20 июня 2021 года

«Троицу единосущную песнословим»

Благодать Святого Духа собирает в храмы в нынешний праздник верующих по всей земле, чтобы напомнить о великом событии, которое совершилось в Иерусалиме: в виде огненных языков Дух Святой сошел на Пресвятую Богородицу и апостолов. На землю пришел Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель: «Я умолю Отца, и пошлет вам Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем» (Ин. 14, 16, 20).

Именно в Пятидесятницу открылась апостолам тайна Пресвятой Троицы. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной – и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: вероучения, таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Поскольку по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости и часто теряет благодатные дары, мы молитвенно взываем к небу, просим, чтобы Утешитель – Дух Истины пришел к нам и вселился в нас: «Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!»

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Действием Святого Духа во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Сегодня за богослужением, когда были произнесены особые молитвы, впервые после Пасхи все молящиеся в соборе опустились на колени. В первой молитве «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», возносимой Богу Отцу, мы исповедовали свои грехи, испросили их прощение и благодатную Небесную помощь против козней вражиих. Вторая «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве «Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», обращенной к Сыну Божию, исполнившему домостроительство спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

Праздничные богослужения в Троицком соборе возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужило нижегородское и дивеевское духовенство.

Проповедь на запричастном стихе произнес клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Антоний Белов. Отец Антоний поздравил всех молящихся с престольным праздником обители и пожелал, чтобы Дух Святой нисшел на каждого верующего христианина, чтобы нам всегда пребывать в радости, непрестанно молиться и за все благодарить Господа.

По окончании Божественной литургии глава Нижегородской митрополии поприветствовал всех собравшихся с праздником Святой Живоначальной Троицы. Владыка Георгий отметил, что в сегодняшний день человеческому роду была явлена вся полнота Святой Троицы. В Ветхом Завете пророки давали людям наставления, что Бог един. В тот исторический период сложно было сохранить веру в истинного Бога, поскольку широко было распространено язычество. Но настало время сбыться обетованию Божию: на земле воплотился Мессия, Иисус Христос, Который по совершении Своей проповеди о Царствии Небесном принес Себя на Кресте в жертву за весь человеческий род.

В день Святой Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух, было брошено в землю семя Христово. С этого момента начала действовать особая благодать Божия, в стяжании которой, по слову преподобного Серафима, Саровского чудотворца, состоит истинный смысл жизни христианина. Митрополит Георгий призвал каждого верующего к духовному трезвению: «То, что мешает в стяжании Духа Святого, нужно отсекать».

В заключении своего святительского слова правящий архиерей пожелал всегда и во всем возлагать на Господа все упование, чаще призывать имя Его и просить о помиловании словами, обращенными к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».