17 марта 2019 года

Неделя Торжества Православия

В воскресные дни Великого поста богослужение совершается с особой торжественностью. Устав предписывает в эти дни совершать Божественную литургию Василия Великого, отличающуюся большей продолжительностью, чем литургия Иоанна Златоуста. В каждый из воскресных дней к празднованию Воскресения Христова добавляется воспоминание о каком-либо событии или память святого.

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Празднество установлено Патриархом Константинопольским Мефодием в память об окончательной победе Церкви над иконоборчеством в IX веке.

Поскольку торжественное восстановление иконопочитания произошло в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 842 года, то и литургическое воспоминание этого события было назначено на первое воскресенье поста.

В Неделю Торжества Православия совершается особый чин, включающий в себя торжественное поминовение всех, кто на протяжении веков своими трудами, а иногда и подвигом исповедничества и мученичества защищал православную веру.

В этот день священники служат в праздничных золотых облачениях. Облачения золотого (желтого) цвета используются на службах, посвященных памяти святителей, трудами которых и утверждалась Церковь. В следующий раз облачения такого цвета будут в храме только после праздника Святой Троицы.

В Серафимо-Дивеевском монастыре чин Торжества Православия был совершен после Божественной литургии. На середину Троицкого собора вынесли иконы Спасителя и Божией Матери. После сугубой ектеньи, священник произнес молитву о еретиках и раскольниках, прося Бога, чтобы Он просветил их Божественным светом, умягчил их ожесточение, отверз им слух, исправил их развращение и жизнь, не согласующуюся с христианским благочестием.

Далее диакон трижды возгласил: «Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса един». Затем он прочитал молитвы, в которых верующие призываются благодарить Бога за сотворение мира, промыслительную заботу о человечестве после грехопадения, воплощение Сына Божия, научение истинам веры через пророков и апостолов. Все молящиеся в храме пропели Символ веры, по окончании которого диакон возгласил: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». После этого были произнесены анафемы еретикам, была возглашена вечная память древним отцам Церкви, благоверным царям и царицам, были спеты многолетия церковным и светским властям.