«Ныне – весна душам»

Самое главное событие в жизни каждого христианина произошло в Иерусалиме при Понтии Пилате… Когда мироносицы на восходе солнца шли ко гробу Господню, он уже был открыт, и Ангелы возвещали свершившееся воскресение Христово.

Накануне утром первосвященники и книжники просили Пилата охранять гроб до третьего дня, чтоб тело Иисуса не украли ночью и не сказали народу: «Воскрес из мертвых».  К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать и поставили стражу. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день Воскресения Христа. Воскресение совершилось при запечатанном гробе. Потряслась земля, Ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас стражей; они убежали, открыв мироносицам и апостолам свободный доступ ко гробу.

Тайна воскресения непостижима. Своим слабым человеческим умом мы понимаем, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати.

Само наименование праздника вызывает у христианина священный радостный трепет. «Слово Пасха, – говорит святитель Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так сей праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий через воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражия и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)».

Это самый древний из всех христианских праздников, так как он начался со времени самого Воскресения Христова.

Это «высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников; это «праздников праздник и торжество из торжеств», которое «столько превосходит все прочие торжества, не только человеческие, земные, но и Христовы, для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды», – говорил свт. Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху.

Превосходство Пасхи над остальными праздниками выражено уже в самом чинопоследовании богослужения. На пасхальной утрени не бывает, например, шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие; не отправляется обычным порядком ни повечерие, ни полунощница, ни часы, и вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие воскресение Христово и Его победу над адом и смертью. Праздник Пасхи обнимает сорок дней; при этом в течение Светлой седмицы богослужения совершаются по пасхальному чину, почти как в сам день Пасхи, а в остальные дни до отдания Пасхи совершаются вседневные службы, имеющие пасхальные особенности.

Вся пасхальная ночь – это свидетельство о том, что Христос жив и с нами, и мы живы с Ним. Вся она – призыв увидеть, почувствовать, принять зарю таинственного дня Царства любви и света. «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует», – поет Церковь. Она ликует в вере, в надежде и в любви. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Христос воскресе! Справедливо сравнивают настоящий день с днем будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда будут плакать те, чьи грехи обличатся; ныне нет между нами печальных.

«Все войдите в радость Господа своего! – говорит святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху. – И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти».

Поглощена смерть победой (1Кор. 15, 54), – воскликнул апостол Павел. И вот, поразительно, необъяснимо сквозь века живет эта победа, эта уверенность, что смерть не есть последняя и страшная правда о жизни, что не может погаснуть любовь, раз вспыхнувшая в человеческой душе, не может в небытие уйти и раствориться в нем единственная, неповторимая, сама в себе несущая свою вечность человеческая душа.

Промыслом Божиим Всеобщее Воскресение людей отложено до конца мира. Но Воскресение Христово для нас есть залог и удостоверение, что оно совершится. Аз живу, и вы живи будете, – говорит Господь (Ин. 14, 19).

Первый приход на землю Христа был для того, чтобы призвать нас к воскресению; второй приход на землю будет – чтобы дать нам это воскресение.

А пока мы веруем в него. Так и в Символе веры говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Вера в Воскресение Христово осмысливает всю человеческую жизнь. И теперь, когда мы знаем, что Христос одержал победу, начинаем осознавать, для чего живем и трудимся, ведь Царство Божие не когда-то придет, оно начинается сейчас, в наших душах. Поэтому все, что мы делаем, должно направляться к нашему воскресению из мертвых.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводил следующее сравнение. Представьте себе, говорил он, что есть человек, который ни разу не видел, как оживает природа весной. И вот если бы такому человеку сказать, что зимний сад, где стоят мертвые голые деревья, где дуют ледяные ветры, где все застыло, покрыто снегом и нет никаких признаков жизни, – если бы ему сказать, что пройдет всего лишь несколько месяцев и этот сад оживет: холод и снег исчезнут без следа, земля украсится цветами и травами, деревья покроются листьями и будут приносить плоды, воздух будет наполнен благоуханием цветов и пением птиц, – если бы ему все это рассказать, то он, конечно, не поверил бы, что так будет. И однако же это чудо совершается на наших глазах каждую весну, просто мы привыкли к нему и потому не замечаем.

У преподобного Серафима Саровского всегда была Пасха. «Радость моя, Христос Воскресе!» – приветствовал он приходивших к нему и весной, и летом, и осенью, и зимой. Почему? Да потому, что он жил пасхальной радостью, он глубоко уверился в присутствии Божием в мире и в реальности иного мира. И другие святые также призывали: «Всегда радуйтесь». А когда их спрашивали, как можно приобрести эту радость, то они отвечали: сия радость происходит от чистоты сердца и от постоянства молитвы.

Протоиерей Павел Павликов, с. Дивеево

Read More:

Чему учат в монастырской школе

Чему учат в монастырской школе В Дивеевской монастырской школе уроки начинаются с восьми часов утра. Нередко можно увидеть, как до этого времени учащиеся с рюкзачками за плечами по дороге в школу заходят в Троицкий собор, где в это время служится акафист преподобному Серафиму Саровскому, и просят у святого старца помощи в учебных делах. Или же […]

Путь из Москвы в Дивеево с батюшкой Серафимом

С кинооператором Андреем Кузнецовым мы встретились в Дивееве. Оказалось, что в 1991 году он вместе с крестным ходом, который вез мощи преподобного Серафима, проделал путь из Москвы в Дивеево. По просьбе «Дивеевской обители» Андрей вспомнил события двадцатилетней давности, и мы знакомим вас с ними сегодня, 30 июля, в день, когда 27 лет назад в Дивеево […]

О преподобном Серафиме Саровском…

Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь дает нам видеть Себя в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом. Святитель Иоанн (Максимович) Хочется сподобиться хотя […]