Праздник в честь похищения мощей

Бари был маленьким городком, пока в 975 году не стал центром византийской провинции Италии. Получив высокий статус, Бари стал развиваться, в нем появились новые жители, увеличилась торговля. Через сто лет он считался богатейшим и влиятельнейшим в области. Норманнское завоевание 1071 года лиши­ло Бари столичных привилегий, а это повлияло на сокращение торговых связей. Предприимчивые барийские жители понимали, что возрождение города зависело от фактора, способного сплотить дух горожан и привлечь случайных путеше­ственников, иностранных купцов, а также паломников на пути из Святой Земли в святилище Архангела Михаила на горе Гаргано (совр. Монте-Сант-Анджело).

В это время турки захватили Малую Азию, и была опасность, что они надругаются над христианскими святынями, в частности, над мощами святителя Николая. Барийцы решили перенести их в свой город. В Киевском предании, или «Слове о перенесении», говорится даже о том, что святитель Николай явился во сне одному барийскому священнику и велел сообщить духовенству и жителям города о своем желании «переместиться» в их город.  В 1087 году мощи святителя Николая были доставлены из Мир Ликийских в Бари. С этого времени святыня стала символом города, а также целью паломни­честв со всех краев света. День 9/22 мая отмечается как общецерковный праздник, в который вспоминается перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

О том, как все это происходило, по просьбе именитых граждан города Бари сделали записи два современника тех событий – архидиакон Иоанн и «последний из церковных служек», как себя называет некий Никифор. Их хроники отличает возвышенность стиля. Тем самым авторы намеренно постарались придать похищению мощей святителя Николая значение исторической важности. Они подчеркнули дерзновенность участников похищения, а главного героя характеризовали не иначе как «отважный Маттео».

Итак, когда три барийских корабля подошли к Мирам, вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, посетителей помазывали миром от мощей. Монах рассказал о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил пришельцев, они увидели для себя в нем соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Вложив меч в ножны, храбрый юноша Маттео стал железной кувалдой бить мра­морную плиту пола, расположенную над святым телом, и разбил ее на мелкие кусоч­ки. Тут же на помощь пришли его товарищи. Вскоре они на­шли саркофаг из белейшего мрамора и обна­жили его примерно до половины; но сильно боялись ударить по нему, дабы с ними не случи­лось какой-нибудь беды. Тогда Маттео дерзновенно сильным ударом разбил крышку. Открыв ее, нашли могилу, полную святой жидкости. Сразу последовало такое не­обыкновенное благоухание, что всем пока­залось, что они попали в Божий рай. И сей аромат достиг не только присутствующих, но и (благодаря попутному ветру) осталь­ных товарищей на море, до которого было примерно три мили; возбужденные произошедшим, они сразу почувствовали большую радость и поняли, что святой исповедник Христов дал свое согласие их товарищам.

Маттео, не колеблясь ни секунды, прямо обутым нетерпеливо спустился в священ­ную могилу. Войдя в нее, он погрузил руки в жидкость и нашел святые мощи, которые плавали на поверхности, превосходя по благоуханию любые ароматы. Ненасытно расцеловав, он передал их досточтимым свя­щенникам. Из сего можно понять, что ис­тинный исповедник Христов по своей воле дался барийцам.

Когда уже все члены были в случайном порядке уложены на земле, обнаружили, что нет святой главы. То, что ее не удавалось най­ти, немного их опечалило. Тогда Маттео, наклонившись, стал искать ее не как рань­ше, погружая только руки в обильную жид­кость, но разыскивал святую голову там и сям, входя в саркофаг с ногами (так как это было необходимо) с дерзкой смелостью. На­конец, найдя ее, он вышел, мокрый от целительной жидкости.

Священник, по имени Дрогоне, бла­гочестиво собрал мощи в свое шелковое оде­яние. Барийцы хотели унести оттуда прекрасную древнюю икону, изображавшую святителя Николая, но не смогли. Из этого стало ясно, что истинный исповедник Христов не хотел полностью покидать те места.

Придя к морю они стали решать, кто и чей корабль должен иметь честь везти этот груз. Каждый экипаж хотел везти его на своем корабле. Да и кто бы не захотел беречь и ох­ранять такого великого святого, от которого он сам надеялся получить охрану, защиту и избавление от трудностей? Нако­нец было достигнуто соглашение: его должен был перевозить экипаж того корабля, на котором находился моряк, проявивший наибольшую храбрость в сем подвиге; однако при условии, чтобы сна­чала экипаж поклялся не делать и не решать ничего касательно священного тела самостоятельно. Счастливые обладатели святыни сели на корабль и, развернув ткань, оберну­ли мощи в другую, белоснежную и новую; а потом положили в деревянный сосуд, где моряки хранят обычно воду или вино.

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных.

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

В Бари в этот день проводятся две традиционные церемонии. В память о щедром и своевременном вмешательстве святителя Николая в жизнь обедневшего семейства и спасении трех девушек, вынуждавшихся к торговле своим телом, проводится жеребьевка брачных премий для бедных невест-сирот. Вторая жеребьевка призвана выявить то моторное рыболовецкое судно, которое в память о корабле, доставившем в Бари святые мощи, 8 мая повезет икону святителя Николая в морской процессии.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции на Русь одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. И эта вера в неоскудеваемую помощь угодника Божия также ознаменовалась бесчисленными чудотворениями. Сказания о чудесах святителя, совершенных на Русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Приблизительно в 1094 году появились русская редакция жития и сказание о перенесении его святых мощей, написанное современником этого события. Еще ранее было составлено похвальное слово чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

Дивеевская обитель

по книге Альдо Луиси и Джерардо Чоффари «Святитель Николай и его мощи». Бари, 2014 г.

Read More:

Великие, они же – Царские – часы

1. Великое достояние трёх величайших праздников богослужебного года — службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения — кеносиса, сопровождаемые строжайшим постом, обращены не столько к покаянному переживанию священновоспоминаемых событий, сколько к действительному приобщению […]

Батюшка Серафим о будущем Дивеева

Дара прозорливости сподобился батюшка Серафим за свою богоугодную жизнь. Проходя ее святоотеческим путем, он понес тяжелый подвиг, достиг бесстрастия, чистоты сердечной, проникся обильно Божественным светом благодати Святого Духа, преисполнился любовью – и ему открылась воля Божия и о нем самом, и о людях, к нему приходивших, и о монашеских обителях, которые созидались по его благословению. […]

Избранница Божией Матери и преподобного Серафима

Дивеевская история. Игумении Избранница Божией Матери и преподобного Серафима Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Мария (Ушакова). Конец XIX в. Елизавета Ушакова происходила из старинного тульского дворянского рода, известного с середины XVI века. Ее отец, Алексей Николаевич, человек строгий и честный, с четырнадцати лет воспитывался в Морском кадетском корпусе, затем служил на Черном и Средиземном морях, участвовал […]