Звон монастырских часов

24 июня 2014 года, накануне праздников преподобной матушки Александры и Собора Дивеевских святых, в Серафимо-Дивеевском монастыре часы, установленные на колокольне, каждые четверть часа стали вызванивать мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас», подобно тому, как это было устроено в старину. О том, что до революции существовала такая традиция, сохранилось дивеевское предание. В Сарове с колокольни звучала более суровая мелодия: «Кто тебя избежит, смертный час».

В советское время монастырские часы в Дивееве замолчали, их сняли с колокольни, на верхнем ярусе которой была помещена телевизионная антенна. Новые часы изготовил в 2003 году, к 100-летию прославления преподобного Серафима, калужский часовщик Александр Георгиевич Красников. На самом деле, по профессии он инженер-экономист путей сообщения, но к финансовой сфере сердце у него не легло, он ушел на производство, потом стал главным инженером в одном из калужских проектных институтов. Любимым делом Александра Георгиевича было и остается изготовление и ремонт часов, сначала комнатных, а потом и башенных. И, несмотря на то, что идет ему уже восьмой десяток, на башни и монастырские колокольни он поднимается легко по несколько раз в день.

Началось с того, что однажды по своим чертежам Александр Георгиевич изготовил в порядке эксперимента свои первые башенные часы и предложил их на колокольню в Оптину пустынь. По ряду причин в Оптиной их не смогли установить, нет там часов и сейчас, хотя в прежние времена монастырской братией были «устроены часы боевые». Про Красникова узнали в Троице-Сергиевой лавре, и тогдашний эконом, ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, пригласил его посмотреть лаврские часы, которые начали плохо себя вести. Минутная стрелка была, скажем, на двенадцати, а часовая где-то между тремя и четырьмя часами. Александру Георгиевичу тогда вспомнились слова, сказанные наместником лавры Екатерине Второй: «Матушка, часы отдыхать стали часто, а нужны хорошие, дабы порядка было больше». И он взялся за работу. Недалеко, в Подмосковье, нашли Перловский завод энергетического оборудования, на котором изготовили необходимые детали, и за два года восстановили часы.

Успех настолько окрылил Красникова, что он ушел из проектного института, устроил в подвале мастерскую и полностью посвятил себя часовому делу. Те годы запомнились многим сильнейшей инфляцией, любое начинание было очень рискованным. Но работа пошла успешно. Александр Георгиевич изготовил трое часов для Украины, в том числе ‒ для Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Донецкой области. Теперь его изделия есть и в Белоруссии, и в Нижнем Новгороде, и в Чувашии и в родной Калуге ‒ больше десятка башенных часов.

Вес дивеевских часов – около 200 кг, да еще три гири весят по 150 кг. Часы – это сложный механизм, состоящий из алюминиевой рамы и стальных осей, валов и шестерней.

С 2003 года дивеевские часы вызванивали мелодию, составленную игуменом Михеем (Тимофеевым), на тех колоколах, в которые звонили к службе. В 2013 году четыре колокола для часового звона были специально заказаны в Москве на заводе «Литекс». Колокола – так называемые зазывные, звук у них высокий. Часы имеют три механизма. Центральный – это ход, который отвечает за время и выводит его на циферблат. Каждые пятнадцать минут специальные рычаги заставляют работать второй механизм, который включает четверти, перезвоны. С них осуществляется переход на третий – который отвечает за звон на каждый час.

Интересно, что английское слово clock (часы), латинское clocca и ряд сходных слов в других языках первоначально обозначали не часы, а колокол. Дело в том, что самые первые башенные часы не показывали время на циферблате, а производили сигналы боем в колокол. Такие устройства были востребованы в монастырях, где колокольный звон должен был возвещать монахам о времени работ или молитвы. И сейчас подобные старинные часы сохранились  в Англии и Франции – с боем, но без циферблата. Они имеют простое устройство и часто снабжены механическими украшениями ‒ жакерами. Это специально изготовленные подвижные человеческие фигуры. Так, например, на йоркских кафедральных башенных часах XV века жакемары представляли собой фигуры Гога и Магога.

Первые башенные часы появились в 996 году. Они были водяными, их создал монах Габерт. И только спустя триста лет часы стали механическими. В России первые башенные часы появились в 1404 году. Они были изготовлены монахом афонского монастыря Лазарем Сербиным и по приказу князя Василия I установлены на стене великокняжеского дворца в московском Кремле. У этих часов была только одна неподвижная стрелка, вокруг которой вращались диски с циферблатами, показывающими дневное время и расположение планет. Специально обученный человек каждый час бил по колоколу молотом. Работали они 217 лет и показывали время только днем. В конце XV века при Иване III на трех кремлевских башнях появились куранты ‒ башенные часы с музыкой. О них сообщала летопись: «Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные, и не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено».

Начиная с XVI века, во многих российских монастырях стали устанавливать на колокольнях часы со звоном. Для верующих часы ‒ это всегда напоминание о вечной жизни и о том, что готовиться к ней надо здесь, на земле. И звон часов вновь и вновь учит нас ценить и беречь свое время, посвящать его Богу и, конечно же, радоваться наступлению каждого нового дня.

Дивеевская обитель

Read More:

Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые […]

Я стал православным и поселился в России

Как я стал православным Я родился в южной части Соединенных Штатов, а точнее, в штате Южная Каролина. Мой отец был баптистским пастором, и потому воспитывался я в семье глубоко верующих христиан-баптистов. Большинство людей на юге страны тогда принадлежали к баптистам. Мой год рождения – 1954-й, и моя молодость прошла в период разгара холодной войны между […]

Мир один на двоих

Светало. У горизонта, где посеяна рожь и пшеница, колыхнула алым платком заря. Розовой волной поплыли по бескрайнему небу облака. На всю округу пронеслось громкое противное кваканье. Распелись тоже! Как заводные! Артисты! Небось, радуются тихому утру, новому дню, солнышку. Где-то в траве застрекотали кузнечики. Природа давно проснулась, умылась прозрачной росою, и жизнь забила во всю ключом. […]