4 октября 2018 года

День памяти нижегородских святителей

4 октября Церковь празднует память семи нижегородских священномучеников  Иоанна (Флерова), Петра (Сахаровского), Александра (Белякова), Андрея (Бенедиктова), Валента (Никольского), Иоанна (Быстрова), Иоанна (Лазарева), Иоанна (Никольского), принявших мученическую кончину в 1937 и 1938 годах. В Казанском соборе обители им было совершено всенощное бдение.

После Божественной литургии на панихиде в монастыре молитвенно помянули митрополита Феофана (Тулякова) и митрополита Николая (Кутепова). Митрополит Феофан был расстрелян 4 октября 1937 года. А 4 октября 1924 года на свет родился Николай Кутепов, будущий митрополит Нижегородский и Арзамасский.

Митрополит Феофан еще не прославлен Церковью в лике святых новомучеников. Причиной тому материалы следственного дела владыки. Владыка был арестован в 1937 году и заключен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. Он был подвергнут жестоким пыткам. Сразу же после ареста его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивал митрополита начальник 4-го отдела Госбезопасности Мартынов. В следственном деле нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукою владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым 31 августа 1937 года после месяца пыточного следствия – невыносимых истязаний, которые претерпел 63-летний архиерей. Под ним стоит подпись владыки Феофана, но есть обоснованные сомнения в подлинности этого документа. Во всяком случае, Мартынов в 1938 году был арестован и обвинен в том, что занимался фальсификацией оперативных и следственных материалов.

Митрополит Феофан был человеком благочестивым и богобоязненным. «С детских лет у меня было непреодолимое влечение служить Церкви Христовой в священно-иноческом сане. С этой целью поступил я в богословские классы духовной семинарии и в духовную академию», – говорил архимандрит Феофана при наречении во епископа Кронштадтского.

В своем стремлении служить Церкви Христовой Василий Туляков предполагал принять монашество еще в академии. Но, вступив в переписку с епископом Феофаном Затворником, он получил совет повременить. Святитель написал: «Судя по порывам сердца Вашего, с силою прорывавшимся и постоянно живущим в нем, можно признать, что Господь зовет Вас в монахи. Но самые сии порывы, спрашиваете Вы, не имеют ли небожественного источника? Положите в сердце своем вступить в монашество без сторонних намерений – с одним исключительным только желанием душу спасти и стяжать сердце чистое и богопреданное и разумение духовно-премудрое, какое видите светло-блестящим в аскетических писаниях отеческих. Если же с принятием монашества у вас соединяется что-нибудь постороннее, то лучше в монашество совсем не постригаться, а жить в миру и стремиться быть искренним христианином».

Как ни прискорбно было Василию Степановичу отказываться от своего давнего желания, он, однако, согласился с доводами святителя и уехал в деревню, в имение своей матери, где занимался сельским хозяйством и изучением святых отцов-аскетов. Почти пятнадцать лет, постепенно ослабевая, происходила в нем внутренняя борьба помыслов. Наконец он обратился к своему бывшему ректору академии митрополиту Антонию (Вадковскому) за советом относительно избрания монастыря. Митрополит благословил поступать в Александро-Невскую лавру. Приняв эти слова за указание Промысла Божия, В.С. Туляков 23 апреля 1905 года поступил в лавру.

11 октября 1905 года он был пострижен в монашество с именем Феофан – в память затворника Вышенского. В том же году состоялось его рукоположение во иеродиакона и иеромонаха. 5 ноября 1908 года он был возведен в сан архимандрита и назначен членом духовного собора лавры. 1 февраля 1909 года архимандрита Феофана назначили наместником Александро-Невской лавры.

В 1916 году архимандрит Феофан был возведен в сан епископа Кронштадтского. Дальнейшие годы он трудился на Калужской, Псковской и Горьковской (ныне Нижегородской) кафедрах. Всю свою жизнь Владыка отдал служению Богу, Церкви и людям, помня наставление святителя Феофана Затворника: «Ведайте, что архиерейство дается по особому Промыслу Божию, что степени архиерейства должно соответствовать духовное совершенство, коего знаки суть чистота сердца и живой союз с Господом, в преданности Богу».

Преподобный Моисей Оптинский писал: «поминать в молитвах непрославленных  подвижников – великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы в их молитвах. Но если мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же». И сегодня на панихиде в Казанском храме живо чувствовалось присутствие самого владыки Феофана и его благословение молящимся.