Святое миро

Освящение мира – одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы, – каждые три-четыре года.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира в Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства крещения и Миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день Пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть Таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.

Со временем число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Личной Пятидесятницы святое миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков. В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна, благовонная корица, благовонный тростник, кассия и оливковое масло.

Уже в книге мужа апостольского Ермы «Пастырь» мы находим указание на Таинство Мvропомазания. В творениях священномученика Иринея Лионского, ученика мужа апостольского святого Поликарпа Смирнского, говорится о сообщении крещаемым Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Святитель Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о Миропомазании свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие».

Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них миро получали священники, которые стали использовать его при совершении Таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Впоследствии право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 году, с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает святое миро.

В Греческой и Русской Церквах не установлено определенное количество благовонных веществ, используемых для составления святого мира. Их главные качества – чистота и беспримесность каждого составного вещества в отдельности. В разное время в состав мира входило от сорока до семидесяти пяти составляющих. Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, мастику, богородичную траву, лепестки розы, фиалковый и имбирный корни, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла и многое другое. Священномученик Дионисий Ареопагит замечает, «что состав мира есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонные качества».

В 1683 году на Руси по приказу Патриарха Иоакима был переведен с греческого языка «Чин сочинения и освящения святаго мира, из киих же вещей составляется и како строится и в какое время и како святится оное предрагое великое миро». Напечатан был этот чин впервые лишь в 1767 году, и с того времени вошел в практику нашей Церкви.

В настоящее время предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества вновь заливаются виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе московского Донского ставропигиального мужского монастыря, где устроена специальная печь, в центре которой помещается котел из огнеупорного сплава.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении духовенства полагает начало мироварению. Совершается водоосвящение. На «Бог Господь» поется тропарь Пятидесятницы, «Слава, и ныне» – тропарь Успения Пресвятой Богородицы. По освящении воды читается молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный…», в которой испрашивается помощь в совершении дела мироварения. По отпусте архиерей окропляет святой водой приготовленные к мироварению вещества и котел, в который наливается немного святой воды. Затем духовенство вливает в котел масло и вино, Патриарх благословляет котел десницей и возжигает трикирием огонь под котлом. Начинается чтение Святого Евангелия, которое непрерывно продолжается священниками в течение трех дней до конца мироварения. Во время мироварения диаконы в облачении перемешивают содержимое котлов особыми веслами.

В Великие Вторник и Среду в мироваренный котел добавляют виноградное вино, вместо испарившегося, и благовонные вещества, в том числе и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста. Вечером в Великую Среду мироварение заканчивается, и после остывания священного мира, по благословению присутствующего при окончании мироварения архиерея, в котел влагаются ароматы (благовонные масла), и все тщательно перемешивается. Приготовленное таким образом миро разливается в сосуды, которые ставятся на столе и запечатываются до Четвертка. Тут же на особом столе раньше поставлялся и алавастр с освященным миром. В современной практике алавастр привозится в Патриарший Богоявленский собор из Крестового храма Московской Патриархии непосредственно к литургии Великого Четвертка.

Существует предание, что алавастр для хранения мира был прислан в Россию из Греции при принятии христианства и перенесен из Киева в Москву митрополитом Фотием. В знак непрерывного преемства от апостолов в этом сосуде святое миро остается всегда неиссякаемо. Алавастр, круглый, без ручки, с узким длинным горлом сосуд, сделан из меди и покрыт снаружи чешуей из перламутра. Узкое горло завинчивалось медной пробкой, которая именуется шурупом.

Из Малого собора Донского монастыря сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в Патриарший Богоявленский собор и, при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…», поставляются в алтаре по сторонам жертвенника.

На Божественной литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр с преждеосвященным миром несет первенствующий иерей, а сосуды с миром несут прочие священники в предшествии диаконов с рипидами, свечами и кадилами. Согласно «Чину мироварения», когда придут к святым дверям, «две рипиды входят по обычаю, иныя же спряжены стоят до святыя трапезы от святых дверей отсюду и отъонуду». Патриарх принимает алавастр в святых вратах и поставляет его на престол, остальные сосуды ставятся вокруг престола.

После преложения Даров по возгласе: «И да будут милости Великаго Бога…» совершается освящение мира. Патриарх открывает каждый сосуд с новоприготовленным миром и благословляет его трижды, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Протодиакон возглашает: «Вонмем». После возгласа диакона: «Господу помолимся», все священнослужители в алтаре поют: «Господи, помилуй», и Патриарх читает молитву: «Господи милости и Отче светов…», в которой просит о ниспослании Святого Духа на миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых Ангелов и страшны были демонам, чтобы принявшие Крещение были людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным Таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы. По окончании первой молитвы Предстоятель преподает «Мир всем», и после слов диакона: «Главы ваша Господеви приклоните», – тайно читает молитву главопреклонения «Тебе, Богу всех и Царю…», в которой приносит благодарение Господу за то, что сподобился быть служителем сей великой тайны, и просит об излиянии и на него самого освящения, подобно святому миру, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. Окончив главопреклонную молитву, Предстоятель вновь троекратно благословляет каждый сосуд с новоосвященным миром и закрывает их. Далее, с ектении «Вся святыя помянувше…», литургия продолжается обыкновенным порядком. Согласно «Чину мироварения», по завершении литургии, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», первенствующий иерей с прочими священниками относит миро в сосудохранительницу, где в каждый сосуд с освященным миром вливается из алавастра по нескольку капель преждеосвященного мира, а алавастр дополняется из сосудов новоосвященным миром.

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении таинства миропомазания, а также при освящении храмов.

«Дивеевская обитель» по статье С.А. Ванюкова «Освящение мира» (mepar.ru) и сообщениям пресс-службы Московской Патриархии

Read More:

Единство в вере и любви

Литургия, как повторение Голгофы и Воскресения, есть исцеление мира, «Пасха нетления ‒ мира спасение». В одной древней молитве это врачевание мира выражено так: «Мы вкушаем Твое Святое Тело, распятое за нас, и пьем Твою животворящую Кровь, пролитую за нас. Да будет Твое Тело источником жизни для нас, а Твоя Кровь да будет нам во оставление […]

Бог с нами

В минувшее воскресенье, 15 марта, оборвалась жизнь замечательного человека – Петра Ивановича Задирова, известного испытателя парашютных систем, мецената и одного из строителей первого в Антарктиде православного храма. Он направлялся на службу в церковь в Тушино и, переходя через железнодорожные рельсы, не заметил приближавшийся поезд… В последние дни Пётр Иванович, как рассказывают его знакомые, чувствовал себя […]

Школа – это часть монастыря

Дивеевская история. Дети «Школа – это часть монастыря» Если идти по Святой Канавке, то после первого поворота замечаешь желтое двухэтажное здание. Можно подумать, что это сестринский корпус, если бы не звонкие голоса детей, не веселый смех. Мимо по Канавке идут паломники, читают молитву «Богородице Дево, радуйся», удивленно всматриваются в окна. И не догадываются, что в […]