7 августа 2018 года

Готовится статья в «Российскую газету»

Вчера в монастырь приехала корреспондент «Российской газеты» Светлана Медведева. Тема ее будущей публикации – изданный Серафимо-Дивеевским монастырем в 2017 году рукописный акафист преподобному Серафиму Саровскому. Акафист был переписан ровно сто лет назад знаменитым российским каллиграфом, художником миниатюристом, книгописцем Иваном Гавриловичем Блиновым и подарен им Румянцевскому музею. Когда сестры издательского послушания готовились к переизданию «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», взяв за основу ее первый выпуск 1896 года и внеся в нее исправления, сделанные тогда же цензором, они работали в рукописном отделе Российской библиотеки. И здесь обнаружили никогда не издававшийся прежде блиновский акафист.

Иван Гаврилович Блинов родился на севере Нижегородской земли, в Городецком уезде, в старообрядческой семье, приемлющей священство Русской Православной Церкви. Он от всей души полюбил учение, книги, особенно с картинами, и решил учиться писать и рисовать самоучкой. Уже в юные годы начал выполнять заказы собирателя древностей П.А. Овчинникова, жившего в Городце.

В 1909 году Блинова пригласили в Москву в типографию Л.А. Малехонова, и здесь под его руководством было издано много иллюстрированных книг с изображениями в лицах, в том числе Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского XVII века, Библия со 150-ю иллюстрациями, различные жития. Изучая рукописи, переписанные лучшими средневековыми мастерами, Иван Гаврилович работал в Московском публичном, Румянцевском и Историческом музеях, в Третьяковской галерее, Синодальной библиотеке и библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Во многом благодаря таланту Блинова, уже в 1910 году на проходившей в Екатеринославе выставке печатня Малехонова была награждена большой серебряной медалью за стильность и изящество изданий при недорогой цене.

Работая в типографии, Иван Гаврилович выполнял и частные заказы; причем, его профессиональный уровень как каллиграфа и мастера-книгописца считался настолько высоким, что в числе его заказчиков был Императорский Двор.

В это время Блинов начал сотрудничать с замечательными художниками – В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.И. Савиновым, Д.С. Стеллецким, Б.В. Зворыкиным, которые привлекали его к оформлению книг и храмов.

К 1912–1914 годам относятся созданные Блиновым три списка «Слова о полку Игореве», один из которых известный ценитель старины, член Государственного совета князь А.А. Ширинский-Шихматов приобрел и преподнес царю. Каждая книга содержит 27 акварельных миниатюр и украшена причудливо переплетающимися орнаментами. Художники средневековья не иллюстрировали это произведение, и Блинову нечего было копировать; все миниатюры к рукописям от начала и до конца созданы им самим на основании изучения средневековой изобразительной манеры. Он иллюстрировал памятник так, как это гипотетически мог бы сделать миниатюрист, живший в XVI–XVII веках.

В 1916 году Блинов был приглашен на службу в художественную скоропечатню А.А. Левенсон, где в основном выполнял заказы для Императорского Двора. Здесь, к примеру, им были созданы в древневизантийском и русском стиле рисунки трех статутов, или описаний, учрежденного в 1915 году дамского ордена святой благоверной княгини Ольги, предназначавшиеся для императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Для выполнения заказа художник был затребован в Царское Село, где три недели прожил во дворце у начальника Царскосельского дворцового управления князя М.С. Путятина. За эту работу Блинов получил 500 рублей, золотую медаль на Андреевской ленте с надписью «За усердие» и письменную благодарность от императрицы.

С наступлением революции заказы от богатейших предпринимателей и аристократов, сотрудничество с известными художниками и покровительство высших сановников, престижная служба в Царском Селе прекратились. Но 1918 год, тем не менее, стал самым плодотворным в творчестве Блинова. Видимо, в работе художник находил отдохновение для души посреди хаоса и творящихся беззаконий. Написанные им произведения были наполнены ностальгическим чувством по уходящей Руси или же служили намеком на происходившие в России события. Сами за себя свидетельствуют избранные им темы: «Убиение Авеля», «Страшный суд», «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», «Страсти Христовы».

В первые послереволюционные годы Иван Гаврилович посвятил себя спасению культурного наследия. В качестве сотрудника Румянцевского музея он спас от разграбления и уничтожения коллекции рукописных книг нижегородских купцов Г.М. Прянишникова и П.А. Овчинникова; будучи директором краеведческого музея в Городце, сохранил его фонды.

Последние два десятилетия жизни Блинова прошли в родной деревне Кудашихе. Он работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором районной газеты «Колхозный ударник», учителем в колонии. Не забывал и любимого дела – переписки и оформления рукописей. В 1926 году Иван Гаврилович работал над «Поучением об антихристе» преподобного Ефрема Сирина, в 1929-м – над «Словом о полку Игореве», в 1930–1940-х годах изготовлял для детей и внуков маленькие книжечки с канонами. В 1937 году составил и оформил «Историю города Городца Горьковской области». Написал ее четким полууставом, стилизованным под XVI век, в новой орфографии. Манускрипт украсил десятью замечательными очерковыми миниатюрами.

Он скончался 8 июня 1944 года на 72-м году жизни вскоре после смерти любимой жены, оставив после себя семерых детей и многочисленных внуков. Сельское кладбище, на котором покоился Иван Гаврилович, со временем вошло в черту Городца и в 1985 году было уничтожено. Через три года могила Блинова, по настоянию родственников и общественности Городца, была восстановлена. На здании Городецкого краеведческого музея 7 сентября 2005 года была открыта мемориальная доска, посвященная его выдающемуся директору.

И.Г. Блинов оказался последним на территории бывшего СССР крупным представителем традиционного кириллического книгописания. За свой творческий период Иван Гаврилович переписал и оформил около 200 древнерусских книг самых разных жанров, некоторые из которых до сих пор не выявлены и не описаны. Среди выполненных мастером произведений средневековой литературы – гимнографические сочинения, жития, средневековые хроники, дидактические сборники, синодики и т.п.

Подражая старорусским образцам шрифта, живописи и орнамента, И.Г. Блинов творчески развивал их: на основе древних устава и полуустава выработал индивидуальные почерка; используя средневековые инициалы, заставки, концовки и маргинальные украшения, изобретал по их образцу собственные; его авторская книжная живопись стала органичным продолжением многовековых традиций.

Сегодня труды мастера хранятся в отделах рукописей Российской государственной и Российской национальной библиотек, в Историческом музее, Городецком краеведческом музее, Нижегородской областной библиотеке и в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике. Некоторое количество работ находится также у родственников Ивана Гавриловича и в других частных собраниях, включая зарубежные.