздательства, последним, построенным в золотом веке храмом, была церковь Рождества Христова, сооруженная Заяшниковыми и освященная в 1850-52 годах. Середину составляло 28-летнее созидание громадного собора».

Почти все арзамасские церкви строились так, что теплый и холодный храмы стояли отдельно, а рядом, как правило, возвышалась колокольня. Издали город казался как будто одним большим монастырем со множеством церквей, церковных куполов и глав.

Первые сведения о церкви Рождества Христова в Арзамасе относятся к 1665 году, когда в слободке Спасского монастыря возле реки Шамки образовался новый приход: «1665 года, июля 22, по выписке за пометою казначея старца Тихона Обанина с сие церкви (Спаса Преображения) данные деньги разложены на новые церкви Рождества Христова да Димитрия Солунского, которые поставлены в Спасском приходе, и данных денег впредь имать не велено». 13 октября 1699 года к освящению церкви Рождества Христова был выдан антиминс, о чем «поп Варфоломей и расписался».

Строили арзамасцы дома Божии, но при этом проявляли великое смирение: о двух или трех только храмах известно, на чей счет они построены, обычно же главные жертвователи скромно прятались в группе других лиц и в церковных описях записывалось, что церковь построена усердием прихожан. Имя главного жертвователя церкви Рождества Христова известно – Александр Михайлович Заяшников. Но не потому известно, что он желал славы. А потому, что этот храм был обетным: когда неожиданно в молодые годы скончалась его младшая дочь Евдокия, Александр Михайлович решил предназначенные ей в приданое деньги пожертвовать на строительство церкви.

В старинных книгах, посвященных истории Арзамаса, Александр Михайлович Заяшников называется одним из замечательнейших арзамасцев, одним из лучших людей этого города. Он родился в 1794 году в Арзамасе в бедной мещанской семье. Вначале был продавцом одного из питейных заведений, но потом начал продавать рыбу и сумел за небольшую плату в казну получить исключительное право торговли в городе Бузулуке Уфимско-Оренбургской губернии.
Картина А. В. Ступина, изображающая Арзамас в XVIII веке. В правом нижнем углу, под крыльями мельницы, видны каменная Смоленская, а перед ней – деревянная Рождественская церкви
Его жена Любовь Степановна, отправившись в Бузулук с обозом, чуть не замерзла в дороге, ее спас извозчик, укрыв своим тулупом. Но, несмотря на такое трудное начало, в Бузулуке их ждало счастье. В те края переселилось множество крестьян из других губерний и, благодаря этому, торговля развивалась хорошо. Здесь Заяшников нажил большие деньги и выдал старшую дочь Марию за небогатого дворянина Николая Яковлевича Стобеуса. На имя зятя Александр Михайлович стал покупать деревни и крестьян. Он уехал из Бузулука и жил то в Арзамасе, то в столицах. Монопольная торговля у него уже была в семнадцати городах, и не таких, как Бузулук, а – в Ярославле, Вятке и Воронеже. И нажил он миллионное состояние.

Когда в Арзамасе свирепствовал голод 1832 года, некоторые арзамасские торговцы, забыв Бога, решили поднять цену на хлеб. Заяшников накупил хлеба в других местах и, привезя в Арзамас, начал продавать его в убыток себе; тем самым спас многих людей от голодной смерти. Понесенный убыток он вскоре возместил, а его благодеяние арзамасцы помнили и спустя десятилетия. Благословение на такой евангельский поступок Александр Михайлович получил в Саровской пустыни у преподобного Серафима.
Александр Михайлович Заяшников. Рисунок с прижизненного портрета
В 1842 году Заяшников положил начало вкладам на вечные времена в пользу церквей, чего прежде никто не догадался сделать в Арзамасе. Он пожертвовал в каждую церковь по 500 рублей, а в некоторые и более. Его примеру последовали многие арзамасские богачи. 3000 рублей Александр Михайлович пожертвовал в Рождественскую церковь с тем, чтобы проценты с них выдавались вдовам причта этого храма. Вместе с купцом П.И Подсосовым Заяшников ассигновал 10000 рублей на учреждение общественного банка.

25 августа 1845 года в возрасте невесты скончалась младшая дочь Заяшникова Евдокия. Он очень скорбел о ее безвременной смерти и решил в память о дочери предназначенную ей в приданое сумму 50000 рублей употребить на добрые дела. Его духовный отец – настоятель Рождественской церкви священник Дмитрий Федорович Раевский, по материнской линии дед Патриарха Сергия (Страгородского), посоветовал на эти средства расширить каменный двухпрестольный храм, который был очень тесен и в дни престольных праздников уже не мог вместить всех богомольцев. Заяшников принял совет, но задумал на месте старой маленькой церкви построить новую – величественную и прекрасную.

Проект выполнил петербургский академик архитектуры Константин Андреевич Тон, который в то время искал новые архитектурные образы и формы в сочетании древнерусского и западного средневекового культового зодчества. По своей архитектуре – это крупный четырехстолпный пятиглавый храм «под звоном» в традициях русской архитектуры XV века с элементами готического стиля в оформлении порталов.
Рождественская улица в Арзамасе. Справа – Рождественская и Смоленская церкви
Александр Михайлович Заяшников успел только положить начало строительству новой церкви. 4 ноября 1846 года в возрасте пятидесяти двух лет он скончался. Уже после его смерти Нижегородский епископ Иаков обратился в Святейший Синод за разрешением вместо тесной Христорождественской теплой церкви в г. Арзамасе дозволить ее прихожанам постройку новой каменной. Проект был утвержден царем Николаем I в августе 1848 года и отослан в Нижний Новгород Преосвященному Иакову с указанием «сделать зависящие распоряжения к неотложному исполнению сего проекта без малейшего отступления от оного и под наблюдением опытного архитектора».

В течение четырех последующих лет строительством храма занимались наследники Заяшникова – его супруга и зять Н.Я. Стобеус. Они не жалели средств на постройку. Церковь была увенчана пятью куполами, крытыми белым железом, с вызолоченными главами и крестами. Великолепный иконостас – «пышный», как о нем писали современники, – блистал золотом. Над ним потрудился архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов), который руководил в Арзамасе мастерской позолотчиков и резчиков. Все иконы были хорошего письма, многие написал петербургский академик живописи Лев Степанович Игорев.
Надгробие И. В. Масленкова
Христорождественская церковь строилась как зимняя, в ней было устроено отопление. Рядом стояла холодная Смоленская с двумя приделами: один – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Александра Невского и другой – в честь преподобного Александра Свирского. Смоленская церковь представляла собой два восьмерика на четверике со световой шейкой и главой луковицей. Храм был построен в 1797 году на средства купцов Масленковых, Корниловых и Быстровых. В нем, с левой стороны от входа, был похоронен арзамасский купец Иван Васильевич Масленков, построивший в 1703 году на этом месте первую Смоленскую церковь. Ивана Васильевича очень уважали в Арзамасе, его могилу почитали как могилу праведника, даже скоблили надгробный камень и порошок от него брали для исцеления. Основатель Саровской пустыни иеромонах Иоанн, с которым Иван Васильевич состоял в духовном общении, говорил, что Масленков был «муж в разуме зело искусен и по премногу рассудителен и во всем полезен, паче же в духовных».

Вместе с другими горожанами участие в строительстве и благоукрашении нового Смоленского храма принимали участие братья Быстровы. Сергей Васильевич Быстров был старостой Смоленской церкви и старался сделать все для того, чтобы строительство шло как можно быстрее, не щадил для этого даже своих собственных средств. Рассказывали, что купленные для своего дома лучшие лесные материалы он отдавал в храм. Однажды не хватило досок для настилки в нем пола, и тогда Сергей Васильевич, разломав полы у себя в доме, возместил недостающие строительные материалы.
Рождественский приход в городе Арзамас. Старинная литография
С западной стороны, справа от паперти, к Смоленской церкви в 1779 году была приложена четырехугольная колокольня. Именно с этой колокольни один из горожан заметил подъезжающую к Арзамасу Екатерину II, которая задержалась в дороге, и разбудил колокольным звоном заснувших от долгого ожидания жителей города.

Рождественская церковь полностью была подготовлена к освящению 1 октября 1850 года. Торжество обновления храма омрачила смерть священника Дмитрия Раевского, который простудился, служа в холодной Смоленской церкви. Новопреставленного настоятеля отпевали в только что освященном храме.
Ведомость о церквях Рождественского прихода за 1892 г. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. Ф. 61, оп. 1, д. 30
В той церкви, которая прежде стояла на этом же месте, было два придела – в честь Рождества Христова и Собора Пресвятой Богородицы. В новом храме главный престол был освящен также в честь Рождества Христова, правый придел по настоянию притча вместо Собора Богородицы посвятили Благовещению, а левый первоначально предполагали устроить в память девицы Евдокии ее небесной покровительнице – преподобномученице Евдокии, но посвятили еще и святителю Николаю чудотворцу – небесному покровителю Стобеуса.

Николай Яковлевич Стобеус, подобно своему тестю, участвовал в делах благотворения. В частности, он вошел в число учредителей «Общества посещения бедных города Арзамаса», целью которого была помощь таким бедным горожанам, которые скрывали свою нищету, голодали и бедствовали, не решаясь просить помощи или подаяния. В 1848-1850 годах Стобеус предложил арзамасскому городскому обществу устроить за собственный счет водопровод для города. Но власти города тогда не усмотрели в организации водопровода практической необходимости.
Водосвятие на реке Тёше в начале ХХ века
К середине XIX века в Рождественском приходе было две богадельни для вдов и сирот духовного звания. Первая в 1828 году построена тщанием купца Парфения Ивановича Киреева в восточной части церковной ограды, вторая – в 1855 году с северной стороны от Смоленской церкви усердием мещанина Афанасия Филипповича Елисеева. Заяшниковы и Стобеус положили в пользу этих богаделен на вечное время 3000 рублей, а нижегородский Преосвященный Иеремия, узнав об этом, из собственных средств выделил еще 1200 рублей. В 1870 году при храме было открыто приходское мужское училище.

Во второй половине XIX века иждивением старосты храма Ивана Алексеевича Жевакина и его братьев в Смоленской церкви был заново сплошь вызолочен громадный, высотой более десяти сажен, иконостас и расписаны живописью стены. Много пожертвований Жевакины сделали и для благоукрашения Рождественской церкви. Братья Иконниковы-Королевы устроили в Рождественской церкви серебряную сторонку для одежды на святой престол, Петр Иванович Портных пожертвовал серебряные ризы на местные большие иконы, а Иван Степанович Белоусов – богатые бархатные ризы, вышитые золотом. Благотворители, веровавшие в Бога и в вечную жизнь, украшали храмы с любовью, неутомимо трудились во славу Божию.
Разрушение храмов
Общее собрание Арзамасского пункта Райзаготсено и пункта хранения Госстрахфонда, 10 июля 1939 года: «…Прозвучала отрицательная оценка антирелигиозной работы в городе, вследствие которой закрытая церковь в с. Выездном вновь открыта, как и в Арзамасе бывшая Рождественская. Благодаря этому создается недовольство и возмущение рабочих и служащих, а также их семей, в особенности школьников… Постановили, кроме поддержки решения о закрытии Рождественской церкви, ходатайствовать о закрытии Выездновской, а также организовать ячейку воинствующих безбожников…»
Андрей Потороев, Разоренные храмы. Очерки Арзамасского богоборчества. Москва. 2006 г.
Церковь Рождества Христова в 2002 году
Революционные потрясения 1917 года разрушили вековой уклад российской жизни. С началом красного террора целенаправленно стали закрываться церкви, их использовали под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри – под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа.

Первая волна ликвидации церквей в XX веке не коснулась Рождественского прихода, но уже в 1932 году Смоленская церковь была закрыта, часть ее имущества передали Рождественскому храму.

8 января 1934 года горсовет принял решение о совместное пользовании Христорождественской церквью двумя общинами – православной и обновленческой. Это было явное нарушение закона, так как православная община имела договор на пользование храмом. К тому же постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 года запрещало передачу одного молитвенного здания двум разным религиозным группам.

26 февраля 1934 года православная община направила жалобу прокурору. 27 февраля глава арзамасских обновленцев священник Михаил Ардалионович Рубинский ворвался в храм и стал требовать половину помещения, половину имущества, половину сторожки. В это время в Рождественской церкви было на богослужении около ста пятидесяти человек. Исполнявшие обязанности старосты Анна Говорова и монахиня Татьяна Жданова изгнали Рубинского из церкви, назвав его красным попом и коммунистом. Прихожане поддержали их.

Рубинский подал заявление в горсовет, в котором обвинил власти в том, что они дают свободу контрреволюционной тихоновской церкви и игнорируют просьбы, ходатайства и требования существующей с 1922 года обновленческой общины, стоящей на платформе советской власти. После этого председателя церковного совета вызвали в милицию, там его подвергли оскорблениям и угрозам.

Власти стали принуждать православную общину принять обновленцев в совместное пользование Христорождественской церковью. Под давлением был подписан акт-соглашение, но почти сразу же председатель церковного совета сделал приписку на документе: «Мы, церковный совет, с поручения своей общины, заявляем горсовету, что не желаем быть с обновленческой общиной вместе и сдаем храм им одним», что и было утверждено властями 22 апреля 1934 года.

Изгнав православную общину, Рубинский уже через несколько месяцев добровольно отказался в пользу горсовета от Христорождественского храма «за его непригодностью и необходимо требуемого большого ремонта». 1 октября 1935 года церковь была закрыта «по настоятельной просьбе верующих». Ее передали тресту «Жилземлес».

Поскольку договор с обновленцами не был заключен, а с православной общиной его не расторгли, верующие стали отвоевывать свои храмы жалобами в Москву на незаконные действия властей. Их поддержал митрополит Нижегородский и Арзамасский Сергий (Страгородский). В своем письме в Постоянную комиссию по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР он писал: «Рубинский, которому передан собор, в свое время был лишен сана и с этой стороны известен всему Арзамасу. Горсовет передавал Рубинскому один за другим два храма, Рождественский и Ильинский, и оба приведены в полную негодность за отсутствием средств». В результате на заседании Президиума ВЦИК 20 апреля 1936 года было принято решение «предоставить в пользование верующих Рождественскую церковь в гор. Арзамасе».
Панорама Арзамаса в советское время
27 апреля 1936 года власти письменно оповестили верующих о возвращении им Христорождественской церкви, но лишь 17 мая горсовет поручил товарищу Борцову оформить передачу здания общине, а тресту «Жилземлес» освободить занимаемое помещение. В Христорождественской церкви возобновилась литургическая жизнь, но не надолго.

В это время в городе действовали только два храма – Христорождественский и кладбищенский во имя преподобного Серафима Саровского. Многие церкви были разрушены, а те, которые сохранились, были обезглавлены и реконструированы. В Воскресенском соборе разместился Антирелигиозный музей, в зимнем соборе – спортзал, в Благовещенской церкви – студенческое общежитие, в других храмах – госбанк, общежитие инвалидов, хлебопекарня, гараж, дом пионеров, электростанция, типография, склад…

Через три года в Арзамасе началась спланированная кампания по закрытию последней городской церкви – Христорождественской. 24 июня 1939 года в газете «Арзамасская правда» была опубликована информация, в которой сообщалось, что общее собрание рабочих и служащих арзамасского хлебобулочного комбината обсудило вопрос о закрытии Рождественской церкви и обращается к коллективам всех предприятий и учреждений города с предложением поддержать их инициативу. Девяносто городских организаций публично через газету потребовали закрытия «последнего оплота мракобесия». В протоколах общих собраний говорилось: «Молиться рабочий класс больше не будет. Поповская кузница нам не нужна», «Это позор нам. На двадцать втором году Советской власти в районном центре орудует поповщина!»

Несмотря на протесты православной общины, 7 апреля 1940 года Арзамасский горсовет постановил закрытый храм Рождества Христова передать хлебобулочному комбинату под механизированную пекарню. Дважды, в 1939-40 и в 1953-56 годах, здание церкви подвергалось реконструкции. В результате она утратила пять барабанов и шатры. Внутри храма установили бетонную перегородку, поделившую его на два этажа. С восточной стороны, к алтарю, сделали пристройку из силикатного кирпича, в которой установили печи. Декор фасада был утрачен на девяносто процентов. О ремонте здания на протяжении полувека никто не заботился.

В 1981 году храм в аварийном состоянии был передан Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Эта организация попыталась устроить сауну в подвале церкви и сразу после этого неожиданно выехала из здания.

В Смоленской церкви, с которой тоже были снесены купола и подкупольные барабаны, все эти годы действовал магазин лесоторговой базы. Колокольню разрушили.

Жительница Арзамаса врач-окулист Елена Ивановна Красильникова рассказала, как прежде во всей арзамасской округе почиталась Рождественская церковь. За двадцать шесть километров в этот храм ходила ее бабушка, которая и спустя годы рассказывала, какой он был красивый и как там легко молилось. Когда в церкви разместился хлебокомбинат, здание пропахло мукой, и снаружи оно было обсыпано мукой. Но на этом не закончилось разорение храма. С середины 60-х годов храм пустовал, и в нем жили бездомные. Окна были разбиты, везде зияли дыры, было такое впечатление, что он пережил бомбежку. «И меня тогда посещала такая мысль: Господь поможет, и его восстановят», – вспоминает Елена Ивановна.
Строительство подворья
Когда я был здесь в прошлый раз, помню, как огорчал вид города со стороны Дивеева. Это были грязные и разрушенные купола, опустевшие храмы. А сегодня картина совсем другая. Храните все это, и Господь проявит к вам Свою милость.
Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в арзамасском Воскресенском соборе 10 сентября 2009 года.
Восстановление храмов Арзамасского подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. 11 августа 2014 г.
По милости Божией прошли тяжелые для Церкви времена. Вновь стали открываться святые обители и храмы Божии. В начале февраля 1998 года Серафимо-Дивеевскому монастырю бы­ли переданы полуразрушенные арза­масские церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Мате­ри. С этого времени возле них ста­ло создаваться Арзамасское подворье монастыря. Этот уголок Арзамаса на пересечении улицы Ленина и Коммунистического переулка представлял печальное зрелище. Вся структура зданий была нарушена. В них с трудом угадывались некогда величественные и прекрасные храмы.

Примерно в это же время в городе была принята программа «Арзамасские купола», нацеленная на восстановление исторического облика Арзамаса, реставрацию храмов и памятников культурного наследия, обращение к духовным истокам и народным традициям. Все расходы по реконструкции зданий взяли на себя предприятия города, а золочение куполов – Нижегородская епархия.

22 апреля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял в своей рабочей резиденции в Чистом переулке епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, мэра Арзамаса А.Н. Мигунова и руководителей предприятий, участвующих в реставрации храмов. Гости рассказали Его Святейшеству о программе «Арзамасские купола», в рамках которой одновременно началось возрождение десяти храмов, в том числе Христорождественского.
Совещание по исполнению программы «Дивеевские купола»
Святейший Патриарх сердечно приветствовал градоначальника Арзамаса А.Н. Мигунова, епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и представителей предприятий города, а в их лице и всех арзамасцев словами: «Возрождается исторический облик Руси, по всей стране восстанавливаются храмы Божии. Я несколько раз бывал в вашем городе и рад узнать о ходе реализации программы "Арзамасские купола". Призываю благословение Божие на ваши труды».

Казалось, что потребуется очень много времени на то, чтобы привести в порядок здания на Арзамасском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Но с Божией помощью постепенно храмы стали преображаться. С самого начала восстановительных работ матушка игумения и сестры, которые трудятся на подворье, ощущают постоянное внимание Нижегородского архипастыря – Высокопреосвященнейшего Георгия к ходу восстановительных работ, его молитвенную поддержку и помощь в решении многих организационных вопросов.
Купол для храма Рождества Христова. 2004 г.
Главный купол и крест были подняты на Рождественскую церковь 18 октября 2004 года. Чин их освящения совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. 17 марта 2005 года на храме были установлены еще четыре купола. Но после этого потребовалось еще шесть лет больших трудов для того, чтобы церковь Рождества Христова засияла былым благолепием.

Издалека видны золотые купола Рождественской церкви. Позолочен фарфоровый иконостас. Расписаны стены. Отремонтирован жилой корпус для сестер. Благоустраивается территория.

Как прежде арзамасские церкви созидались стараниями благочестивых горожан, так и теперь во многих делах по восстановлению Рождественского и Смоленского храмов помогают мэрия города Арзамаса и машиностроительный завод. Главный же благотворитель, как это было принято в дореволюционном Арзамасе, пожелал остаться неизвестным. Его стараниями в церкви Рождества Христова устроен иконостас, сделаны гранитные цоколь и теплые полы, отреставрированы фасады, приобретена церковная утварь и расписан храм.
Главный купол поднят над храмом Рождества Христова. 2004 г.
Пятиярусный фарфоровый иконостас, изготовленный в Екатеринбурге, своей белизной напоминает о символике праздника Рождества Христова, ведь белый цвет знаменует собой несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Сень над Царскими вратами иконостаса устроена так, что своим полукружьем при свете лампад она напоминает рождественский вертеп.

Стенные росписи в церкви Рождества Христова выполнены бригадой художников под руководством Анатолия и Ольги Беляевых, которые расписывали Преображенский собор в Серафимо-Дивеевском монастыре. Фрески в Христорождественском храме современные, двадцать первого века, но в основе стенной росписи – русская традиция, представляющая церковь как светлое и радостное место, которое приподнимает его над землей. Верующие предстоят в храме вместе с прославленными святыми; изображенные на столбах, сводах и арках святители, мученики, преподобные являются опорой, основанием Церкви. Над всем пространством храма в куполе доминирует образ Христа Вседержителя.

В Христорождественской церкви богато украшенные иконы, среди них есть старинные. Арзамасскому подворью передан список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», выполненный до революции в Серафимо-Понетаевском монастыре и все годы советской власти хранившийся в доме Н.Н. Доброхотова у живших там монахинь. Оригинал был написан в 1879 году одной из понетаевских сестер – Клавдией Войлошниковой. В 1885 году, 14 мая (по старому стилю), этот святой образ прославился чудесным сиянием изображенного на ней лика Богоматери и движением Ее глаз. С того времени по молитвам пред иконой «Знамение» произошли многие чудесные исцеления от разных болезней, особенно глазных, ревматических и нервных.
Иконостас храма Рождества Христова, 2010 г.
15 августа 2010 года на Арзамасском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось освящение церкви Рождества Христова. «Сегодня мы подводим молитвой завершение большого дела – возрождение еще одного храма в богоспасаемом граде Арзамасе, – сказал перед совершением великого чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. – Очень волнительно и трепетно всегда приступать к этому деланию по утверждению Престола Божия, где будет приноситься бескровная жертва за всех и о всех. Еще несколько лет назад этот большой храм был в поругании и разрушении. Но заботами матушки настоятельницы с сестрами Серафимо-Дивеевского монастыря, большими заботами мэра города и многих предприятий, в частности, машиностроительного завода, из руин возрождается этот святой храм. И уже не видно ни трещин, ни разрушенных куполов, и сегодня храм, как невеста, украшен. Так же будут украшаться своими добродетелями – милосердием, любовью, состраданием, долготерпением – наши души. Согреем свои сердца молитвой, чтобы Господь благословил наши малые и немощные труды и умножил их на большие и добрые дела».
Интерьер церкви Рождества Христова, 2010 г.
Первую литургию на вновь освященном престоле храма Рождества Христова совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Ему сослужили священнослужители Арзамаса и Дивеевского монастыря. В своей проповеди по совершении литургии архиепископ Георгий напомнил прозвучавшие за богослужением евангельские слова о богатом юноше, который не смог отказаться от своего земного богатства ради Господа. Смысл этой поучительной притчи в том, что если стяжание богатства делается целью и смыслом жизни, то такой человек оказывается на пути, ведущем к погибели, потому что он утрачивает религиозное измерение жизни и Бог уходит из нее, даже если человек формально себя считает верующим и соблюдает заповеди, как соблюдал их богатый юноша. Ибо таков непреложный нравственный закон, сформулированный Господом: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

25 сентября 2010 года правый придел Христорождественской церкви посвятили сразу двум праздникам – Благовещению Пресвятой Богородицы и Собору Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В своем слове перед освящением правого придела Владыка отметил, что почитание Божией Матери – дело особое на Русской земле и многие из наших святых обителей и величественных храмов посвящены Той, о Которой ангелы воспели: «Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов». И это не случайно, потому что Она является Заступницей рода христианского, скорой нашей помощницей и покровительницей. Испросив новому храму исполнение Славы Господней и служáщим неосужденное приношение Бескровной Жертвы за грехи людей, призвав своей молитвой святых ангелов войти во врата храма, архиепископ Георгий совершил первую литургию на только что устроенном и освященном престоле.

17 января 2011 года состоялось освящение третьего, левого, придела. Он имеет своими небесными покровителями святителя Николая Мирликийского и преподобномученицу Евдокию Римляныню. Так в возрожденной церкви почтены все праздники и святые, которым изначально она посвящалась.

Поблагодарив матушку игумению и сестер Дивеевской обители за труды по возрождению храма, Владыка поставил новые задачи по созданию Арзамасского подворья. Тогда же было положено начало реставрации Смоленской церкви и строительству колокольни.
Освящение главного престола церкви Рождества Христова и первая Божественная литургия на нем. 15 августа 2010 г.
С восстановлением Христорождественского храма и благоустроением подворья установилось размеренное течение иноческой жизни. Принцип общежительного жития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь.

Немногочисленно Арзамасское подворье, но сестры выполняют все необходимые послушания. Постепенно их трудами формируется налаженное хозяйство.

Сестры на подворье живут по Дивеевскому уставу, данному Самой Царицей Небесной преподобному Серафиму. День начинается и завершается монашеским правилом. Оно включает утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение двенадцати избранных псалмов, Апостола и Евангелия, 400 поясных поклонов – Господу, Богородице, всем Небесным Силам бесплотным, преподобному Серафиму, всем святым земли Дивеевской и всем святым. В течение дня три раза сестры исполняют правильце преподобного Серафима. В воскресные дни по заповеди преподобного Серафима совершается Параклис Божией Матери, когда нараспев исполняется молебный канон Пресвятой Богородице.

Каждый день в церкви Рождества Христова совершается богослужение. Несмотря на то, что службы многочасовые, по-монастырски продолжительные, молящихся собирается много. Каждое богослужение заканчивается, как принято в Серафимо-Дивеевском монастыре, пением величания преподобному Серафиму Саровского и всем Дивеевским святым. По монастырской традиции вечером сестры обходят храм с иконой Божией Матери «Умиление», прося заступничества и защиты своей обители у Пресвятой Богородицы.
Игумения Сергия с сестрами подворья в день престольного праздника
Сразу же после освящения всех приделов храма Рождества Христова началось восстановление Смоленской церкви. В ней еще не было ни стен, ни потолка, ни куполов, ни алтаря, но на праздник Смоленской иконы в 2011 году, как благословил за полгода до этого архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, в восстанавливаемой Смоленской церкви состоялась Божественная литургия.

Как сказал в своей проповеди Владыка, «совсем недавно этот храм не представлял собой образ дома молитвы, но сегодня, слава Богу, мы видим уже очертание храма. Какая большая радость на небесах, что после стольких десятилетий он вновь затеплился молитвой, вновь загорелась в нем свеча, вновь храм наполнился духовными песнопениями, вновь принял своих прихожан».

Поблагодарив за труды настоятельницу Серафимо-Дивеевского монастыря игумению Сергию и сестер Арзамасского подворья, Владыка отметил: «Очень много было положено трудов на восстановление храма Рождества Христова. И, казалось бы, надо было передохнуть, успокоиться, но наше дерзновение пред Господом, упование на помощь Божию и заступничество Царицы Небесной, сподвигло нас на восстановление Смоленской церкви».
Адрес Арзамасского подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
607225, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Ленина, 43
тел.: +7 (83147) 9-16-38, +7-904-067-12-60
старшая сестра подворья – монахиня Варлаама (Стрежнева)