Школьный хор

02_Diveevo

00:00/ 00:00

До революции в Дивеевском монастыре была церковно-приходская школа с приютом для девочек-сирот, которые обучались пению образованными монахинями. Воспитанницы приюта принимали участие в службе: очередные ученики читали в церкви, певчие вместе с учителем пения становились на клирос.

В 1903 году при посещении приюта царем Николаем II и царицами Александрой Феодоровной и Марией Феодоровной девочки встретили державных посетителей пением тропарей «Спаси, Господи, люди Твоя» и преподобному Серафиму. Когда окончилось пение, Государю Императору благоугодно было высказать положительную оценку: «Хорошо поют». Позже детский хор пропел еще гимн «Боже, Царя храни». «Хорошо они у вас поют», ‒ повторил Государь.

Традиция музыкального образования детей в монастыре продолжилась в наши дни. Пять лет назад, по благословению митрополита Георгия, в школьных занятиях монастырской православной школы появились новые предметы: «церковное пение» ‒ для детей с 1 по 4 класс по одному часу в неделю и «клиросный хор» ‒ для детей основной школы три раза в неделю. Игумения Сергия благословила проводить занятия инокине Палладии (Болдиной). Она закончила музыкальное училище им. П.И. Чайковского в городе Алма-Ате по классу хорового дирижирования, но, как сама говорит, не только не видела себя руководителем детского хора, а даже не испытывала прежде к этой деятельности никакого интереса. За послушание она стала работать в монастырской школе.

Для начала нужно было отобрать состав хора. Ранее в школе существовал небольшой ансамбль, который принимал участие в разных музыкальных мероприятиях. Получив список поющих детей, инокиня Палладия начала их прослушивание. Прибавились и новенькие – особенно из числа тех, кто громче всех кричал на школьной трапезе. Таким образом, в хор набрали около двадцати человек. Со временем дети, делясь между собой впечатлениями о занятиях, стали приводить кто сестру, кто подругу. Сейчас состав хора увеличился до сорока человек. В него принимают даже детей со слабыми слуховыми и голосовыми данными. Их желание, помноженное на усердие, приносит свои плоды, и некоторые, совершенно бесперспективные, казалось бы, девочки становятся ведущими голосами в партиях.

Сначала занятия проходили со старшеклассницами. Среди них были учащиеся музыкальной школы, некоторые умели читать по-церковнославянски, но дети не были знакомы с академической манерой звукоизвлечения, при пении «не строили». Поэтому мать Палладия, в первую очередь, стала заниматься дыханием и постановкой голоса в академической манере пения, отрабатывать унисонное пение. Поскольку не все из учащихся были знакомы с нотной грамотой, на  уроках церковного пения стали вводиться элементы таких музыкальных дисциплин, как сольфеджио и элементарная теория музыки.

На репетициях клиросного хора идут подготовки к службе, к выступлениям на конкурсах, к тематическим концертам, посвященным церковным и гражданским праздникам, памятным событиям из монастырской истории. В репертуаре хора сейчас богослужебные песнопения преимущественно обиходного распева, а также некоторые песнопения церковных праздников, Великого поста, Пасхи, колядки, канты, военно-патриотические песни и просто хорошие песни разных композиторов.

Уже через полгода своего существования детский хор начал участвовать в литургиях, которые и поныне проходят каждое воскресенье в Казанском храме обители, и самостоятельно пел Великую ектению, Трисвятое, «Приидите, поклонимся», «Един свят», «Верую», «Отче наш». Более сложные и ответственные части службы исполняют три монастырские певчие, которые помогают детскому хору. Первая литургия состоялась в храме Рождества Богородицы 21 октября, в памятный день двадцатилетия его освящения. Пели ее семь человек.

«Первоначально, ‒ рассказывает инокиня Палладия, ‒ дети просто должны были привыкнуть к непосредственному участию в богослужении, так как есть большая разница между стоянием на службе и пением на клиросе. Для лучшего понимания службы делались распечатки текста литургии, чтобы дети не только слушали литургию, но и имели возможность следить за ее ходом по тексту. Надо сказать, что пение в храме очень помогло детям спеться друг с другом, стать более организованными».

Сейчас дети полностью поют всю службу самостоятельно, и на пасхальной седмице 2015 года они впервые пели пасхальную литургию в Троицком соборе монастыря, отчего сами находились под благодатным впечатлением. Их пение произвело благоприятное впечатление на молящихся.

Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие и пользу. Святитель Иоанн Златоуст отмечал: «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь». Он же наставлял: «Христианское пение должно звучать в сердце, а не в одних устах, и каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний».

Богослужебные песнопения ‒ это духовная сокровищница, которая завещана нам святыми отцами, здесь догматы нашей веры, здесь невыразимое богатство святоотеческой молитвы, разные состояния нашей души. Славословие, скорбь, раскаяние ‒ спектр состояний молитв бесконечен. Поэтому работа руководителя церковного хора заключается  не только в том, чтобы познакомить поющих с историей празднуемого события, но и объяснить смысл богослужебного текста, раскрыть красоту слова, его полноту и глубину и подсказать тот настрой, с которым нужно постараться передать то или иное состояние души. При этом подбор репертуара должен соответствовать характеру службы и не пестрить разными музыкальными стилями, иначе разорвется цепочка цельного восприятия службы, а это, в свою очередь, разрушит духовный настрой молящихся.

Ансамблевое пение является прекрасным способом развития музыкальных способностей, ведь по певческим канонам в хоре нужно петь, не соревнуясь, не выделяясь и «не борзясь». Совершенно разные по своей тембральной окраске голосов должны зазвучать, как единый слаженный организм. Очень важно уделить должное внимание звуковедению, фразировке, дыханию, динамике (от piano ‒ до forte, а не «громко и очень громко», как нередко бывает в хоровых коллективах), дикции, темпу, ритму. Эти средства музыкальной выразительности обогащают и украшают церковную службу.

Еще в период учебы в музыкальном училище, когда мать Палладия пела в церковном хоре, регент ‒ дочь священника ‒ учила певчих: «Звучание хора зависит в первую очередь от духовного состояния и устроения человека, а потом уже от его профессиональных качеств». Помня ее слова, мать Палладия говорит: «Прежде всего я прошу детей с молитвой обращаться к Богу, а не петь “голый” нотный текст. Работая над произведением, обращаю их внимание на его содержание, так как, поняв содержание, можно работать над характером, подчеркивая его техникой исполнения. Работа с хором ‒ это не только работа над разучиванием произведения и улучшением музыкальных качеств, но и общение, совместное переживание радостей и горестей, побед и поражений. Мы привыкаем друг к другу, становимся со временем роднее и ближе, становимся одной семьей. Стараюсь воспитывать в хористах способность любить, ценить, понимать друг друга, снисходить к чужим слабостям, иметь уважение к старшим. Я вижу, что дети понимают, над чем им нужно работать и в плане повышения уровня знаний и умений, и в плане работы над собой, над своим внутренним миром. Они искренне стараются. Общаясь с ними, я начинаю также понимать, что не только я должна им что-то рассказывать, чему-то учить, но так же важно выслушать их мысли и рассуждения. Я многому у них учусь».

Дети полюбили занятия, и некоторые из них уже решили связать свое будущее с регентским делом. Свои впечатления они выражают так: «Нам нравится наш руководитель, нравится участие в службах в качестве клирошан и чтецов, подбираемый репертуар. У нас дружный коллектив, и мы чувствуем поддержку друг друга, если даже и фальшиво поешь ‒ никто не затыкает ушей, а мать Палладия подскажет, исправит. Мы учимся слушать друг друга, держать партию, чисто интонировать, хорошо произносить слова».

Бывает, что на репетициях перед конкурсным выступлением дети поют так, что у учителя буквально опускаются руки, но на концерте они мобилизуются и показывают хороший уровень, приятно удивляя своего учителя. Сами они имеют на этот счет такое объяснение: «Мы ‒ православные дети, нам  помогает Бог еще и потому, что наш руководитель живет в монашеской общине».

Очень добрые воспоминания у детей и у матери Палладии остались об Анатолии Николаевиче Беляеве, который, приезжая в монастырь, жил здесь подолгу и проводил занятия с певчими. Имея большой опыт работы с юношескими коллективами, он оказал неоценимую помощь в становлении детского хора и передал не только свои знания преподавателю и детям, но главное ‒ любовь, доброту и позитивный настрой. «Он учил не только работе с хором, ‒ говорит мать Палладия, ‒ но и непосредственно общению с детьми. Он всегда обращал мое внимание на отношение ребенка к предмету, на его поведенческую реакцию. Иногда сам проводил занятия, а я, наблюдая за ведением урока, записывала его требования и пожелания. Анатолий Николаевич был строгим и мудрым преподавателем, но, кроме того, он обладал большим чувством юмора, и его замечания, благодаря этому, воспринимались детьми очень живо и легко. Дети его очень любили».

За семь лет можно отметить значительный профессиональный рост коллектива: если раньше дети отрабатывали унисонное пение, с трудом держали двухголосие, то сейчас у них стабильное трехголосие, плотное и уверенное звучание голосов, красивый округленный звук, образцовая дикция. Дети поют авторские произведения, сложные по своим исполнительским требованиям, в которых переменный размер и модуляции, полифонические элементы и сложный ритмический рисунок, скачкообразная мелодия, требующая плавного голосоведения, пение с солистами, в дуэтах.

Ярким событием в жизни хора было его участие в 2015 году в Международном отрытом детско-юношеском музыкальном интернет-фестивале стран-победительниц в Великой Отечественной войне «Мы ‒ за мир» (г. Москва). Наш детский хор прошел во второй тур, но участвовать в нем далее дети не смогли, потому что время его проведения совпало с подготовкой к экзаменам в школе.

Участие в конкурсах – необходимая составляющая полноценной жизни хора, ведь знакомство с другими коллективами и их творчеством всегда помогает критически взглянуть на свое творчество и научиться чему-то новому. Любые олимпиады, спортивные и музыкальные конкурсы выявляют лучших, на которых нужно равняться и мерить себя по лучшим образцам. Дети так говорят об этом: «На конкурсах мы знакомимся с уровнем других коллективов, оцениваем свои возможности, видим, куда нам нужно еще расти. Мы бы очень хотели иметь больше конкурсного опыта, так как хотим прославлять батюшку Серафима и быть лучшими».

Школьный хор называется «Радость моя». И это название, конечно же, не случайно. «Нам хотелось, чтобы в названии отображалась наша причастность к уделу Божией Матери, к святой Канавке и к небесному покровителю Дивеевского монастыря ‒ преподобному Серафиму, к радостному и мирному состоянию духа, о стяжании которого батюшка Серафим говорил как о главной цели христианской жизни: “Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!”»

По благословению игумении Сергии и в память о прежних участниках коллектива, которые уже закончили школу, с ними был записан аудиодиск. В него вошли песни духовно-патриотического содержания, с которыми хор показывал себя на конкурсах и фестивалях.

Дивеевская обитель

Read More:

Под державным покровом

Икона изображает Богоматерь на троне, который является символом высшей власти. Пресвятая Дева облачена в красную порфиру. На голове у Нее царский венец. В руках – скипетр и держава. Лик Богородицы строг и властен. На коленях –  отрок Христос в белом хитоне, ноги прикрыты накидкой – гиматием. Голова слегка склонена к левой руке, прикасающейся к державе, […]

Преемственность архитектурных традиций

– Ансамбль нашего монастыря удивительно органичный, выполненный в одном ключе. В нем нет резких контрастов стилей, начиная с Казанского собора и закачивая последними постройками. Все очень гармонично дополняет друг друга. Так стала делиться своими наблюдениями послушница Серафимо-Дивеевского монастыря, архитектор по образованию. Мы решили всмотреться в архитектурный комплекс нашей обители. Это желание возникло не потому, что  […]

Как преодолеть холод в отношениях

Беседа с настоятелем храма Великомученика Георгия Победоносца в подмосковном поселке Нахабино иереем Павлом Островским Батюшка, какое время года у вас любимое?  Лето. Не люблю холод во всех отношениях. Вы легко сходитесь с людьми? Я к этому не прикладываю вообще никаких усилий, что может говорить о некоем даровании от Бога. Как говорил апостол Павел, если я […]