19 января 2018 года

Крещение Господе

В день Крещения Господня мы празднуем пришествие в мир Спасителя, через Которого явилась благодать Божия всем человекам. А зримым проявлением этого действия Божественной благодати стало Крещение Христа Спасителя во Иордане, сошествие на Него Святого Духа. Мы вспоминаем сегодня то, что апостол описал удивительными словами: великая благочестия тайна – Бог явился во плоти (ссылка). В этом смысле события Крещения и Рождества Христова по своему содержанию и духовному значению составляют единое целое.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим, он проникнут воспоминанием освящения самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления.

Крещенский сочельник и сам праздник Крещения Господня в Серафимо-Дивеевском монастыре – это всегда радостное и благодатное событие, во время которого с благоговением и изумлением мы наблюдаем, как все водное естество вдруг оказывается преображено действием благодати Божией.

В навечерие праздника в Преображенском соборе вода освящается в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в этот день. К чину великого освящения воды в храме ставится множество разнообразных емкостей. Сошествием Святого Духа обыкновенная вода становится водой жизни, приобщающей нас ко Христу.

В день Крещения еще в Иерусалимской церкви возник обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому в самый праздник водоосвящение обычно совершается на источниках и колодцах. В Серафимо-Дивеевском монастыре после ночной литургии, под утро 19 января, крестным ходом отправляются богомольцы на источник преподобной Александры, и здесь совершается великое освящение воды. А днем, после поздней литургии, освящение воды происходит сразу на двух источниках – Казанском и преподобного Серафима Саровского.

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, то есть великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.

В праздник Богоявления в мир человеческий, в историю, в жизнь каждого человека Бог вошел Своей силой, Своей благодатью. И мы являемся наследниками этого великого чуда Боговоплощения, сошествия Святого Духа, соединения Божественного и человеческого не только в личности Господа Иисуса Христа, но и во всей истории христианской, где Бог пребывает вместе с людьми.