31 марта 2021 года

Панихида на могиле священника Михаила Критского в столетнюю годовщину его мученической кончины

Сегодня исполняется сто лет со дня мученической кончины иерея Михаила Критского. Похоронен отец Михаил в Никольском скиту Серафимо-Дивеевского монастыря, в селе Автодеево, возле храма Живоначальной Троицы. На его могиле в нынешний памятный день была отслужена панихида.

Священник Михаил Алексеевич Критский двадцать лет стоял у престола автодеевской Троицкой церкви. Он родился 4 ноября 1879 года в селе Поляны (Мисюриха) Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Его дед-псаломщик и отец-священник служили на сельских приходах Нижегородской губернии.

Как сын многодетного бедного священника Михаил учился на казенном содержании сначала в Нижегородском духовном училище, а затем – в Нижегородской семинарии. Он был в числе лучших семинаристов и закончил обучение в 1900 году по первому разряду со званием студента, которое присваивалось особо отличившимся выпускникам. Это звание давало возможность продолжить свое образование в духовной академии или стать преподавателем в епархиальных духовных училищах, а после рукоположения в священный сан служить во второклассном городском приходе.

По завершении семинарского курса Михаил Критский женился на благочестивой образованной девушке из священнической семьи ‒ Нине Алексеевне Раевой. 29 октября 1900 года епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) рукоположил Михаила в диакона, а 1 ноября ‒ во иерея к Троицкой церкви села Автодеева Ардатовского уезда.

На своем приходе отец Михаил ввел чтение Евангелия на русском языке с последующим его толкованием. Прихожане настолько полюбили такие собеседования, что, несмотря на продолжительность вечернего богослужения, почти все оставались, чтобы послушать отца Михаила.

Он не только словом проповедовал Евангелие, но и собственным примером. Когда между соседями в Автодееве возник раздор и один из враждующих не соглашался на примирение, отец Михаил лично пришел к нему и готов был упасть перед ним на колени. Тогда жесткое сердце смягчилось и, удерживая отца Михаила, этот человек воскликнул: «Батюшка, ты не должен мне в ноги падать, я его прощаю!»

После революции 1917 года отец Михаил начал юродствовать, и у него проявился дар прозорливости. На Страстной неделе батюшка стал раздавать прихожанам крашеные яйца, говоря при этом: «Кушайте, кушайте!» Когда люди начали возражать ему: дескать, пост идет, ‒ отец Михаил ответил: «Наступит такое время, что вы постом не то, что яйца, но и мясо есть будете». И много удивительного еще говорил в те времена автодеевский священник. Предсказывал, что сельчанам будут вместо заработка палочки ставить, а они, голодные, с сумками встанут в очередь у амбара.

В сентябре 1919 года его арестовали в первый раз. Обвиняли в том, что батюшка в сельсовете сорвал плакаты Ленина и Троцкого и собирал милостыню для Дивеевского монастыря. Свое поведение он объяснил так: «Собирать милостыню 18 сентября я пошел на монашек Дивеевского монастыря из чувства ответственности перед Богом на Страшном суде. Когда меня пригласили в совет села Кудлей, то возмутясь тем, что в совете нет икон, а висят лишь одни плакаты с посмеянием православной веры, портрет Ленина и Троцкого, ‒ я сорвал их».

В ардатовском арестном доме одновременно с ним сидел житель деревни Дубовка, которому отец Михаил посоветовал: «Читай псалом „Живый в помощи“ двенадцать раз в день, и тебя освободят». – «Батюшка, а почему вы не читаете?» ‒ «Я хочу пострадать за Христа».

Через полтора месяца отца Михаила освободили, а в феврале 1920 года он вновь был арестован – за создание в Автодееве церковной школы вместо советской. По пути в тюрьму Критский сбежал и, не скрываясь, вернулся домой и служил в Троицкой церкви. При этом, как прежде, поминал за богослужением в храме царскую семью.

Последний раз отца Михаила арестовали 19 декабря 1920 года в церкви по окончании службы при большом стечении народа. Когда его переводили из одной тюрьмы в другую, недалеко от села Пушлей в лесу 31марта 1921 конвоир застрелил батюшку.

Власти хотели похоронить отца Михаила в Кулебаках, но жители Автодеева воспротивились этому и повезли его в свое село.

От села Кужендеева до автодеевской Троицкой церкви гроб несли на руках. Похоронили отца Михаила в день Благовещения 7 апреля 1921 года. Богомольцев собралось так много, что они не помещались в церковной ограде. Когда гроб был опущен в могилу и засыпан землей, приехали власти, желавшие помешать похоронам у храма, но народ не допустил их к могиле.