Выход на литию

В Серафимо-Дивеевском монастыре паломники, прочитав в расписании, что служится всенощное бдение с литией, нередко задают вопрос сестрам: «А что такое лития?»

Слово «лития» греческого происхождения и означает моление вне храма. Эта перемена места – выход священнослужителей из алтаря в притвор – имеет целью оживить молитвенное внимание. За литией от лица всех молящихся возглашаются молитвенные прошения, хор поет литийные стихиры, раскрывающие суть празднуемого события. Лития совершается во время всенощного бдения в воскресный день, на двунадесятые, великие и престольные праздники, а также в дни памяти особо чтимых святых.

Самые ранние следы этого обычая появляются уже в IV веке в богослужебной практике святого града Иерусалима, где неотъемлемую часть богослужений составляло посещение тех или иных местных святынь.

Ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, верующие с епископом во главе после службы у Гроба Господня с пением гимна шли поклониться другим, близлежащим великим святыням – месту распятия и обретения Креста. Здесь совершалось краткое молитвословие в таком порядке: епископ читал молитву, благословлял оглашенных, затем произносил вторую молитву и благословлял верных; при этом все подходили к руке епископа. Несомненно, этот иерусалимский чин можно считать прототипом современных выходов на литию.

Кроме таких ежедневных исхождений, связанных с суточной службой, в Иерусалиме совершались особенные, отличавшиеся особой торжественностью. Например, в Лазареву субботу верующие собирались после полудня в Вифанию, в церковь, построенную на том месте, где Мария встретила Господа. Отсюда шли к гробу Лазаря и потом уже возвращались в Иерусалим, где служилась вечерня. Накануне Великой Пятницы все ночное бдение проходило в торжественных шествиях по святым местам. Эти шествия и в наши дни занимают видное место в иерусалимской традиции.

Под непосредственным влиянием богослужебной традиции Святогробского храма с самого начала своего существования находилась Лавра святого Саввы Освященного. В этом благотворном влиянии близлежащего Иерусалима, вероятно, и заключался секрет большой содержательности и благолепия лаврских служб, а вследствие этого – и той необычайной популярности и уважения, которыми издавна пользовался среди монахов всего Православного Востока устав Лавры святого Саввы Освященного. Этот устав сыграл наибольшую роль в истории образования современного Типикона.

Иерусалимский богослужебный порядок, конечно, не мог быть воспринят полностью нигде ввиду исключительных местных условий, в которых они создавались. К тому же монастырь мог их воспринять, лишь сочетав со строгими правилами монашеского устава. Как своеобразно преломлялись иерусалимские богослужебные порядки в лаврской обстановке, видим на примере с литиями. Лавра не имела ни Гроба Господня, ни Голгофы. Но здесь были свои святыни, благоговейного почитавшиеся насельниками монастыря. По окончании вечерней и утренней службы их участники отправлялись к местным лаврским святыням – нерукотворенной Богозданной церкви и ко гробу святого Саввы, где совершалось помазание елеем. Во время литии прочитывались по диптиху имена всех игуменов, начиная с преподобного Саввы, потом всей усопшей братии. После поминался настоятель монастыря и поименно вся братия. Затем поминались вписанные в диптих цари, живые и умершие.

В Константинополе торжественные крестные ходы ночью по городу с преднесением серебряных крестов и горящих светильников совершались уже во времена Иоанна Златоуста. Древнейшие богослужебные памятники Константинополя полны упоминаний о торжественных выходах-литиях к различным святыням города, совершавшихся при участии Патриарха, а иногда и императора. Литии являлись составной частью всех торжественных богослужений. От иерусалимских они отличались тем, что совершались только в праздничные дни, весьма разнообразились направлением и конечными пунктами шествий, но при этом были неразрывно связаны с вечерней и утреней.

Итак, в древности литийные выходы имели своей целью поклонение святыням какого-либо храма, города или монастыря. Поэтому ни одна часть богослужения не была так связана с местными условиями и обстановкой богослужебной жизни и так не разнообразилась и не видоизменялась в зависимости от них, как литии.

В обителях память местных святых, подвижников монастыря, связывалась с памятью всех вообще почивших насельников обители. Прошлое монастыря при этом молитвенно связывалось с настоящим, поминался здравствующий игумен со всей во Христе братией и отдельно (на утрени) болящие иноки обители. Молились также и о упокоении преставившихся ктиторов монастыря. К вышеуказанным элементам – храмовому, заупокойному и заздравному – добавились со временем моления об избавлении от грозящих бедствий (нынешнее прошение: «О еже сохранитися граду сему…»).

В современном Серафимо-Дивеевском монастыре помимо праздничных выходов на литию, которые бывают накануне особых праздничных событий,  ежедневно после каждого богослужения поется величание всем дивеевским святым, после чего священнослужители, матушка игумения и сестры обители прикладываются к их святым мощам. И в этой традиции можно видеть отголоски чина, совершаемого в древности в Иерусалиме и Константинополе.

Лития же ныне является неотъемлемой частью всенощного бдения. Она происходит после просительной ектеньи на великой вечерне и состоит в торжественном выходе священнослужителей в притвор. В ряде древних уставов, относящихся к соборным службам, есть  указание выходить на литию через царские врата. В монастырях соблюдалась также традиция выхода северными дверьми. В современной редакции Типикона записана практика выхождения священника северной дверью. При этом нет указаний об облачении священнослужителя. В Дивеевской обители священники в фелони выходят северной дверью, при закрытых царских вратах.

В воскресные дни выход совершается при пении стихиры храма. Такое напоминание о святом, которому посвящен храм, созвучно торжественному шествию священнослужителей, выходящих на литию. Святой мыслится духовно соприсутствующим с молящимися и участвующим в богослужении.

За стихирами следует моление, называемое «молитвами», но являющееся по строю ектеньей из четырех прошений с возгласом. Эта ектения в своих прошениях обширнее даже сугубой ектеньи и полнее великой. Начинается она с общего прошения за весь народ и мир Божий словами псалма «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», при этом представляются Богу в качестве ходатаев все святые, подвигается к молитве вся Церковь, с подробным указанием ликов святых и поименованием важнейших. После этого общего вступления ектенья переходит к частной молитве за разные группы людей и их особые нужды.

Второе прошение – за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией: о христианах, местном храме или монастыре, мире и благосостоянии всего мира и святых церквей, о занятых из братии тяжелым трудом («труждающихся») и низшими службами («служащих»), не позволяющими им даже и присутствия в храме («о оставльшихся», то есть оставленных по распоряжению на работах) или вызывающими отлучки из монастыря («во отшествии сущих»), о больных, умерших.

Третье прошение – за весь внешний мир и избавление его от бедствий: голода, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожаров, войны, междоусобия, вообще о милости Божией и отвращении от нас гнева Божия.

Четвертое прошение – об услышании молитвы.

Вместо обычного возгласа, являющегося окончанием молитвы, читается священническая молитва. Так как лития исторически является особой службой-вставкой, то к ектенье в конце присоединяется обычное в конце служб преподание мира («Мир всем»). Заканчивается лития молитвой ко Христу, как многомилостивому Владыке, о приятии совершаемого моления, об отгнании врагов, умирении и помиловании нас и мира. В этой молитве священник обращается к ходатайству тех же святых, к которым обращался диакон в начале литии. На прошения хор отвечает десятками раз «Господи, помилуй» сообразно со сложностью прошения: на первое – сорок, на второе – пятьдесят, а на два последних, как добавочных, по три раза.

Такому, поистине вселенскому, характеру молитвы соответствует выход в притвор как в часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, даже не принятых в Церковь.

Последнюю молитву литии Типикон и Служебник требуют произносить велегласно и выслушивать, сообразно особому усердию и скорбно-покаянному характеру литийного моления, главопреклонно.

Совершив литию, во время пения стихир на стиховне священнослужители переходят в среднюю часть храма, где происходит благословение хлебов. В древности благословение хлебов всегда было связано с всенощным бдением, когда благословенная пища служила для подкрепления участников продолжительной ночной службы. В память об этом и сейчас во время совершения всенощного бдения освящаются хлебы, пшеница, вино и елей. Хлеб затем раздается верующим в память евангельского умножения хлебов.

После благословения хлебов священнослужители возвращаются в алтарь, и начинается следующая часть богослужения – утреня.

 

Дивеевская обитель

Read More:

Великие, они же – Царские – часы

1. Великое достояние трёх величайших праздников богослужебного года — службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения — кеносиса, сопровождаемые строжайшим постом, обращены не столько к покаянному переживанию священновоспоминаемых событий, сколько к действительному приобщению […]

Человеческое измерение политики Дмитрия Азарова

Дмитрий Игоревич, если бы вас попросили составить визитную карточку Самарской области, о чем бы вы в первую очередь сказали? Самаре есть чем гордиться, у нее есть своя славная история и свои духовные символы. Это регион православный, с развитой промышленностью, с необходимыми условиями для развития сельского хозяйства. Вместе с тем Самара из 85 регионов занимает 65-е […]

Чему учат в монастырской школе

Чему учат в монастырской школе В Дивеевской монастырской школе уроки начинаются с восьми часов утра. Нередко можно увидеть, как до этого времени учащиеся с рюкзачками за плечами по дороге в школу заходят в Троицкий собор, где в это время служится акафист преподобному Серафиму Саровскому, и просят у святого старца помощи в учебных делах. Или же […]