Монашеский идеал

Схимонахиня Алевтина

Схимонахиня Алевтина из Казанского женского монастыря Воронежской губернии росточка была маленького. В последнее время вся высохла и стала как комочек. Носили ее на руках. Года за два до смерти она ослепла. Народ к ней не ходил – прозорливость свою старица скрывала. Сестер монастыря она утешала, и те много получали от нее духовной пищи. Возьмет, бывало, и мелом сделает на плече или на голове крест какой-нибудь сестре, пришедшей к ней, или девочке из приюта, которая любила к ней бегать.

Когда одну монахиню выбрали в Вильну игуменией, она сказала: «Ты наша, наша будешь… Приедешь назад – тебя там заклюют…» И верно, сбылись ее слова.

Умерла она 115 лет от роду около 1911 года.

Схимонахиня Агния

Схимонахиня Агния из Каширского Никитского монастыря умерла, когда ей было около восьмидесяти лет, но год и день неизвестны. Была она слепая семнадцать лет, имела дар Иисусовой молитвы.

Монахиня Павла

Монахиня Павла была из Тихвинского монастыря Тамбовской губернии г. Кирсанова. Лет ей было около семидесяти. Она очень любила принимать странников и блаженных. Творила непрестанно Иисусову молитву. Умерла около 1929 года.

Блаженная монахиня Евдокия

Раба Божия Евдокия, уроженка пригородной слободы г. Острогожска, жила с сестрой, обе были монахинями. Пошли они в Киев помолиться, и там сестра Пелагия вышла замуж за иеродиакона. На Евдокию так повлиял этот поступок, что она совершенно изменила образ жизни: перестала разговаривать, проводила круглые сутки под открытым небом, большею частью на базаре, там же и спала на куче навоза. Рассказчица ее жития не помнит, в каком году Евдокия пришла в Свято-Троицкую общину Острогожского уезда Воронежской губернии. Прожила она в обители 12 лет, до самой своей кончины. Трудно описать, какую суровую жизнь она вела в монастыре: мало говорила, зимой и летом ходила босая или на босу ногу, ватное пальто надевала на голову, почти никогда не сидела. Зимою бегает по снегу, вся обледенеет, осенью и весной – по грязи, по болотам, холодная, мокрая. Заметна была ее прозорливость: перед тем, как кому-нибудь случалось уйти из монастыря, она накануне непременно ходит с палкой, и все начинают говорить, что кто-то уйдет, что обычно и сбывалось. Один раз, например, было так: взяла она две палки, большую и маленькую. И, действительно, на следующий день ушли две сестры: одна большого роста, другая маленького. И еще много было подобных случаев прозорливости. Перед кончиной своей пролежала она всю зиму, испытывая мучительные боли в ноге и от пролежней до самых ребер. С большим терпением переносила она тяжкий недуг, лежала на полу и ни за что не хотела перейти на кровать. Скончалась блаженная Евдокия на Пасхальной неделе, причастившись Святых Тайн в Великий Четверг.

Монахиня Афанасия

Монахине Алексеевского женского монастыря Афанасии было около семидесяти лет, когда она умерла. Родом из московских купцов, была она богомольная, кроткая, смиренная. Роста выше среднего, худенькая. Ходила на все службы и ни одной не пропускала. Творила Иисусову молитву. Когда м. Афанасия умирала, над ее кельей видели большую горящую свечу. Высокой духовной жизни была матушка. Скончалась она в 1901 году.

Монахиня Евфросиния

Монахиня Евфросиния, в миру София, умерла в 1925 году 15 октября, погребена на кладбище Даниловского монастыря. Пострижена в мантию о. Георгием перед смертью, скончалась она от скоротечной чахотки. Постриг ее был умилительный, так как она произносила слова отречения, умирая. Скажет несколько слов и закашляется. После пострига она получила дар Иисусовой молитвы и вся была в ней, как бы уже не здесь, а там. Болезнь свою переносила кротко: ни слова ропота не сорвалось с ее уст. Послушание ее было удивительным, во многом она напоминала всем знавшим ее ученика аввы Дорофея преподобного Досифея. Даже на смерть свою она попросила разрешения от своего духовного отца – так велико было ее послушание. Почувствовав себя дурно, она попросила передать отцу Симеону (Холмогорову) следующие слова: «Батюшка, мне очень тяжело, я устала страдать», и он написал ей ответ: «Довольно страдать, довольно терпеть, можно все кончить». Получив такое напутствие, она радостно перекрестилась и поблагодарила Бога и тут же отошла в небесную обитель.

Девица София

Родилась она приблизительно в 1890–1895 годах. Родители ее были люди богатые. Жила она в Москве, окормлялась при Чудовом монастыре. Нищелюбица, постница, бессребреница, молитвенница, она творила Иисусову молитву. Вела строго монашескую жизнь в миру. Высокого роста, худощавая, беленькая, ходила она просто, в черной шапочке с шарфом. Лет ей было около пятидесяти, очень ласковая, всегда с улыбочкой, одежду она имела только ту, что на себе, а все свое богатство продала и деньги раздала нищим, при этом сама питалась скудно. В церковь ходила ежедневно, не пропуская ни одной службы. Жила в маленькой комнате, которая, как келья, вся была в иконах. Никому не говорила, что в схиме. Умерла от чахотки 24 февраля 1931 года. Легла в гроб в лаптях от преподобного Серафима.

Монахиня Серафима

Монахиня Серафима была крепостная дворовая князей Кропоткиных. Родилась она в 1840 году в деревне Сивково Можайского уезда. В мантию постригал ее тайно епископ Арсений, бывший наместник Чудова монастыря. В монастырях она не жила, так как была пострижена тайно. Начало своей духовной жизни провела м. Серафима под руководством схимонахини Сарры из Спасо-Бородинского монастыря. Позже большое значение в ее жизни имели о. Валентин Амфитеатров и о. Варнава Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Знала она и о. Иоанна Кронштадтского. Образования м. Серафима никакого не получила и всю жизнь прожила в крепостных нянях. Тридцать пять лет она жила в нянях.

В 1931 году исполнился м. Серафиме 91 год. Роста она была маленького, седенькая, веселенькая, имела дар утешения. Жила матушка в маленькой клетушечке, отгороженной в коридоре. Все стены у нее были увешаны иконами Божией Матери и угодников Божиих. Говорила просто, но с большой любовью к вопрошающему.

Постоянная прихожанка церкви свт. Николая в Пыжах на Большой Ордынке, была матушка, по мнению верующих, столпом и утверждением истины этого храма и считалась ими усердной и непрестанной молитвенницей.

Монахиня Алевтина

Монахиня Новодевичьего монастыря Алевтина с великим смирением хранила и соблюдала свою чистоту. Очень любила она поминать покойников. Умерла м. Алевтина в 1911 году в монастыре около восьмидесяти лет от роду. Когда она еще жила в миру, явилась ей Матерь Божия «Скорбящая» и исцелила от болезни ног, после этого ушла она в монастырь. Миролюбица была матушка – всех мирила. Сначала несла послушание церковницы, потом – при больнице. Ростом низенькая, беленькая, смиренная, была м. Алевтина из простого звания.

Монахиня Елена

Монахиня Елена из Новодевичьего монастыря была так смиренна и нестяжательна, что и последние башмаки с себя отдаст. Любила принимать странников и поминать покойников, имела дар Богородичной молитвы. Когда умирала м. Елена, то беспокоилась, что осталось у нее восемнадцать рублей денег, так как ее желание было ничего у себя не иметь. Умерла она лет шестидесяти. Беленькая, круглолицая, происходила из крестьян. Сила молитвы ее была замечательна: N никак не могла устроиться на место, мать ее пришла к монахине Елене и рассказала о своей беде. Матушка помолилась и успокоила ее. В скором времени N устроилась на службу. Таких случаев прозорливости было много. Умерла м. Елена в 1926 году.

Монахиня Иоанникия

Молчальница монахиня Иоанникия из Новодевичьего монастыря подвизалась в совершенном безмолвии. Замолчала она, когда ей было 35 лет, и в продолжении 37 лет безмолствовала. Благословение на это она получила от старца Иоанникия Давыдовой пустыни. До принятия подвига безмолвия она долго себя испытывала, сможет ли понести этот крест. Спросят ее, бывало, – молчит. Воду и камни брала в рот или скажет: «Зубы болят». Роста она была выше среднего, худенькая, глаза голубые. Смолоду она была очень веселая, красивая, любила погулять, пошутить. Хотели ее родители выдать замуж, да она не пожелала и ушла в монастырь. В монастыре несла она разные послушания, старалась дать подарочек, кому могла. Жития святых всегда читала стоя, псалмы пела нараспев. Был у м. Иоанникии дар Богородичной молитвы. Жила матушка одна. Была она великая постница, скончалась в Чистый понедельник на 72 году жизни 13 февраля 1895 года, сидя в креслах. Была у нее сильная одышка и такая болезнь, что она, будучи не в состоянии принимать пищу, умерла голодной смертью.

Монахиня Елизавета

Монахиня Елизавета жила в селе Гуслицы у часовни Спасителя. Много ходило к ней народа за советом и утешением. Никогда не вкушала пищи сидя, ела и пила только стоя.

Монахиня Вера

Монахиня Вера имела дар непрестанной Иисусовой молитвы. Умерла в январе 1900 года. С виду была она непривлекательная: высокого роста, лет сорока-пятидесяти. Ходила всегда в рваном тряпье, юродствовала. Смиренная, кроткая, она всех благословляла, длинно растягивая слова: «Го-спо-ди, бла-го-сло-ви!» или «По-ми-луй!» Любила читать книги, могла пошутить. Умерла м. Вера от простуды. Когда ее опускали в могилку, над ней летало несколько голубей.

Монахиня Никодима

Монахиня Никодима была из Лукинского женского монастыря, где несла долгое время послушание экономки. Лицо ее было всегда сияющее. В Головинском Казанском женском монастыре жила она у своей родственницы, тоже монахини. Было ей тогда лет 70. Была м. Никодима великая постница и молитвенница, ела все как ни на есть самое плохое. Имела большую ревность к молитвенному правилу. Ходила читать Псалтирь. Когда приезжала в Оптину пустынь, то старец Амвросий из всех присутствующих позвал ее к себе в келью первую. Перед смертью м. Никодима как наяву видела Матерь Божию и Архистратига Михаила.

Блаженная монахиня Харитина

Блаженная монахиня Харитина из Белокопытовского монастыря была худая, маленькая, видела человека насквозь. Считалась прозорливой. Творила Иисусову молитву. С людьми, которые обращались к ней за советом или утешением, вела себя по-разному. Каждому говорила то, что именно ему нужно.

Монахиня Евдокия

Монахиня Головинского Казанского женского монастыря Евдокия, или Душенька, как ее все звали, была очень простая и имела благодатный дар слез. Послушание ее в монастыре было звонарка. Исполняла послушание до самой смерти и настолько старательно и ревниво, что боялась передать его кому-либо из сестер. Была она одной из первоначальниц монастыря, росточка маленького, всегда перед Казанским образом теплила неугасимую лампаду. Около 80 лет постригли ее тайно в мантию. Умерла около 1917–1918 года.

Инокиня Екатерина (Комарова)

Инокиня Головинского Казанского женского монастыря Екатерина (Комарова) собою была красива, роста высокого. Беспрекословно выполняла все просьбы, оставалась безответной на грубости и не раздражалась от неприятностей. Все, что имела, отдавала другим, была бессребреница. Умерла 30 октября 1919 года рясофорной инокиней, в мантию ее постричь не успели.

Read More:

Матушка Манефа

Со Святой Земли никогда не уезжают насовсем. В нас остается глубокий след, запечатлевшийся в душе, сознании и сердце. Мы не расстаемся с людьми, с которыми мы там познакомились, которых узнали, как своих сродников во Христе, и которых мы полюбили такой любовью, несмотря на то, живы ли они, или уже скончались в момент нашего отъезда. Молитвой […]

Под державным покровом

Икона изображает Богоматерь на троне, который является символом высшей власти. Пресвятая Дева облачена в красную порфиру. На голове у Нее царский венец. В руках – скипетр и держава. Лик Богородицы строг и властен. На коленях –  отрок Христос в белом хитоне, ноги прикрыты накидкой – гиматием. Голова слегка склонена к левой руке, прикасающейся к державе, […]

Выход на литию

В Серафимо-Дивеевском монастыре паломники, прочитав в расписании, что служится всенощное бдение с литией, нередко задают вопрос сестрам: «А что такое лития?» Слово «лития» греческого происхождения и означает моление вне храма. Эта перемена места – выход священнослужителей из алтаря в притвор – имеет целью оживить молитвенное внимание. За литией от лица всех молящихся возглашаются молитвенные прошения, […]