2 декабря 2020 года

Золотые росписи Дмитрия Трофимова

В ноябрьском номере православного журнала «Фома» 2020 года вышла статья о художнике Дмитрии Трофимове. Под его руководством московская творческая мастерская «Царьград» в 2010 году расписала храм Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря.

Церковь Рождества Богородицы — нижняя, устроенная под Христорождественским храмом. Она небольшая, уютная, с низкими сводами. Церковь входит в комплекс Казанского собора Дивеевской обители. Ее постройку благословил преподобный Серафим Саровский. Он предсказал, что здесь будут почивать мощи святых, что и исполнилось: в 2000 году здесь устроили усыпальницу для мощей преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Росписи храма посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители.

Из пятидесяти композиций больше половины Дмитрий Трофимов разработал сам. Многие сюжеты в церковном искусстве не встречались. Художники многое почерпнули из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которую составил священномученик Серафим (Чичагов). Его образ также есть в храме. Значительную помощь иконописцам оказали дивеевские сестры. Они подсказывали, как лучше составить иконографию, сами писали орнаменты.

Стены храма покрыты сусальным золотом. Это первый храм, который «Царьград» расписал на золотых фонах. Золото – это символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Все говорит о том, что здесь, на земле, наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике передается радость о том, что существует Царствие Небесное.

Дмитрий Трофимов окончил Суриковский институт и иконописные курсы реставрационных мастерских имени Игоря Грабаря. В 2007 году им была основана мастерская «Царьград». «Царьград» – это содружество иконописцев, архитекторов и искусствоведов. Мастерская занимается комплексным благоукрашением храмов: проектирует и создает все внутренне убранство – росписи, иконы, иконостасы, церковную мебель и светильники, витражи и мраморные полы.