Выход на литию - Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery

Выход на литию

В Серафимо-Дивеевском монастыре паломники, прочитав в расписании, что служится всенощное бдение с литией, нередко задают вопрос сестрам: «А что такое лития?»

Слово «лития» греческого происхождения и означает моление вне храма. Эта перемена места – выход священнослужителей из алтаря в притвор – имеет целью оживить молитвенное внимание. За литией от лица всех молящихся возглашаются молитвенные прошения, хор поет литийные стихиры, раскрывающие суть празднуемого события. Лития совершается во время всенощного бдения в воскресный день, на двунадесятые, великие и престольные праздники, а также в дни памяти особо чтимых святых.

Самые ранние следы этого обычая появляются уже в IV веке в богослужебной практике святого града Иерусалима, где неотъемлемую часть богослужений составляло посещение тех или иных местных святынь.

Ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, верующие с епископом во главе после службы у Гроба Господня с пением гимна шли поклониться другим, близлежащим великим святыням – месту распятия и обретения Креста. Здесь совершалось краткое молитвословие в таком порядке: епископ читал молитву, благословлял оглашенных, затем произносил вторую молитву и благословлял верных; при этом все подходили к руке епископа. Несомненно, этот иерусалимский чин можно считать прототипом современных выходов на литию.

Кроме таких ежедневных исхождений, связанных с суточной службой, в Иерусалиме совершались особенные, отличавшиеся особой торжественностью. Например, в Лазареву субботу верующие собирались после полудня в Вифанию, в церковь, построенную на том месте, где Мария встретила Господа. Отсюда шли к гробу Лазаря и потом уже возвращались в Иерусалим, где служилась вечерня. Накануне Великой Пятницы все ночное бдение проходило в торжественных шествиях по святым местам. Эти шествия и в наши дни занимают видное место в иерусалимской традиции.

Под непосредственным влиянием богослужебной традиции Святогробского храма с самого начала своего существования находилась Лавра святого Саввы Освященного. В этом благотворном влиянии близлежащего Иерусалима, вероятно, и заключался секрет большой содержательности и благолепия лаврских служб, а вследствие этого – и той необычайной популярности и уважения, которыми издавна пользовался среди монахов всего Православного Востока устав Лавры святого Саввы Освященного. Этот устав сыграл наибольшую роль в истории образования современного Типикона.

Иерусалимский богослужебный порядок, конечно, не мог быть воспринят полностью нигде ввиду исключительных местных условий, в которых они создавались. К тому же монастырь мог их воспринять, лишь сочетав со строгими правилами монашеского устава. Как своеобразно преломлялись иерусалимские богослужебные порядки в лаврской обстановке, видим на примере с литиями. Лавра не имела ни Гроба Господня, ни Голгофы. Но здесь были свои святыни, благоговейного почитавшиеся насельниками монастыря. По окончании вечерней и утренней службы их участники отправлялись к местным лаврским святыням – нерукотворенной Богозданной церкви и ко гробу святого Саввы, где совершалось помазание елеем. Во время литии прочитывались по диптиху имена всех игуменов, начиная с преподобного Саввы, потом всей усопшей братии. После поминался настоятель монастыря и поименно вся братия. Затем поминались вписанные в диптих цари, живые и умершие.

В Константинополе торжественные крестные ходы ночью по городу с преднесением серебряных крестов и горящих светильников совершались уже во времена Иоанна Златоуста. Древнейшие богослужебные памятники Константинополя полны упоминаний о торжественных выходах-литиях к различным святыням города, совершавшихся при участии Патриарха, а иногда и императора. Литии являлись составной частью всех торжественных богослужений. От иерусалимских они отличались тем, что совершались только в праздничные дни, весьма разнообразились направлением и конечными пунктами шествий, но при этом были неразрывно связаны с вечерней и утреней.

Итак, в древности литийные выходы имели своей целью поклонение святыням какого-либо храма, города или монастыря. Поэтому ни одна часть богослужения не была так связана с местными условиями и обстановкой богослужебной жизни и так не разнообразилась и не видоизменялась в зависимости от них, как литии.

В обителях память местных святых, подвижников монастыря, связывалась с памятью всех вообще почивших насельников обители. Прошлое монастыря при этом молитвенно связывалось с настоящим, поминался здравствующий игумен со всей во Христе братией и отдельно (на утрени) болящие иноки обители. Молились также и о упокоении преставившихся ктиторов монастыря. К вышеуказанным элементам – храмовому, заупокойному и заздравному – добавились со временем моления об избавлении от грозящих бедствий (нынешнее прошение: «О еже сохранитися граду сему…»).

В современном Серафимо-Дивеевском монастыре помимо праздничных выходов на литию, которые бывают накануне особых праздничных событий,  ежедневно после каждого богослужения поется величание всем дивеевским святым, после чего священнослужители, матушка игумения и сестры обители прикладываются к их святым мощам. И в этой традиции можно видеть отголоски чина, совершаемого в древности в Иерусалиме и Константинополе.

Лития же ныне является неотъемлемой частью всенощного бдения. Она происходит после просительной ектеньи на великой вечерне и состоит в торжественном выходе священнослужителей в притвор. В ряде древних уставов, относящихся к соборным службам, есть  указание выходить на литию через царские врата. В монастырях соблюдалась также традиция выхода северными дверьми. В современной редакции Типикона записана практика выхождения священника северной дверью. При этом нет указаний об облачении священнослужителя. В Дивеевской обители священники в фелони выходят северной дверью, при закрытых царских вратах.

В воскресные дни выход совершается при пении стихиры храма. Такое напоминание о святом, которому посвящен храм, созвучно торжественному шествию священнослужителей, выходящих на литию. Святой мыслится духовно соприсутствующим с молящимися и участвующим в богослужении.

За стихирами следует моление, называемое «молитвами», но являющееся по строю ектеньей из четырех прошений с возгласом. Эта ектения в своих прошениях обширнее даже сугубой ектеньи и полнее великой. Начинается она с общего прошения за весь народ и мир Божий словами псалма «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», при этом представляются Богу в качестве ходатаев все святые, подвигается к молитве вся Церковь, с подробным указанием ликов святых и поименованием важнейших. После этого общего вступления ектенья переходит к частной молитве за разные группы людей и их особые нужды.

Второе прошение – за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией: о христианах, местном храме или монастыре, мире и благосостоянии всего мира и святых церквей, о занятых из братии тяжелым трудом («труждающихся») и низшими службами («служащих»), не позволяющими им даже и присутствия в храме («о оставльшихся», то есть оставленных по распоряжению на работах) или вызывающими отлучки из монастыря («во отшествии сущих»), о больных, умерших.

Третье прошение – за весь внешний мир и избавление его от бедствий: голода, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожаров, войны, междоусобия, вообще о милости Божией и отвращении от нас гнева Божия.

Четвертое прошение – об услышании молитвы.

Вместо обычного возгласа, являющегося окончанием молитвы, читается священническая молитва. Так как лития исторически является особой службой-вставкой, то к ектенье в конце присоединяется обычное в конце служб преподание мира («Мир всем»). Заканчивается лития молитвой ко Христу, как многомилостивому Владыке, о приятии совершаемого моления, об отгнании врагов, умирении и помиловании нас и мира. В этой молитве священник обращается к ходатайству тех же святых, к которым обращался диакон в начале литии. На прошения хор отвечает десятками раз «Господи, помилуй» сообразно со сложностью прошения: на первое – сорок, на второе – пятьдесят, а на два последних, как добавочных, по три раза.

Такому, поистине вселенскому, характеру молитвы соответствует выход в притвор как в часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, даже не принятых в Церковь.

Последнюю молитву литии Типикон и Служебник требуют произносить велегласно и выслушивать, сообразно особому усердию и скорбно-покаянному характеру литийного моления, главопреклонно.

Совершив литию, во время пения стихир на стиховне священнослужители переходят в среднюю часть храма, где происходит благословение хлебов. В древности благословение хлебов всегда было связано с всенощным бдением, когда благословенная пища служила для подкрепления участников продолжительной ночной службы. В память об этом и сейчас во время совершения всенощного бдения освящаются хлебы, пшеница, вино и елей. Хлеб затем раздается верующим в память евангельского умножения хлебов.

После благословения хлебов священнослужители возвращаются в алтарь, и начинается следующая часть богослужения – утреня.

 

Дивеевская обитель

Download Best WordPress Themes Free Download
Download Nulled WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
Download WordPress Themes
free download udemy paid course
download xiomi firmware
Free Download WordPress Themes
udemy paid course free download

Read More:

Вина перед Богом

Человек, как образ Божий, призван к богоуподоблению, то есть к абсолютному совершенству и высочайшей святости. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен, – говорит Спаситель (Мф. 5, 48). По примеру призвавшаго вас Святаго и сами будьте святы, – убеждает Апостол (1Пет. 1, 15). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех устремлений христианина, в […]

Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских

Page synchronized. Edit page only on site Tilda.cc Download Premium WordPress Themes FreeDownload WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes FreeDownload WordPress Themesdownload udemy paid course for freedownload lava firmwareDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy course

Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирение, кротость, мир, любовь)

Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, ректора Смоленской православной духовной семинарии, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года) Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры! Предмет моего выступления может показаться достаточно известным и простым, о котором так много говорили отцы и […]