26 сентября 2020 года

Воздвижение Креста Господня. Всенощное бдение

В день Воздвижения мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа и Его победу над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест как орудие этой победы, и в этот день особо чествует его, как величайшую святыню. Праздник был установлен в 326 году в честь обретения Креста царицей Еленой, матерью императора Константина. Второе событие, которое вспоминается в этот день – возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

В Серафимо-Дивеевском монастыре в Троицком соборе на всенощном бдении чин воздвижения Креста Господня совершил старший священник обители иерей Владимир Каргин.

«Крест – хранитель всея Вселенный; Крест – красота Церкви; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва» – так прославляется Честное и Животворящее Крестное Древо Христово в песнопениях праздника его славного Воздвижения.

Воспевая силу Креста Господня и спасение, на нем содеянное, Церковь напоминает, что путь к Воскресению лежит именно через Крест, что спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

Воздвижение Креста происходит на середине храма пять раз: на восток, запад, юг, север и опять на восток. Каждый раз при этом священнослужители возливают на Крест благовонную воду, символизирующую благодать Святого Духа. И каждый раз народ призывается к молитве: о Святейшем Патриархе и правящем архиерее, о стране нашей, властях и воинстве ее, о всякой душе христианской, о всех служащих и служивших во святой обители сей. Хор поет сто раз «Господи, помилуй». При пении первой половины сотницы предстоятель медленно преклоняет Крест, насколько может низко. По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. Во время пения второй половины сотницы священник постепенно поднимает Крест. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается троекратным торжественным «Господи, помилуй». По окончании пения предстоятель трижды осеняет Крестом народ.

По окончании чина воздвижения Крест был возложен на аналой в центре храма, все молившиеся приложились к нему и подошли под помазание святым елеем.