Молитва и ее значение в духовной жизни

Доклад епископа Солнечногорского Алексия, наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 13–14 ноября 2019 года)

В разрабатываемых документах и их обсуждении неизменно затрагивается тема молитвенного делания. Обсуждаются значение молитвы и ее место в монастырском распорядке, возможность или невозможность непрестанной молитвы, исполнение суточного богослужебного круга, объем келейного правила, прилежание к молитве братии, внимание к этому вопросу игумена и многое другое. Эта тема многогранна, поскольку духовная жизнь не является просто сводом правил: она есть истинная жизнь и общение с Живым Богом. Молитва в ней подобна дыханию: пока человек дышит, он живет. Не думаю, что смогу сказать что-то новое для тех, кто более искусен в молитвенном делании, поэтому повторю и в меру сил попытаюсь проанализировать сказанное отцами-подвижниками, опыт которых может вдохновить и чем-то послужить для доброй монашеской жизни в наших обителях.

Как известно, можно казаться добропорядочным христианином без глубокого погружения в духовную жизнь. Но перед более честными по отношению к самим себе людьми встает вопрос о цели христианской жизни. Им нередко отвечают так, как когда-то юному Николаю Мотовилову: «Что значит “в чем цель”? Ходи в церковь, молись, кайся и ничего более не придумывай». Но вопрос все же остается. Пройдя через скорбные обстоятельства, Николай Мотовилов встретил на жизненном пути преподобного Серафима, не только объяснившего ему, но и показавшего на собственном примере путь к единению с Богом через тре́звенное молитвенное делание.

Как можно молиться, и в то же время быть полным желчи по отношению к другому человеку? Как фарисей, который исполнил все написанное в законе и был отвергнут Богом? Следовательно, вопрос заключается в том, каким человек предстоит перед Господом. Необходима живая связь с Богом: только тогда не будет внутренней пустоты.

Преподобный Серафим открыл жаждущей душе истинную цель жизни, состоящую в стяжании Духа Святого. Следовательно, главным является не внешнее делание – не количество вычитанных молитвословий, не ставшие для многих путем в прелесть искусственные «приемы», а внутреннее состояние души человека. Тот, кто стремится приобрести смиренное, кроткое и мирное устроение, привлекает благодать Святого Духа и создает прочный фундамент для истинной молитвы.

Святые отцы Церкви называют четыре качества истинной молитвы: неспешность, внимательность, благоговейность и покаянность. Одно из качеств рождает другое, следующее за ним.

«При совершении правила и поклонов, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – никак не должно спешить; должно совершать правило и поклоны с возможною неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания» [1].

Преподобный Серафим говорит о внутреннем внимании: «В молитве внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и множае твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя» [2].

Когда молящийся с благоговением человек осознает, Кому он предстоит, то у него рождается чувство собственного недостоинства и покаяния.

Рассуждая о качествах молитвы, мы понимаем, что духовная жизнь имеет свою постепенность и возрастные периоды. «Три есть степени преуспевающих в восхождении к совершенству, – говорит преподобный Никита Стифат, – очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая – средним, третья – совершенным» [3]. По данным степеням духовной жизни совершенствуется и молитва.

Преподобный Нил Синайский, вместе с другими Отцами, называет три степени духовного преуспеяния в молитве и определяет их как «молитва прерываемая, непрерываемая и совершенная».

«Молитва, прерываемая помыслами (низшая)… далека от устроения, подобающего молящемуся. Такой не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова» [4], – пишет преподобный Нил.
Вторая, более высокая, молитва совершается, «когда произносятся слова, а ум с умилением следует за оными, и знает, к Кому обращает прошение» [5].

Высшая же молитва совершенных «есть некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу» [6].

Достижение каждой степени сопровождается трезвением, усиленным подвигом и трудом. Но это не тот «подвиг», который от ревности не по разуму налагают на себя, копируя прочитанное, некоторые новоначальные. Правильная духовная и молитвенная жизнь возможна только в русле исполнения евангельских заповедей. В одной из своих проповедей приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) сказал: «Как нет ни одного имени под Небом, данного нам, которое могло бы нас спасти, кроме имени Иисуса Христа (Ср. Деян. 4:12), так нет и другого учения во всем мире, которое бы указывало прямой путь для достижения вечного блаженства и земного благополучия, кроме учения Евангельского». Отец Кирилл справедливо заметил, что мы редко, а может быть и никогда по-настоящему не сверяем свою жизнь, «противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии» [7]. Преподобный Иустин (Попович) говорил, что монах – это исполненное Евангелие. Чем ближе мы к этому идеалу, тем угоднее Богу наша молитва.

Молитвенному деланию можно научиться только «во мнозе совете» – не в совете многих, как пояснил преподобный авва Дорофей, а в частом обращении за советом и благословением к одному духовному наставнику и в исполнении его слов [8].

Восхождению на первую ступень сопутствуют отсечение своей воли, борьба за чистоту молитвы и отгнание помыслов. Новоначальному очень трудно сосредоточиться, поэтому для него предпочтительнее произносить молитву вслух. Он учится молиться не только на келейном правиле или участвуя в богослужении, но и при совершении всякого дела. Там, где требуется труд не умственный, а физический или механический, он старается читать вслух молитву Иисусову, молитвы Божией Матери, Ангелу-хранителю, святым.

Святитель Феофан Затворник советует в отношении прочитываемых на правиле молитв: «Потрудитесь в свободное время почитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца» [9]. Далее святитель Феофан рекомендует заучивать молитвы и псалмы на память. Здесь он говорит об опыте древних подвижников. «Когда идешь за водою, или путешествие совершаешь, – советует преподобный Антоний Великий, – читай псалмы на память и размышляй» [10]. Из слов святого следует, что еще одним помогающим молитве деланием является Богомыслие, совершаемое в русле творений и толкований святых отцов и учителей Церкви.

На второй духовной ступени молитва становится более внимательной. Мысли молящегося менее рассеиваются и более заключаются в словах молитвы. Познавая свою немощь и преуспевая в смирении, молящийся усваивает святоотеческие слова, которые становятся его собственными, то есть выражают то, что переживает он сам. Молитва во время трудов становится внутренней и соединяется с доброделанием. Творя дело Божие, подвизающийся внимательно и от всего сердца обращается ко Господу, перед Которым ходит и предстоит. Если человек правильно подвизается под руководством духовного наставника, его молитва со временем может стать не только внимательной и благоговейной, но даже умно-сердечной.

На третьей (высшей) степени, достигается молитва таинственная, а потому неизреченная. Трезвение и аскетический труд приобретают особый характер. Подвижнику открывается суть вещей, он издалека различает приближающиеся помыслы и совершенно отлагает даже благие, как беспристрастный к ним и желающий непрестанно пребывать только с Богом. Наполненный Божественной любовью, подвижник созидает и вокруг себя Царствие Божие. Его любовь чувствует всякое создание, примером чему служат преподобные Сергий, Серафим и многие другие святые угодники.

Истинная молитва вызывает сильную отрицательную реакцию вражией силы. Борьба и подвиг продолжаются на всех духовных степенях. Ждать, что когда-нибудь наступит покой от духовной брани – значит обольщать самого себя. Но, с новым витком борьбы, по благодати Божией, силы подвижника укрепляются, отношение к происходящему меняется, поскольку в душе возрастает мир и крепнет упование на Бога, а опыт преумножается.

Прежде чем приступить к молитве и обратиться к Богу, молящийся должен создать в себе самом мир и покаянное настроение. Поэтому совершающие келейную молитву перед богослужением и приходящие в храм до начала службы имеют лучшую возможность настроить себя и подготовить к богослужению. Особенно следует освящать молитвой утреннее время. «Ловите утренние часы, – советует святой праведный Иоанн Кронштадтский, – это часы как бы новой обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро Невечернего дня Воскресения, когда разрешимся от этого смертного тела» [11].

Молитвенное правило существует для того, чтобы направить душу правильно и свято поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23). Поэтому главнейшей молитвой является та, которая изложена в православных молитвословах, канонниках и других богослужебных книгах, то есть определенная и благословленная Православной Церковью. «Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны, – пишет святитель Игнатий, – они – произведение падшего разума, и будучи жертвою оскверненною, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий» [12].

Обратиться же к Богу своими словами мы можем, но немногословно и в простоте сердца, прося Его простить, помиловать и помочь нам во всяком деле.

«Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца» [13], – говорит о своем опыте святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Совершать правило в положенные часы обращается в навык, в необходимую естественную потребность, – пишет святитель Игнатий. – При оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение». Поэтому наставникам нужно помнить, что правило необходимо избирать и увеличивать соответственно духовным силам чад во Христе: «Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу» [14] .

В итоге всего вышесказанного о молитве, невольно возникает вопрос: а насколько реален молитвенный подвиг сейчас? Многие склонны думать, что все это было возможно в древние времена и написано не для них, а для святых. Несомненно, что должная молитва приобретается долговременными трудами и подвигами. Нужно учитывать также и то, что, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «удивляться трудами… святых есть дело похвальное, ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное» [15].

Но если близкие к нашему времени и современные нам подвижники достигали высот в молитве, то и для нас это реально. Многие из нас читали о том, какой была молитва новомучеников в тюремном и лагерном заключении, где не было предусмотрено никаких условий для молитвенного делания; каких высот достигали наши современники, подвизавшиеся в советское время в атеистическом государстве. И в нашем непростом мире, среди наших современников есть много примеров для подражания, ибо помогающий им Христос вчера и днесь Той же и во веки (Евр. 13:8).

«Будь мужественным, – призывает преподобный Иоанн Лествичник, – и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения» [16]. Преподобный Иоанн говорит о том, что Бог дает молитву молящемуся, трудящемуся в молитве, а не рассуждающему и мечтающему о ней. Сказать, что значение этого делания велико – ничего не сказать, потому что человек, желающий жить с Богом и в Боге, не может не молиться, пусть вначале он не умеет или плохо умеет обращаться ко Господу. Но его душа, которая по природе христианка, все равно влечет его к Богу и к молитве.

Преподобный Серафим говорил Мотовилову: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла, захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность – богатому и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику» [17].

Успех любого духовного делания заключается в том, чтобы не подвизаться самочинно, а стараться преуспевать в послушании и стяжать дух Христова смирения.

Хотелось бы завершить мое сообщение такими словами преподобного отца: «Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать в непрестанном общении с Ним» [18].

Благодарю вас за внимание.

_______________________________________________________________________________

[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. – М.: Правило веры, 1993. С. 174.
[2] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903. С. 340.
[3] Добротолюбие. Т. 5. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. С. 151.
[4] Добротолюбие. Т. 2. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. С. 229.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. О вере христианской и жизни по Евангелию. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С. 38.
[8] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. О том, что не должно полагаться на свой разум. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С.70-71.
[9] Феофан Затворник (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л.: Редакционно-издательское объединение «Санкт-Петербург», 1991. С. 171.
[10] Добротолюбие. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. С.104.
[11] Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 1. С. 20.
[12] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. – М.: Правило веры, 1993. С.171.
[13] Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Моя жизнь во Христе. – СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1903. Т. 1. С. 196.
[14] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. – М.: Правило веры, 1993. С. 174–175.
[15] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4:42.
[16] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28:64.
[17] Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник. – М.: Дар, 2007. С. 153.
[18] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28:29.

Read More:

Село Красное

Святая Русь. Малая родина Я помню… Где-то, среди тверских лесов и удомельских болот, затерялась небольшая деревенька. Таких в округе много. Еще живых и уже исчезнувших… Милые и незатейливые названия: Ежиха, Рябиха, Деревяжиха, Ишутиха, Красное, Братцево… В тех деревнях и селах, где жизнь еще теплится, с каждым годом становится все больше заброшенных и заколоченных домов. Вот […]

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!»

Крест Господень ‒ это всемирный жертвенник, освященный кровью Агнца Божия ‒ святой жертвы, которую принял за грехи мира возлюбивший нас Бог Отец. На кресте растерзано рукописание наших грехов, крестом убита смерть, поэтому здесь надо искать жизнь для нашей мертвой плоти. Вот почему крест ‒ наша победа, наша слава, венец и защита. Здесь же ‒ у […]

Молитвенное делание в египетских обителях

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братия и сестры! Меня попросили рассказать о том, что мы услышали в египетских обителях* о молитвенном делании. По благословению Святейшего Патриарха, мы оказались в совершенно удивительных местах, и то, что произошло с нами во время поездки в Египет, воспринимается как чудо Божие. Там, где подвизались […]